Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:44, реферат
В культуре Новейшего времени необычайно значительное место заняла литературная индустрия — создание массовой литературы. Литература того типа перестает быть концептуально-авторской, в чем-то возвращаясь к традициям фольклора, но соединенным с современными технологиями производства печатной продукции. Термин «массовая литература» обычно понимается как многозначный, имеющий несколько синонимов: популярная, тривиальная, бульварная, паралитература и др. «Традиционно этим термином обозначают: ценностный «низ» литературной иерархии — произведения, относимые к маргинальной сфере общепризнанной литературы, отвергаемые как китч, псевдолитература»1.
Введение 3
§1. Понятие «массовая литература» и его возникновение 6
§1.1. Беллетристика 10
§2 Жанры массовой литературы 12
Заключение 15
Список используемой литературы 17
Во всех вышеперечисленных
жанрово-тематических канонах (список,
разумеется, можно было продолжить)
доминирует принцип повтора, стереотипа,
серийного штампа, поскольку «авторская
установка обязательно
Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания»9
Конечно же, жанрово-тематические
разновидности массовой литературы
допускают возможность
Автор розового романа может многое варьировать в рамках данного канона: внешность, характер, социальный статус героини и ее избранника, ситуации, во время которых происходит их знакомство, перипетии их отношений и т. д., но он не должен выходить за установленные границы — завершая роман трагическим финалом, не доведя дело до свадьбы или окончательного воссоединения возлюбленных, а то, еще хуже, умертвив кого-нибудь из «сладкой парочки».
В равной степени писатель-детективист
может как угодно изощрять свое воображение,
изобретая все новые и новые
способы убийств и ограблений,
выдумывая невообразимые улики,
с помощью которых сыщик
Благодаря налаженному конвейерному производству массовой литературы принцип «формульности», «серийности» проявляется на всех формально-содержательных уровнях литературного произведения — даже в заглавиях, являющихся, наряду с именем хорошо известного и разрекламированного автора и специфически оформленной обложкой, как бы первичным сигналом о принадлежности данной книги к определенному жанрово-тематическому канону.
Вполне естественно, что
названия криминальных романов, выходящих
в серии «Черный поток» или
«Маска», будут сильно отличаться от
заглавий, характерных, скажем, для
розовых романов. Если в «дамской»
беллетристике типовые названия
варьируют ключевые слова сентиментальной
направленности — «любовь», «сердце»,
«соловей», «поцелуй»: «Мое сердце танцует»,
«Песнь соловья», «Лихорадка любви», «И
все же любовь остается», то иною направленность
мы находим в заглавиях
Сюжетному схематизму, стереотипности персонажей, почти всегда подчиненных той или иной сюжетной функции и не выходящих за рамки определенного амплуа, повторяемости стандартных ситуаций соответствует и язык «формульных» произведений, основу которого составляют стилевые клише. Каждой жанрово-тематической разновидности массовой литературы присущ свой язык, свой стиль. Обилие описаний, старательное перечисление географических и исторических реалий какой-нибудь выдуманной страны, планеты или звездной системы, типичного места действия в фэнтези, старательное воссоздание местного колорита, одежды, быта и нравов обитателей баснословных земель — эти «изыски» явно не подходят для детективов (во всяком случае, для произведения, рассчитанного на максимальное соответствие жанрово-тематическому канону и образующей его формуле).
В общем, жанрово-тематический репертуар «произведений» массовой культуры не так широк, как возможно кажется читателю.
Массовая культура неотъемлема
от определенных типов обществ –
индустриального и
Массовая литература, как неотъемлемая часть массовой культуры, обладает всеми ее специфическими особенностями. Наследница «низовой» словесности, оформившись в 19 веке и получив мощное развитие в 20, она напрямую связана с новыми индустриально-техническими формами производства и распространения культуры, сложнейшими социальными процессами, происходящими в обществе.
Тот факт, что чтение массовой
литературы – дело добровольное, и
значит, ее широчайшее распространение
связано с внутренними
Существует две основные точки зрения на место массовой литературы в жизни общества:
– элитаристская: исходящая из идеи существования жесткой иерархии, предполагающей наличие высокой – средней – низкой (массовой) культуры; при этом за каждым типом культуры не просто закреплено свое место, но «средняя» и особенно «низкая» культуры подвергаются критике с позиций культуры «высокой», сориентированной на вкусы элит;
– плюралистическая, предполагающая, что в эпоху всеобщей грамотности и множества разнообразных культурных продуктов человек имеет право сам выбирать, что он хочет, а что отказывается «потреблять», при этом его выбор есть свидетельство личной творческой активности.
Выступая в определенном отношении как средство разрушения культуры, массовая литература одновременно может втягиваться в ее систему, участвуя в строительстве новых структурных форм.
Читатели же массовой литературы рассматриваются либо как бездумные «потребители», которыми манипулируют создатели соответствующих текстов, либо как активные покупатели, выбирающие близкий и интересный им способ проведения досуга.
1. Анастасьев Н.А. Как стать кумиром: Массовая беллетристика в США // Идеологическая борьба и современная культура Запада. М., 1988. С. 191207.
2. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение. 1996. № 22
3. Жаринов Е. В. Историко-литературные корни массовой беллетристики. М.: ГИТР, 2004.
4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.
5. Зверев А. Что такое «массовая литература» // Лики массовой литературы США. М.,1991.
6. Зверев А. Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М., 1991.
7. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.
8. Костина А. В. Массовая культура: теория и практика. М., 1999;
9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1978. 350 с.
10. Лотман Ю.М. Массовая литература как историю-культурная проблема//Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.
11. Мазурина М.Г. Массовая литература 90-х годов в России: философско-социологический анализ формульных повествований (автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук)-М.,1997.
12. Мельников Н. Г. Массовая литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М., 2001.
13. Мельников Н. О понятии массовая литература// Литературоведение на пороге XXI века. М.: Просвещение, 1998.
14. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.
15. Томашевасий Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
1 Мельников Н. Г. Массовая литература/Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – M., 2001. – C. 514.
2 Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. – М.: Издательство «АСТ», 2002. - С. 45–46, 48.
3 Ю. М. Лотман. Массовая литература как историко-культурная проблема // Ю. М. Лотман. О русской литературе. — СПб.: Искусство-СПБ, 1997.
4 Массовая литература как социальный феномен // Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. — М.: РГГУ, 1998.
5 В. Мазепа. Искусство: художественная реальность и утопия. — К.: Наукова думка, 1992. — С. 120.
6 М. А. Черняк. Феномен массовой литературы ХХ века — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 159.
7 Шевырев С. Словесность и торговля//Московский наблюдатель. Кн. 1. Ч. 1., - 1835. – С. 26—27.
8 Михайлов А. В. О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда // Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. – М., 1987. – С. 282–283.
9 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 255
10 Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.