Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
2. СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ 14
3. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РОМАНЕ 23
4. ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ 32
5. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ И ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

женские образы Достоевского.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного  родного человека в этом мире. Она понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще более усугубляет ее положение в обществе.

Во втором же портрете глаза отражают испуг, робость, неуверенность, что  свойственно ребенку, только что  окунувшемуся в жизнь.

Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или иному социальному уровню жизни.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает "мудрость", "разумность", "наука". Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - "кротких" женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если "София" вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.

В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: "безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,…угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза".

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других. "И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену". Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! ", "…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении".

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М. Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. "Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? " - спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня – ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. "Что ж бы я без бога-то была? "

Доказательство необходимости  веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей  искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - "теорию Бога". Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие "необыкновенный человек", так же как неприемлема возможность преступить "закон Божий". Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. "Убивать? Убивать-то право имеете? - всплеснула руками Соня"11. Для нее все люди равны перед Богом.

Да, Соня тоже преступница, как и  Раскольников, она также преступила нравственный закон: "Мы вместе прокляты, вместе и пойдем", - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, "вечная Сонечка", с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... "12.

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и наказанием бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. "Это человек-то вошь?"13 - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой, возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

 

4. Трагическая судьба Катерины Ивановны

 

Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с  тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.

"Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена…. Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…. . она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему... И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти…"14

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... "15. Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".

В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь непомерна, что смирение для нее просто невозможно. Катерина Ивановна "бунтует", но ее "бунт" превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу "добиваться справедливости", откуда ее также с позором выгоняют).

Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. "На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! " - говорит она перед смертью.

5. Второстепенные женские и детские образы в романе

 

Система персонажей романа "Преступление и наказание" включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников, Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов также являются заметными и потому понятными нам персонажами. Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.

Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние собирательного образа которых мы можем проследить на протяжении всего романа: это и дети Катерины Ивановны, и невеста Свидригайлова, и девочка-утопленница, которая снится ему во сне, это и пьяная девочка, встретившаяся Раскольникову на бульваре - все эти герои не могут остаться без внимания, потому что, несмотря на их небольшое участие в развитии действия в романе, они играют важную роль.

У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена - и сын Коля. Так их описывает Ф.М. Достоевский: "старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике" (Полечка), "самая маленькая девочка, лет шести" (Лена), "мальчик годом старше её" (Коля).

Дети были плохо одеты: Полечка была одета в "ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен", и "худенькую разодранную всюду рубашонку", Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна.

Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы: "…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает"16.

Дети Катерины Ивановны сыграли свою определённую роль в судьбе каждого из основных персонажей произведения.

Образ детей был необходим писателю для раскрытия образа Сони и достижения своего замысла.

С помощью образа детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях, и это заключалось в том, что он хоть какое-то время пытался не пить. Когда его раздавило повозкой, и он умер, в кармане у него нашли пряник, который он нёс детям: "…в кармане у него пряничного петушка нашли: мёртво-пьяный идёт, а про детей помнит".

Таким образом, писатель использует образ  детей, чтобы показать нам, что в душе Мармеладова, человека, причинявшего горе себе самому и своей семье, жили ещё любовь, забота и сострадание. Поэтому мы не можем рассматривать проявление душевных качеств отставного чиновника только как сугубо отрицательное.

Образ же Свидригайлова становится только ещё более загадочным и непонятным, когда мы видим, что пошлый, развратный человек, для которого не существует нравственных законов, совершает благородный поступок и тратит свои деньги на то, чтобы устроить детей Катерины Ивановны в пансион. И здесь писатель снова вплетает в ткань романа образ детей. Но даже такой благородный поступок не может затмить собой все грехи Свидригайлова. На протяжении всего романа мы можем видеть всё самое низкое в нём, в его душе, все худшие качества: жестокость, эгоизм, способность перешагнуть через человека для удовлетворения своих интересов, в том числе способность на убийство (своей жены, Марфы Петровны, потому что, судя по всему, можно сказать, что Свидригайлов убил свою жену, выдав за апоплексичный удар), вся низость натуры Свидригайлова проявляется в эпизоде с Дунечкой, когда она тайно встречалась с ним в последний раз, для того, чтобы узнать о брате. "Разве возможно то, что вы пишете? Вы намекаете на преступление, совершённое будто бы братом... . Вы обещали доказать: говорите же! " - негодует Дуня. Свидригайлов привёл Дуню к себе, запер дверь и начал целовать и обнимать её, но затем открыл дверь, поняв, что Дуня ненавидит его и никогда не полюбит. Это было тяжёлым испытанием для Дуни, но она, по крайней мере, знала, что за человек Свидригайлов, и если бы не любовь к брату, никогда бы не пошла к этому человеку. Это доказывают Дунины слова: "Вот мы уже поворотили за угол, теперь нас брат не увидит. Объявляю вам, что я не пойду с вами дальше".

Но ещё более раскрывает всю  глубину разврата, в которой погрязла душа Свидригайлова, история с глухонемой племянницей мелкой процентщицы, приятельницы Свидригайлова, немки Ресслих.

В Петербурге ходил слух, что девочка  покончила жизнь самоубийством из-за того, что была жестоко оскорблена Свидригайловым. Хотя он сам всё отрицает, но в ночь перед самоубийством ему снится сон: "…а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову. Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…"17

Информация о работе Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"