Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 11:31, контрольная работа
Зарубежная литература 20 века. Общая характеристика литературного процесса
Модернизм, основные течения модернизма. Творчество одного из писателей – модернистов.
Особенности реализма в литературе 20 века. Творчество одного из писателей – реалистов.
Постмодернизм. Творчество одного из писателей – постмодернистов.
План:
Вопрос №1 Зарубежная литература 20 века. Общая характеристика литературного процесса
Первая половина. 20 века - изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая называется. «авангардизм». Но самым ярким направлением становится Реализм. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 века отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В литературе складывается концепция человека. Диапазон концепции расширяется на протяжении всего столетия. Происходят открытия в области психологии – Фрейд, появляется экзистенциализм, учения марксистов. Появляется паралитература, то есть массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Массовое искусство является удобным средством манипулирования сознанием. Массовая культура должна находится под контролем.
Основные темы - тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, проблемы духовного и этического.
Особенности реализма 20 века – отказался от приоритетности принципа подражания. Реализм стал использовать приемы апосредованного познания мира. В 19 веке использовали описательную форму, в 20 веке – аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Реализм 20 века стал активно использовать многие модернистические приемы – поток сознания, суггестивность, абсурд. Реализм становится более философичным, философия входит в литературу как прием глубоко проникающий в структуру произведения, а значит развивается жанр притчи (Камю, Кафка)
Герои реализма тоже меняются. Человек изображается более сложным, непредсказуемым. Литература реализма ставит более сложные задачи – проникнуть в сферу иррационального, в сферу подсознания, исследуя сферу инстинктов.
Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центре находится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.
Наряду с новыми веяниями продолжает существовать тенденция классического реализма. Реализм – метод живой и развивающийся, открытие мастеров прошлого и постоянно обогащающийся новыми приемами и образами.
Вопрос №2 Модернизм, основные течения модернизма. Творчество одного из писателей – модернистов.
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания, характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы.
Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм
Символизм – ( от французского «символ», «знак» ) – модернистическое течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности.
На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции –страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.
Основные признаки символизма:
Связь с романтизмом.
Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству.
Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.
. Для символистов характерна
сосредоточенность на
Кризис символизма ( 1910-1911 ) породил новую поэтическую школу.
Акмеизм – ( от греческого «острие», «высшая точка» ) – модернистическое течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.
Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.
В 1910 году появляется творческий союз футуристов.
Футуризм - ( от латинского «будущее» ) – модернистическое течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.
Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Они были подобны заклинаниям.
Модернизм — искусство современности, искусство, рожденное XX веком.
В период 1910-х—1920-х годов модернизм формируется в художественную систему. В его русло влились возникшие в начале века течения — экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. В произведениях модернистов — писателей, художников, музыкантов, скульпторов — выражено мировосприятие людей сложной общественно-исторической эпохи, наполненной множеством масштабных событий и перемен — таких, как войны, крушение империй, революции, быстрые темпы технического развития, проникновение в новые сферы научного знания о вселенной, о чело- веке, особенностях его мироощущения, психологии в условиях антигуманной индустриальной цивилизации. Убыстряются ритмы жизни, изобретаются более совершенные средства коммуникации, меняются представления о пространственной и временной протяженности. В сфере искусства ведутся поиски новых средств художественной изобразительности. В творчестве писателей-модернистов отразилось присущее им новое художественное мышление, формирующееся под воздействием динамичной многоаспектной действительности Происходят поиски новых приемов и средств самовыражения, раскрытия своего «я», психологии своих современников. Модернисты передают жизнь по-новому, выступая смелыми экспериментаторами в прозе, поэзии, драматургии. Не отвергая сделанное их предшественниками, они ищут и находят новые riytiy отвергают преграды для развития искусства современности. Развитие литературы модернизма происходит во взаимодействии с другими видами искусства— живописи, музыки, скульптуры, с ориентацией на достижения и открытия в науке, философии и психологии. Модернистов объединяет обостренный интерес к внутренней жизни человека, миру его чувств, особенностям восприятия окружающего, к работе памяти и сознания. Движение мыслей, впечатлений, памяти передается в «потоке сознания».
Джеймс Джойс: мифотворец XX века
Джеймс Джойс — один из крупнейших писателей XX века, смелый экспериментатор в искусстве новейшего времени. Наряду с Прустом и Кафкой Джойс причислен к «отцам модернизма». В творчестве Джойса выражены особенности нового художественного мышления его эпохи, получившие широкий резонанс и во многом определившие пути развития прозы XX века.
Художественная система Джойса включает произведения разных форм— сборники стихотворений «Камерная музыка» (1907), «Пенни за штуку» (1927), «Избранные стихотворения» (1936), сбор- ник рассказов «Дублинцы» (1914), романы «Портрет художника в юности» (1916), «Улисс» (1922), «Поминки по Финнегану» (1939), пьеса «Изгнанники» (1918).
Джойс разработал новые способы и приемы художественной изобразительности, открыл новые пути в передаче «потока сознания» и подсознания человека. Великий мифотворец XX века, он создал модель мира и человека в романе «Улисс», задумав его как современную «Одиссею». В «Улиссе» Джойс реализовал свое стремление к всеобъемлющим формам изображения законов бытия с извечно присущими ему проявлениями взаимодействующих страстей, импульсов, побуждений, инстинктов. Как создатель «Улисса», ставшего своего рода энциклопедией модернизма, Джойс вошел в историю мировой литературы.
Работа над «Улиссом» продолжалась семь лет (1914—1921). Она была начата в Триесте, продолжена в Цюрихе и завершена в Париже. Появилось произведение уникальное, не похожее ни на одно из тех, которые были известны мировой литературе. Замысел романа связан со стремлением создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», с которой претворяются извечные начала бытия. «Улисс» состоит из 18 эпизодов; их последовательность определяется движением времени от утра к вечеру. Действие романа начинается в 8 часов утра 16 июня 1904 года и завершается в 3 часа ночи. Каждый из эпизодов соотнесен с определенной песней «Одиссеи». 18 эпизодов романа Джойс подразделял на три части: первую часть он назвал «Телемахией» (I—3-й эпизоды), вторую— «Одиссеей» (4—15-й эпизоды) и третью Nos- tos (16—18-й эпизоды).
Каждый из трех основных персонажей романа имеет свою линию, свою тему, свои мотив В Стивене воплощены начала интеллектуальные. Он образован, обширносгь его познаний передана в сложном потоке его сознания, включающем элементы из текстов Шекспира и Данте, Гомера и Вергилия, Аристотеля и Гете,. Его речь пересыпана историческими именами, поток его мыслей включает слова на многих языках — латинском, греческом, итальянском, французском, испанском, немец- ком.
Линия Блума выдержана в иной стилистике: преобладают детали бытового характера, постоянно присутствует нечто жизнен- но-приземленное и теплое, конкретное. Дублинский Пер Гюнт многолик: этот «великий мещанин», «рогоносец» отзывчив и добр, привязан к семье, тяжело переживает утрату сына, неверность жены, с готовностью помогает людям. Через весь роман проходит тема Блума-странника, гонимого и одинокого. «Блум» — цветок, выросший на ирландской почве, но лишенный корней, уходящих глубоко в землю. Поток сознания Блума прозаичен, его обуревают мысли о повседневном и будничном. Но именно его дом, его «Итака» становится прибежищем для Стивена, в Блуме находит Дедалус своего «отца». Во время ночного разговора выясняется внутреннее родство столь, казалось бы, разных людей. А разговаривают они о многом: о музыке, литературе, Ирландии, о воспитании, медицине и многом другом. Мир вещей, наполняющих дом Блума, поглощает Стивена, втягивает его в себя — белье на веревке, посуда на полках, громоздкая мебель, большие стенные часы.
Торжество жизни, изначально земной сущности человека утверждается в заключающем роман внутреннем монологе Мэрион. Эти две с половиной тысячи слов, не разделенных знаками препинания, этот несущийся поток воспоминаний, ассоциаций, перебивающих одна другую мыслей является синтезом и вместе с тем наиболее сильным проявлением самой сущности «Улисса».
Проза Джойса уникальна. Джойс стремился к «эффекту одновременности впечатления», производимого формой и звучанием творимого образа. Подобный эффект достигается при слиянии зрительного и слухового восприятия. В «Улиссе» Джойс реализовал те принципы, о которых писал в «Портрете художника в юности»:
«Художественный образ предстает перед нами в пространстве или во времени. То, что слышно, предстает во времени, то, что видимо, — в пространстве. Временной или пространственный художественный образ прежде всего воспринимается как самостоятельно существующий в бесконечном пространстве или во времени.. Цельность слухового и пространственного впечатления, производимого художественным образом, достигнута в «Улиссе».
Роман претендует на постижение
универсальных глобальных законов, описывающих
мир. Модель мира – это город Дублин и
всё, что с ним связано. Модернистское
ожидание конца, апокалипсиса – Джойс
говорил, что его описание Дублина настолько
точно и подробно, что по нему можно будет
воссоздать город, если он будет разрушен.
Содержание справочника о Дублине переместилось
в роман. Микрокосм Дублина рассматривается
как макрокосм. Леопольд Блум и Стивен
Дедал – человек. Вообще человек на пути
домой, который ищет уюта, счастья, и ему
всё время что-то мешает его достичь. Рай
– возвращение домой, воссоединение с
семьёй. Время мифа не должно быть линейно.
Время мифа – вечность, точка. В романе
показан один день. Но этот один день такой
же, как и любой другой, значит, это отсутствие
времени. Модель мира замкнуто-мифологическая.
Она перекликается с другими мифами. Выстраивает
ассоциации с ними. Все мифы говорят об
одном и том же: любви, ревности, одиночестве
и пр.
Джойс разрушает в своём романе структуру
хорошо сделанного романа. Он применяет
много техник. Техника потока сознания
впервые появляется в «Улиссе». Хотя поэтика
внутреннего монолога (потока сознания)
сформировался до Джойса. В нашем сознании
есть текучесть - это река или поток с бесконечным
рядом ассоциаций.
Каждый эпизод соответствует части тела, цвету, символу, сфере человеческой деятельности, эпизоду из «Одиссеи» и др. Роман «Улисс», который практически безоговорочно признаётся вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту, вмещает в себя огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аспектов. Дублин предстает в романе символом всего мира, Блум — мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день — всех времён на земле. Подобным образом в главе «Быки солнца» находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.