Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 16:51, лекция
Популярный роман в США конца XVIII века интересен как первые шаги жанра, который в дальнейшем стал национальной литературной формой, произведения же некоторых популярных авторов примечательны, помимо того, как самый исток целого ряда традиций "большой" американской словесности XIX—XX веков. В этом плане особенно показательно творчество Хью Генри Брэкенриджа (1748—1816), яркой личности, писателя, не лишенного литературного таланта, настоящего пионера-первопроходца культурных дебрей молодой республики, достойного предшественника Генри Дэвида Торо и Марка Твена.
Брокденбрауновские картины природы и его художественное открытие — городской пейзаж, который не мог появиться в американской литературе раньше, так как лишь недавно возникли города, представляют отдельный интерес. И природа, и город приобретают под пером Брокдена Брауна специфические, отстраненные очертания: пропорции здесь несколько смещены, углы готически заострены и превращаются в изломы, а сгущение темных тонов дает общий мрачный колорит, что порождает зловещее ощущение шаткости, ненадежности, опасности окружающего мира. Это картины природы и городской жизни, пропущенные через искажающее зеркало смятенной человеческой души. Причем, городской пейзаж именно таким и войдет в литературу США — в произведениях Э. По и Г. Мелвилла.
Собственно, человеческая душа и человеческое сознание — и есть истинное пространство романов Ч. Брокдена Брауна, и это пространство станет затем центральным в американской литературе, более психологической, мистической и метафизической, чем социальной, и безусловно индивидуалистической. Американский готический роман конца XVIII столетия примечателен тем, что является парадоксальным порождение века Разума и вместе с тем более решительной, чем роман сатирический и сентиментальный, переоценка его идей; как своеобразный вклад в широко развернувшуюся дискуссию о создании национальной литературы; как исток психологической линии американской прозы, которая признается исследователями подлинно национальной (Э. По, Н. Готорн, Г. Мелвилл, У. Фолкнер, У. Стайрон и др.) и массовой "психопатологической" беллетристики XX века (С. Кинг).
Таким образом, своеобразие литературной ситуации в Америке связано с переходным характером эпохи и появлением независимого государства США. Собственно художественная литература еще во многом подражательна, а ведущее место принадлежит философской и политической публицистике. Но именно в это время начинается процесс формирования национального самосознания и, следовательно, самостоятельного художественного мышления.
Информация о работе Зарождение жанра романа в американской литературе и национальной поэзии