Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
2. СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ 14
3. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РОМАНЕ 23
4. ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ 32
5. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ И ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

женские образы Достоевского.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Свидригайлов с его вседозволенностью, с полным отсутствием каких бы то ни было моральных принципов и нравственных идеалов, посягнул на самое святое, по мнению Достоевского – на душу ребёнка.

Этим эпизодом и, особенно, сном, писатель хотел показать на примере Свидригайлова, что такие аморальные люди, действуя лишь во благо своих (почти всегда гнусных) интересов, губят невинные души.

В образе девочки здесь заключен образ всех тех, кто чище, невиннее, светлее всех других в этом мире и потому слабее, и потому над ним издеваются, мучают и губят его все те, кто моральных принципов не имеет вовсе.

Можно только порадоваться за невесту Свидригайлова, что их свадьба не состоялась. Потому что, несмотря на то, что девочка по-своему полюбила своего жениха ("Ушли все на минуту, мы с нею как есть одни остались, вдруг бросается мне на шею (сама, в первый раз), обнимает меня обеими ручонками, целует и клянётся, что она будет мне послушною, доброй и благодетельной женой, что она сделает меня счастливым…" - рассказывал Свидригайлов Раскольникову), он-то оставался таким же развратным человеком, просто она не понимала этого; он бы погубил её душу.

Эта проблема – безнравственности и духовной чистоты – также занимала Достоевского, но он понимал, что люди, подобные Свидригайлову, будут всегда, недаром же словно подтверждением тому, что более слабых, образ которых олицетворяют дети, ребёнок, и дальше будут мучить и губить их души, служит хохот Свидригайлова: "Детей я вообще люблю, я очень люблю детей".

Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом же нам говорил писатель и устами Сони.

Стоит здесь вспомнить и Лизавету с её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою: " …губы её перекосились, так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать"18; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек:

" …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней…"19.

Достоевский показывает детский испуг  на лицах Сони и Лизаветы не случайно. Обе эти девушки спасаются религией, верой в бога: Соня от ужасной порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться; а Лизавета – от запугиваний и побоев сестры. Писатель ещё раз подтверждает свою мысль, что ребёнок близок к богу. Помимо того, что ребёнок – " образ Христов" – в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.

Поэтому образ ребёнка – это  ещё и образ беззащитного человека с его идеалами, нравственными  стремлениями; личности, которая слаба перед воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие "дельцы" как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера.

Это мы можем заключить из того, что Иисус Христос имеет двойственную натуру: он есть сын бога, сошедший с неба, в этом проявляется его божественная натура, но он имел человеческий облик, принял на себя человеческие грехи и страдания за них, поэтому мы можем сказать, что образом Христа является не только сам ребёнок как символ духовной нравственности и чистоты, небесной святости, но и земной человек, нравственные идеалы которого попираются в атмосфере порока.

В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные души людей уродуются, всё самое лучшее и нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню.

Необходимость веры в бога, в светлые  идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения образ женщины и образ ребёнка.

 

Заключение

 

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.

У Достоевского каждый герой имеет  свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.

В романе "Преступление и наказание" автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею "Божьего человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? ".

В Соне воплощен народный характер в  его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме  в сторону юродивой, недаром она  столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться  талантом писателя, создавшего их.

Все типы представил писатель в своих  романах, но сам остался на стороне  кротких и слабых внешне, но сильных  и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его "бунтарка" Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.

Федор Михайлович Достоевский как  великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в  "вихревом" потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.

Проходят десятилетия, века сменяют  друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.

 

Список использованной литературы

 

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972

2. Гроссман Л.П. Достоевский – М.; Молодая гвардия, 1963

3. Егоров Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели. – М., 1990

4. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: книга для учителя. – М., 1986

5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1978

6. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1980

7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974

8. Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985

9. Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982

10. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. // Литературная критика т.3, Л., Художественная литература, 1981, с.177 – 244.

11. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. // Достоевский и русские писатели. – М., 1977

12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. – М., 1980

13. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М.: Современный писатель, 1979

14. Фридлендер П.М. Реализм Достоевского. – М. – Л: Наука, 1964

15. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. – М., 1963

16. Чичерин А.В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985

17. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1980

18. Якушин Н. И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М. . 1998

19. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983

 

Примечания

1 Фридлендер П. М. Реализм Достоевского. – М. – Л: Наука, 1964, с.58.

2 Кирпотин В. Я.  Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974, с.337.

3 Чичерин А. В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985, с.136.

4 .  Кашина Н. В.  Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. – М., 1980, с.46.

5 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.33.

Достоевский, там же, с.56.

7 Достоевский, там же, с.44.

8 Достоевский, там же, с. 203.

9 Писарев Д. И. Борьба за жизнь.// Литературная критика  т. 3, Л., Художественная литература, 1981, с. 192.

10 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.252-253.

11 Достоевский, там же, с.433.

12 Достоевский, там же, с.558.

13 Достоевский, там же, с.430.

14 Достоевский, там же, с.42-43.

15 Достоевский, там же, с. 43.

16 Достоевский, там же, с. 44.

17 Достоевский, там же, с. 518.

18 Достоевский, там же, с. 104.

19 Достоевский, там же, с.424.



Информация о работе Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"