Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 12:59, контрольная работа
Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир вопросов, колебаний, в мир духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 10
2. СИСТЕМА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ 14
3. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РОМАНЕ 23
4. ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ 32
5. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЖЕНСКИЕ И ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Свидригайлов с его
Этим эпизодом и, особенно, сном, писатель хотел показать на примере Свидригайлова, что такие аморальные люди, действуя лишь во благо своих (почти всегда гнусных) интересов, губят невинные души.
В образе девочки здесь заключен образ всех тех, кто чище, невиннее, светлее всех других в этом мире и потому слабее, и потому над ним издеваются, мучают и губят его все те, кто моральных принципов не имеет вовсе.
Можно только порадоваться за невесту Свидригайлова, что их свадьба не состоялась. Потому что, несмотря на то, что девочка по-своему полюбила своего жениха ("Ушли все на минуту, мы с нею как есть одни остались, вдруг бросается мне на шею (сама, в первый раз), обнимает меня обеими ручонками, целует и клянётся, что она будет мне послушною, доброй и благодетельной женой, что она сделает меня счастливым…" - рассказывал Свидригайлов Раскольникову), он-то оставался таким же развратным человеком, просто она не понимала этого; он бы погубил её душу.
Эта проблема – безнравственности и духовной чистоты – также занимала Достоевского, но он понимал, что люди, подобные Свидригайлову, будут всегда, недаром же словно подтверждением тому, что более слабых, образ которых олицетворяют дети, ребёнок, и дальше будут мучить и губить их души, служит хохот Свидригайлова: "Детей я вообще люблю, я очень люблю детей".
Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом же нам говорил писатель и устами Сони.
Стоит здесь вспомнить и Лизавету с её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою: " …губы её перекосились, так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать"18; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек:
" …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней…"19.
Достоевский показывает детский испуг на лицах Сони и Лизаветы не случайно. Обе эти девушки спасаются религией, верой в бога: Соня от ужасной порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться; а Лизавета – от запугиваний и побоев сестры. Писатель ещё раз подтверждает свою мысль, что ребёнок близок к богу. Помимо того, что ребёнок – " образ Христов" – в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.
Поэтому образ ребёнка – это ещё и образ беззащитного человека с его идеалами, нравственными стремлениями; личности, которая слаба перед воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие "дельцы" как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера.
Это мы можем заключить из того, что Иисус Христос имеет двойственную натуру: он есть сын бога, сошедший с неба, в этом проявляется его божественная натура, но он имел человеческий облик, принял на себя человеческие грехи и страдания за них, поэтому мы можем сказать, что образом Христа является не только сам ребёнок как символ духовной нравственности и чистоты, небесной святости, но и земной человек, нравственные идеалы которого попираются в атмосфере порока.
В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные души людей уродуются, всё самое лучшее и нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню.
Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения образ женщины и образ ребёнка.
Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.
У Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться.
В романе "Преступление и наказание" автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица вечной Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею "Божьего человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? ".
В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой, недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.
Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.
Все типы представил писатель в своих романах, но сам остался на стороне кротких и слабых внешне, но сильных и не сломленных духовно. Вероятно, поэтому гибнет его "бунтарка" Катерина Ивановна, а тихая и кроткая Сонечка Мармеладова не только выживает в этом страшном мире, но и помогает спастись Раскольникову, оступившемуся, потерявшему опору в жизни. Так всегда было на Руси: мужчина - деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.
Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в "вихревом" потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.
Проходят десятилетия, века сменяют друг друга, а правда женского характера, запечатленная автором, продолжает жить, будоражить умы новых поколений, приглашает вступать в полемику или соглашаться с писателем.
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972
2. Гроссман Л.П. Достоевский – М.; Молодая гвардия, 1963
3. Егоров Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели. – М., 1990
4. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: книга для учителя. – М., 1986
5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1978
6. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1980
7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974
8. Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985
9. Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982
10. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. // Литературная критика т.3, Л., Художественная литература, 1981, с.177 – 244.
11. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. // Достоевский и русские писатели. – М., 1977
12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. – М., 1980
13. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М.: Современный писатель, 1979
14. Фридлендер П.М. Реализм Достоевского. – М. – Л: Наука, 1964
15. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. – М., 1963
16. Чичерин А.В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985
17. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1980
18. Якушин Н. И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М. . 1998
19. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983
1 Фридлендер П. М. Реализм Достоевского. – М. – Л: Наука, 1964, с.58.
2 Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974, с.337.
3 Чичерин А. В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985, с.136.
4 . Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. – М., 1980, с.46.
5 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.33.
Достоевский, там же, с.56.
7 Достоевский, там же, с.44.
8 Достоевский, там же, с. 203.
9 Писарев Д. И. Борьба за жизнь.// Литературная критика т. 3, Л., Художественная литература, 1981, с. 192.
10 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983, с.252-253.
11 Достоевский, там же, с.433.
12 Достоевский, там же, с.558.
13 Достоевский, там же, с.430.
14 Достоевский, там же, с.42-43.
15 Достоевский, там же, с. 43.
16 Достоевский, там же, с. 44.
17 Достоевский, там же, с. 518.
18 Достоевский, там же, с. 104.
19 Достоевский, там же, с.424.
Информация о работе Женские образы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"