Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:44, реферат
В культуре Новейшего времени необычайно значительное место заняла литературная индустрия — создание массовой литературы. Литература того типа перестает быть концептуально-авторской, в чем-то возвращаясь к традициям фольклора, но соединенным с современными технологиями производства печатной продукции. Термин «массовая литература» обычно понимается как многозначный, имеющий несколько синонимов: популярная, тривиальная, бульварная, паралитература и др. «Традиционно этим термином обозначают: ценностный «низ» литературной иерархии — произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдолитература»1.
Введение 3
§1. Понятие «массовая литература» и его возникновение 6
§1.1. Беллетристика 10
§2 Жанры массовой литературы 12
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Оглавление
Введение 3
§1. Понятие «массовая литература» и его возникновение 6
§1.1. Беллетристика 10
§2 Жанры массовой литературы 12
Заключение 15
Список используемой литературы 17
В культуре Новейшего времени необычайно значительное место заняла литературная индустрия — создание массовой литературы. Литература того типа перестает быть концептуально-авторской, в чем-то возвращаясь к традициям фольклора, но соединенным с современными технологиями производства печатной продукции. Термин «массовая литература» обычно понимается как многозначный, имеющий несколько синонимов: популярная, тривиальная, бульварная, паралитература и др. «Традиционно этим термином обозначают: ценностный «низ» литературной иерархии — произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдолитература»1.
Возникновение этого понятия — следствие развития теорий «массового общества», «массовой культуры». Существенные изменения, произошедшие в культурном пространстве России и Европы в 20 веке, естественно затронули и литературный процесс. Изменения обнаруживаются в разных сферах литературного пространства. Литература стала превращаться в один из каналов массовой коммуникации, что ярко проявляется в современной литературной практике.
В известной работе «Восстание масс» Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Толпа, возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. Солистов больше нет — один хор. Толпа — понятие количественное и визуальное. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Масса — это «средний человек». По одному-единственному человеку можно определить, масса это или нет. Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью. Как говорят американцы, отличаться неприлично. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Сегодня весь мир стал массой»2.
В социологической точки зрения, к «массовой литературе» должны быть отнесены все произведения, получившие массовое распространение, читаемые большими массами людей вне зависимости от художественных достоинств и особенностей произведений.
Развитие «массовой литературы» объясняется не только недавним появлением «массового общества», но и социологической спецификой литературы как вида искусства. В этом случае стирается грань между «высокой» и «низовой» литературой, они оказываются в равных условиях.
В отличие от других видов искусства литература с момента своего возникновения неразрывно связана с образованием. Ведь под литературой понимается совокупность текстов, зафиксированных в письменной форме. Поэтому на протяжении тысячелетий литература была одним из наименее доступных для широких масс видов искусств. Только религиозные тексты, произносившиеся священниками в храмах, и драматургические тексты, озвучивавшиеся актерами на сцене, могли быть известными большинству населения. Так, в театре Диониса в древних Афинах количество мест позволяло собираться на спектакли практически всем жителям этого города. В представлениях средневековых мистерий в качестве актеров и зрителей также участвовали целые города. Но собственно читателей литературных произведений никогда, вплоть до последнего времени, не могло быть много.
Между тем, живопись, танец, музыка, пение, театр, архитектура, устное народное словесное творчество были доступны для массового восприятия с момента своего возникновения в первобытном обществе.
Изучение «массовой культуры» делается одной из наиболее острых проблем социологии. Сама эта тема не столь уж нова. Сложные процессы, характеризующие современное состояние массовой литературы, непосредственно связаны с литературной жизнью предшествующих десятилетий XX века.
Социологическое исследование явления «массовости», дополненное эстетическим критерием, позволяет выделить три ветви литературы, ставшей доступной массам: во-первых, это классика мировой литературы, во-вторых, «высокая мода» — значительные произведения современной читателю литературы, получившие широкое признание (в том числе благодаря рекламе, СМИ, престижным премиям, даже шумным скандалам и т. д.); в-третьих, особая разновидность литературного чтения, называемая «массовой литературой».
Сегодня изучение массовой литературы
имеет междисциплинарный
Массовой литературой обычно называют многочисленные разновидности словесности, обращенной к предельно широкой, неспециализированной аудитории и реально функционирующей в “анонимных” кругах читателей. Как предполагается эти читатели не обладают никакой особой эстетической подготовкой, они не заняты искусствоведческой рефлексией, не ориентированы при чтении на критерии художественного совершенства и образ гениального автора. Иначе говоря, речь в таких случаях идет о многомиллионной публике.
Массовая литература (или, как обозначают ее ряд исследователей, «паралитература»), как отмечал Ю. М. Лотман: «должна представлять более распространённую в количественном отношении часть литературы. В определенном коллективе она будет осознаваться как культурно полноценная и обладающая всеми качествами, необходимыми для того, чтобы выполнять эту роль. Однако, во-вторых, в этом же обществе должны действовать и быть активными нормы и представления, с точки зрения которых эта литература не только оценивалась бы чрезвычайно низко, но она как бы и не существовала вовсе. Она будет оцениваться как «плохая», «грубая», «устаревшая» или по какому-нибудь другому признаку исключённая, отверженная, апокрифическая»3.
Массовой литературе чужды выработка новых выразительных средств, выход за пределы жанрового канона, переосмысление литературной и культурной традиции; она воспроизводит привычные нормы культуры и морали, отвергая «дух экзистенциального поиска», присущий высокой литературе4. Именно в этом смысле «общая, определяющая черта всей паралитературы — эскапизм, уход от реальности»5. Массовая литература не знает авторской индивидуальности: «искусство комбинации» оказывается нередко единственным обнаруживаемым в тексте умением автора, однако отличие от «природных настоящих писателей» не подвергается сомнению ни читателями, ни самими авторами, которые в многочисленных интервью подчеркивают ремесленный характер своей деятельности6.
Важной предпосылкой становления массовой литературы стала коммерциализация писательской деятельности, вовлечение ее в рыночные отношения. На определенном этапе литературного развития фактор успеха у массового читателя далеко не всегда мог обеспечить писателю громкое имя и стабильную репутацию. Однако со временем писателям, зарабатывавшим на жизнь пером, приходилось считаться уже не столько с авторитетными суждениями избранных ценителей «высокого и прекрасного», обладавших «непогрешимым» вкусом, сколько с полномочными представителями читательской массы — частным издателем и книготорговцем, которые наряду с критиками выступают посредниками между писателем и публикой.
В России, где рынок развлекательной литературы существовал уже в конце 18 века, процессы коммерциализации литературной жизни проходили особенно заметно в тридцатые годы 19 столетия, когда, потеснив литературных аристократов, на авансцену вышли ловкие литературные дельцы, приходившие к читателю «с продажной рукописью», но, увы, далеко не всегда «с чистой совестью», стремившиеся прежде всего к коммерческому успеху. Эти, по выражению С.П. Шевырева, «"литераторы-спекуляторы" потворствуют прихотям века, пишут без труда честного, не по призыву мысли, а потому, что обязались книгопродавцу столько-то листов, как фабрикант обязуется поставить казне столько-то половинок сукна»7.
В Западной Европе первой трети 19 века, особенно во Франции, с появлением массовой читательской аудитории и повсеместным распространением относительно дешевых массовых изданий (так называемая «дешевая пресса в 40 франков») процессы коммерциализации литературной жизни и становления массовой литературы происходили наиболее активно и приняли, что называется, классическую форму. Здесь наладилось конвейерное производство литературного ширпотреба, возникли целые писательские артели, способствовавшие превращению имени писателя в товарный ярлык.
Помимо возникновения
массовой читательской аудитории, коммерциализации
литературной жизни и профессионализации
писательской деятельности, катализатором
процесса становления и развития
массовой литературы обусловлен научно-техническим
прогрессом в сфере книгоиздания
и книжной торговли: удешевлением
процесса книгопечатания, вызванным, в
частности, изобретением ротационного
печатного пресса, развитием сети
привокзальных лавок, благодаря
которым издательства успешно распространяли
свою продукцию среди представителей
«средних» и «низших» классов, организацией
массового выпуска изданий
Естественным следствием
этого стало возникновение
Сам раскол литературы на “элитарную”
и “массовую” – феномен новейшего
времени. Это знак перехода крупнейших
западноевропейских стран к индустриальному,
а затем к постиндустриальному
состоянию (“массовому обществу”). Понятно,
что “массовой” литература может
стать лишь в обществах, где значительная,
если не подавляющая часть населения
получила образование и умеет
читать (т.е. в период после европейских
образовательных революций 19 века);
и только при отсутствии жестких
социальных перегородок, в условиях
интенсивной мобильности
Теперь, когда паралитература окончательно обосновалась в мировом обществе, можно сказать о критериях массовости, которые определяют феномен «массовая литература»: тиражи; широкая известность, читаемость; краткость славы; общая доступность, понятность; коммерциализация; отсутствие высокой идейности; ориентация на примитивный вкус; высокая востребованность; шаблонность (повторяемость, узнаваемость, предсказуемость); приоритет произведения над личностью (нет личности автора, есть творческая задача); возможность реконструкции творческого процесса.
Таким образом, «массовая литература» — это не только ценностный «низ» литературной иерархии, не только социокультурное явление — отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.
Говоря о массовой литературе, невозможно не сказать о таком понятии как «беллетристика». В настоящее время слово «беллетристика» часто упоминается в новом значении «массовой литературы», противостоящей «высокой литературе». В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах 19 века. Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.
В узком смысле, беллетристика
— это лёгкое чтиво, наиболее присущее
таким жанрам, как дамский роман,
детектив, приключение, мистика. То есть,
чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение
на досуге. Беллетристика тесно связана
с модой и стереотипами, популярными
темами, а также может касаться
серьёзных общественных вопросов и
проблем. Типажи героев, их профессии,
привычки, увлечения, — всё это
соотносится с массовым информационным
пространством и циркулирующими
в нём представлениями
Ряд ученых использует термин «массовая беллетристика»для замены выражения «массовая литература в узком смысле слова». Для нее характерна «самотождественность текстов-процессов — именно того качества, которое сам процесс чтения обращает в нечто безусловно занимательное и доставляющее большое удовольствие, а результат чтения — в нечто бесплотно эфемерное». Такое чтение отвечает на потребность в вере и поэтому основано на «полнейшем и некритическом доверии читателя к тексту»8. В массовой беллетристике подчеркнута установка на читателя (а не на действительность, эстетический идеал или авторское самовыражение).
В современном мире зачастую
терминами «массовая
Основным способом отделения
беллетристики от просто массовой литературы
оказывается проверка временем. Все
остальные критерии не позволяют
четко провести границу. Поэтому
все же можно заявить, что беллетристика
является частью массовой литературы,
представляя более «
Разумеется, классические жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. К жанрам массовой литературы, сложившиеся примерно к середине 20 века, обычно зачисляют детектив, шпионский роман, боевик (при желании эти три типа можно объединить под рубрикой криминальный роман), фэнтези (в качестве исходной модели имеющий трилогию английского писателя Дж. P.P. Толкиена «Властелин колец»), триллеры (романы ужасов, типологически восходящие к «готическим» романам А.Радклифф), любовный, дамский, сентиментальный, или розовый романс, костюмно-исторический роман с примесью мелодрамы или даже порнографического романа (ныне считающегося «умирающей» разновидностью массовой литературы, вытесненной соответствующего рода кино и видеопродукцией).