Женские образы в произведении А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Пушкин написал «Повести Белкина» осенью 1830 года. В это время он готовится к свадьбе с Натальей Гончаровой, но вынужден разлучиться со своей невестой и отправиться в Болдино. «Свадьба и семейная жизнь требовали расходов, а финансовые дела родителей невесты были расстроены, пушкинские родители также были в долгах», - пишет Ю. М. Лотман. Пушкин отправился в Болдино, чтобы поправить свои финансовые дела: «Осень подходит. Это любимое мое время - пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом», из письма Александра Сергеевича.

Содержание работы

Введение…………………………………….………………………………….3
Основная часть
1. Женские образы в произведении А.С.Пушкина «Повести покойного
Ивана Петровича Белкина»…………………………………………….………5
1.1. Женские образы……………………………………………………….……5
1.2. От издателя…………………………………………………………….……7
1.3. Выстрел………………………………………………………………….…..8
1.4. Метель………………………………………………………………….……9
1.5. Гробовщик………………………………………………………………….11
1.6. Станционный смотритель………………………………………………....12
1.7. Барышня-крестьянка…………………………………………………….…13
Заключение………………………………………….……………………..….15
Список литературы…………………………….………………………...…...16

Файлы: 1 файл

Женские образы.docx

— 37.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.5. Гробовщик

 

В повести  «Гробовщик» мы обнаружили несколько  женских образов. Во-первых, это дочери Адрияна Прохорова, о которых  он искренне печется: журит, когда застает  за праздным занятием. Эти девушки  имеют свое представление о моде: европейский наряд их состоит  из желтых шляпок и красных башмаков. У них простые русские имена  – Акулина и Дарья – но они  стараются показать себя девушками просвещенными: отец надевает на праздник русский кафтан, а они одеваются по-европейски, на празднике в немецком семействе Адриян ведет себя свободно, а «дочери его чинились». Во-вторых, это дочь сапожника Лотхен. В немецкой семье другие порядки, нет конфликта поколений. На праздничном ужине Лотхен помогает отцу и матери угощать гостей. В-третьих, госпожа Шульц, которая прожила со своим мужем 25 лет. Читатель может назвать этот брак счастливым, т.к. в этом семействе все друг другом довольны, помогают даже кухарке, которая является частью этого семейства. В-четвертых, это старая купчиха Трюхина. Ее семейство тоже можно назвать счастливым, т.к. она уже год находится при смерти в окружении наследников. В-пятых, это работница Адрияна Прохорова. В начале повести рассказчик, говоря о переезде гробовщика, пишет «переселялся всем своим домом». Значит, работница, как и кухарка в немецком семействе, является частью дома, семьи. В этом читатель может убедиться, обратившись к сцене пробуждения гробовщика. Работница не позволила будочнику и портному разбудить хозяина. А также возвращает его в реальный мир, объяснив, что встреча с мертвыми состоялась во сне. Адриян обращается к ней «дура», таким образом, он называет и своих дочерей, думая, что к ним любовники по ночам. Работница называет его «батюшкой», но в тоже время пеняет ему: «не с ума ли спятил, али хмель вчерашний еще у тя не прошел?» Но эти слова успокоили Адрияна, и он из страшного сна возвращается в действительность: семья собирается за утренним чаем.

 

 

1.6. Станционный смотритель

 

В повести  «Станционный смотритель» героиня  преображается: она была дочерью  станционного смотрителя, а стала  «прекрасной барыней». Этот женский  образ представлен глазами титулярного  советника, отца Самсона Вырина и  мальчишки. Мужчины отмечают красоту  Дуни. Советник А. Г. Н. при первой встрече  говорит, что эта четырнадцатилетняя девочка поразила его своей красотой. Он называет ее маленькой кокеткой, потому что Дуня знает о власти своей красоты над мужчинами. Поцелуй, полученный А. Г. Н. от Дуни, запомнился ему навсегда. Самсон Вырин сожалеет о потерянной дочери: «Что за девка-то была! ... Ею дом держался... я ль не лелеял моего дитяти». Предчувствие беды отцом, его тревога, поиски пропавшей дочери, болезнь – все говорит о сверхъестественной связи с дочерью, а также показывает, насколько сильны страдании отца. Когда Самсон Вырин находит Дуню в Петербурге, он тайно любуется своей красавицей дочерью: «Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы... Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался». Через 3 года он причисляет ее к числу «молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой». Советник А.Г.Н. узнает о судьбе Дуни и смерти Самсона от жены пивовара и мальчишки, ее сына. Самсон Вырин спился и умер, его похоронили рядом с женой (библейский мотив). А Дуня, красоту которой отметил даже мальчик (может быть, потому что дала 5 копеек серебром), приезжала к отцу и призвала попа на могилу. Таким образом, она, наверное, просила прощения у своего отца за побег и роскошную жизнь в Петербурге. Хотя она живет в достатке, любима и приходится матерью троих детей, для отца она была «заблудшей овечкой». Почему так, а не иначе сложилась жизнь этих героев? Ведь Дуня могла написать отцу, просить прощения, рассказать, что у нее все в порядке, сообщить о рождении внуков. Этим письмом она успокоила бы отца и, возможно, он стал жить по-прежнему, работая на станции и не тревожась за судьбу своей дочери. Родители заботятся о воспитании своих детях, беспокоятся об их судьбе на протяжении всей жизни, сколько бы лет не было ребенку, для родителей он всегда мал и неразумен. Я думаю, что Дуня очень виновата перед отцом, наслаждаясь роскошью и любовью, она забывает о самом родном человеке и не пытается что-то сделать, чтобы отец не тревожился о жизни дочери.

 

 

1.7. Барышня-крестьянка

 

В повести  «Барышня-крестьянка» рассказчиком выступает уже известная девица К. И. Т. Ее повествование ведется  в духе романтической истории  о любви. В наличии молодые  люди, которых разделяет преграда – родители в ссоре. И Лиза находит  выход из создавшегося положения: если она не может встретиться с  Алексеем Берестовым как другие барышни  на приемах, устраиваемых помещиками, она увидит его в качестве крестьянки. Тем более оценка, данная барышнями, не совпадает с мнением Насти, которая была служанкой Лизы. Барышни  утверждали, что Алексей «мрачный», говорит об «утраченных радостях и увядшей своей юности». А  Настя утверждала, что он «бешеный», т.к. вздумал играть в горелки, и  домашние характеризуют его веселым. Есть только один недостаток: «за девушками  любит гоняться». Лиза переодевается  крестьянкой, чтобы встретить Алексея  как бы ненароком, в тоже время  этот наряд снимает с нее всякие обязательства – увидит своими глазами молодого человека, составит мнение о нем, больше никогда не встретятся благодаря непримиримости отцов. Но эта проказа «балованного дитя» завершается иным образом. Девушки у Пушкина вообще склонны предвосхищать события по каким-то схемам, но итог не оправдывает их ожиданий. Жизнь оказывается намного разнообразнее, чем девичьи планы. Так получается и с Лизой-Акулиной. В первую встречу с Алексеем она еще Лиза, с каждой новой встречей в ней все меньше от барышни, она становится Акулиной: одежда, речь, манеры. Она старается понравиться молодому человеку и в то же время испытывает его: как долго эта связь продлиться, сможет ли Алексей вступить в неравный брак? Лиза переодевается еще раз, чтобы Алексей Берестов не узнал в Лизе Акулины. Лиза наряжается Акулиной, чтобы в ней не узнали барышни (для Алексея и отца), наряжается в духе «мисс Жаксон», чтобы в ней не узнали крестьянки Акулины (для Алексея). Цепь превращений может запутать читателя, но жизнь все расставляет по своим местам. Все разрешилось случайно. Алексей, выбрав в жены Акулину и отказавшись от Лизы, явился, чтобы  лично объясниться с барышней, выясняет правду и прощает этот маскарад. Отец Лизы также прощает своей дочери «резвость и поминутные проказы», которые граничат иногда с правилами плохого тона. Мужчины прощают женщинам шалости, потому что это делает женщин живыми людьми, а не холодными светскими дамами, когда все идет согласно этикету. Ведь Алексей предпочитает игру с простыми девушками в горелки общению с воспитанными уездными барышнями.

Мисс  Жаксон читает любимый роман «Памела» в сотый раз и не замечает, что  ей 40 лет, а в жизни до сих пор  не произошло того, о чем пишут  в романах. Жизнь идет своим чередом, нет схем, по которым строятся человеческие взаимоотношения, жизнь играет с  влюбленными людьми, устаивая по своему вкусу. Хотя эта история так закончилась, потому что девица К. И. Т. так придумала.

 

 

Заключение

 

Подведем  итоги: женские образы в произведении А. С. Пушкина «Повести Белкина» играют важную роль. С их помощью читатель может прийти к выводу о том, каким  представляет автор идеальный брак и семейные взаимоотношения. Женские  образы можно разделить по следующим  признакам:

    • по возрасту. Встречаются и молодые героини, и пожилые, и старые.
    • по социальному положению. Богатые и бедные, графиня, барыня и простые девушки (дочери ремесленников и крестьянки).
    • по отношениям в семье. Это заботливые матери и дочери, балованные и любимые.

           Пушкин считает, что идеальная супруга – это любящая женщина, мудрая в плане устройства семейного счастья, но слабая и беззащитная, когда необходимы мужской разум и хладнокровие. Женщины должны уметь вести светскую беседу, быть опорой для своих мужей и заботливыми матерями.  Брак можно назвать счастливым, если возлюбленные любят друг друга, обожают, уважают, души ни чают друг в друге. Их дом открыт для друзей, там можно найти приятного собеседника или напарника для карточных забав, а также присмотреть невесту или жениха. Женские образы Пушкина разнообразны, но их объединяет верность своему избраннику, милая непосредственность, желание поступать не как предписано правилами этикета и романами, а как велит любящее сердце.

            Женские образы Пушкина в произведении «Повести Белкина» - прелестны, внешне красивы, они умеют быть кокетливыми, подчас смешными, но не терять при этом достоинства. Это не литературные образы, а живые люди, имеющие свои прелести и недостатки, над которыми автор подшучивает, устраивая разные жизненные перипетии. Но за шутливым настроением можно рассмотреть серьезное восприятие брака: быть вместе в счастье и в невзгодах, заботиться о детях и «умереть в один день».

 

 

Список  литературы

 

  1. Макогоненко Г. О «Повестях Белкина» А.С.Пушкина. / Г. Макогоненко.  – М., «Художественная литература», 1978.
  2. Повести Белкина. – Краснодар, «Советская Кубань», 1998.
  3. Повести. Романы. – М., Дрофа, 2007.
  4. Русская литература XIX века. 9 класс. Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. / Под редакцией С.А. Громова. Ч. 2. М., «Московский Лицей», 2003.
  5. Руссова Н.Ю. «Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения». Учебно-методическое пособие. / Н.Ю. Руссова. - М., «Мнемозина», 2006.
  6. Слонимский А.Л. «Повести Белкина». / А.Л.Слонимский. – М., «Детская литература», 1981.
  7. Шапошников В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Литературный анализ в старших классах средней школы. / В.В. Шапошникова. - М., «Московский Лицей», 2003.

Информация о работе Женские образы в произведении А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»