Жизнь и творчество Короленко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди - их очень мало, но встречи с ними драгоценны, встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.
Человек – правда, человек – искренность, человек – честность таким являлся В.Г.Короленко. Настоящий борец за справедливость, нравственный идеал той эпохи, и, пожалуй, настоящей. За всю свою жизнь Владимир Галактионович никогда не отступал от своих помыслов и реально воплощал их в жизнь. Весь его жизненный путь теснейшим образом был связан с освободительной борьбой русского общества против самодержавия. Свыше сорока лет он отдал этой борьбе, годами томился в тюрьмах и ссылках.

Файлы: 1 файл

Короленко.docx

— 59.23 Кб (Скачать файл)

 Однако исключительный  успех в области художественной  литературы не заслонял интереса  писателя к публицистике. Не быть  молчаливым свидетелем издевательств над людьми, а выступать «партизаном, защищая права и достоинства человека всегда, где это можно сделать пером»- такова была задача, которую ставил Короленко перед собой. Ему мало было облекать в художественную форму свои мечты и образы, ему нужна была борьба с реальным злом, дававшая реальные результаты. «Для меня,- писал Короленко о своей деятельности публициста, - это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности».

 Почти в пятидесяти  газетах и журналах появлялись корреспонденции и статьи Владимира Галактионовича – уже это говорит об огромном размахе публицистической деятельности писателя. «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить её, передать дальше, разнести всюду до самых дальних углов, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души».

 В 1885 году Короленко  начал сотрудничать в казанской  газете «Волжский вестник». Статьи  его до того уродовались цензурой, что порой автор не узнавал  их. Но главное было не в  этом. После цензурной расправы «кое-что всё-таки оставалось», - писал Владимир Галактионович. Провинциальная печать его не удовлетворяла, и он тянулся к газете с большим кругом читателей. Такой газетой ему представлялись «Русские ведомости». В этой газете и стали печататься художественные, а затем и публицистические произведения Короленко. Публицистике он отдался со всей свойственной ему страстью. Его статьи составили целую эпоху в нашей журналистике. Особую всероссийскую славу Владимира Галактионовича создали те политические компании, которые он освещал на страницах газет.

 В 1886 году впервые  увидела свет повесть «Слепой  музыкант».

 Произведение повествует о слепорождённом мальчике, для которого мир навсегда лишён красок и света, жизни и счастья. Герой погружён в вечный мрак и горе. Короленко весьма проникновенно воссоздаёт тот мир ощущений и звуков, в котором живёт его герой. Но писатель вводит в этот мир слепого вояку-гарибальдийца, который с гневом говорит слепому: «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим…». Он выводит слепого из богатой усадьбы в широкий мир, знакомит юношу с героическим прошлым Родины, раскрывает перед ним всю глубину людских страданий. И слепой понял, что его личное горе ничтожно по сравнению со страданием народа. Повесть закачивается описанием концерта, на котором слепой музыкант потрясает сердца людей своим искусством. Автор показывает, что человек не должен замыкаться лишь на своих страданиях, ведь вокруг него тоже много несчастных людей и обязанность всех несчастных или счастливых помогать друг другу в чём бы то ни было и облегчить страдания каждого.

 Появление этого произведения  имеет свою любопытную историю. После появления «Сна Макара» редакция газеты «Русские ведомости» обратилась к Короленко с просьбой дать какое-либо художественное произведение. Не имея ничего законченного, Владимир Галактионович послал в редакцию первую главу начатой работы, указав в письме, что дальнейшее содержание представляется автору ещё смутно. Однако вскоре он с ужасом увидел первую главу «Слепого музыканта» уже напечатанной. Пришлось тотчас же приняться за продолжение работы. «Возможно,- писал Короленко, - что без этого «недоразумения» мой бедный «музыкант» так и остался у меня в виде начала». Работал над повестью Владимир Галактионович чрезвычайно напряжённо, судя по датам газет, в которых появлялись последующие части. Как только печатания закончились, автор приступил к исправлению текста, и уже в новом виде повесть была напечатана в июльской книге «Русской мысли», а затем вышла отдельным изданием.

 В основном произведения  Короленко печатались с 1885 по 1893 год в «Русской мысли». Кроме рассказа «Сон Макара», в 1885 году появилось произведение «В дурном обществе». В следующем году – «Лес шумит», в 1887 - «Прохор и студенты», в 1888 – «С двух сторон», в 1890 – «Павловские очерки», в 1891 – «Тени». С декабря 1892 по июль 1893 года Короленко печатал в «Русской мысли» обзоры «Текущая жизнь. Размышления, наблюдения и заметки», за подписью «Провинциальный наблюдатель».

Легенда «Лес шумит» написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорблённый в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. При всей поэтичности темперамента Короленко, из созерцания природы он извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности.

 Повести «Прохор и  студенты и «С двух сторон» посвящены московской жизни Петровской академии тех лет, когда автор сам был студентом. В повести «С двух сторон» нашли отражение вопросы, взволновавшие тогдашнее студенчество.

 В 1886 году издательство  «Русской мысли» выпустило первую книгу «Очерков и рассказов» Короленко. Она сразу же выдержала несколько изданий. В 1893 году вышла в свет вторая книга «Очерков и рассказов».

 В начале 90-х годов  над всей страной разразилось  огромное бедствие. Двухлетний неурожай  завершился голодом, охватившим районы с сорокамиллионным населением. В Нижегородской губернии Владимир Галактионович выбрал местом своей деятельности наиболее пострадавший, Лукоянский уезд. В конце февраля 1892 года Короленко отправился в этот уезд, где с небольшими перерывами ему пришлось провести около шести месяцев.

 Работа на голоде  для Владимира Галактионовича  заключалась не только в организации  столовых и кормлении голодавших. С первых дней ему пришлось  вступить в борьбу с властями, отрицавших наличие голода. Короленко в своих статьях в «Русских ведомостях», несмотря на цензуру, разоблачал весь это заговор молчания о голоде и давал подлинную картину жизни народных масс. На ряде примеров из практики уездных властей Владимир Галактионович вскрывал всю мерзость полицейского режима. Статьи писателя вызвали многочисленные отклики, со всех сторон стали поступать пожертвования в пользу голодавших. «Русская мысль» и «Русские ведомости» издали два сборника, весь доход которых поступил в распоряжение Короленко. Сам он принял участие в этих сборниках рассказами «Черкес», «Река играет». На собранные средства Владимир Галактионович открыл целую сеть столовых.

 В ноябре 1893 года, сборник  «В голодающий год» вышел отдельным  изданием. Книга эта и сейчас  читается с большим волнением.  Нетрудно себе представить, какое впечатление она произвела в своё время. Короленко был потрясён всем тем, что ему пришлось увидеть в деревне. Рухнуло политическое представление о деревенской общине, в которой богатый брал на себя тяготы неимущего. На бедствиях и горе народном кулаки наживались. Эти выводы о расслоении деревни, основанные на огромном фактическом материале, подтверждавшие взгляды молодых марксистов, в устах Короленко звучали особенно убедительно. Работа над книгой «В голодный год» целиком захватила Владимира Галактионовича. «С этим голодом – всё оставил: и в душе, и в голове, и в сердце эти мотивы. Хочется поскорее сбыть их»,- писал он.

 «В голодный год» - это обвинительный акт против дворянско-помещичьего класса и царской монархии. В книге нет ни громких фраз протеста, ни призывов к революции. Но в целом это страстное обличение всего самодержавия, виновника разорения страны и тех нечеловеческих условий, в которых жил народ.

 В 1893 году писатель  совершил поездку на Всемирную  выставку в Чикаго в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости». Америка встретила писателя картинами жёсткой безработицы, нищеты и бесправия, рабства цветных и безраздельного господства доллара. Короленко создаёт рассказы и очерки, навеянные наблюдениями над буржуазным миром Запада. Самым значительным произведением из них была повесть «Без языка», в которой он описал горестные похождения украинского крестьянина, наивно мечтавшего найти на чужой стороне счастье и жестоко разочаровавшегося в своих надеждах. Матвей Лозинский, обладающий огромной физической силой, человечностью, честностью, страстно любящий свободу и справедливость, оказывается чужим в бездушном буржуазном обществе. Он не может подчиняться его волчьим законам. Доведённый до исступления, Матвей проклинает показную буржуазную свободу. И лишь на митинге безработных, простых людей Америки, герой Короленко обретает духовное единство с трудовым народом, находит с ним общий язык.

 В одной из статей Владимир Галактионович передаёт разговор с встреченным им на пароходе американцем. С иронией отмечает Короленко его «колокольный патриотизм». «Он глубоко уверен, что Америка – лучшая страна в мире, Иллинойс – лучший штат в Америке, его квартал – лучший квартал в городе, его дом – лучший дом этого квартала…» . Заносчивому, воинственному национализму писатель противопоставлял истинный патриотизм, предполагающий борьбу против национального и социального гнёта, уважение другим нациям. Короленко говорит об угнетении негров американцами, ирландцев – англичанами. Потрясённый всем увиденным в «свободной» Америке, писатель заносит в дневник: «Есть особые вагоны для негров… негр должен при встрече обходить американца. Два негра, беседующие на тротуаре, обязаны непременно посторониться оба, американец оскорбляется, если ему пришлось свернуть. Цветные держатся в терроре. Время от времени идёт крик, что негры зазнались, и при первом проступке – линч и казнь» .

 На примере индейцев, «когда – то великого племени», от которого осталась жалкая кучка людей, Короленко вскрывает типичную картину колониальной политики.

 В 1894 году Владимир  Галактионович привлёк внимание  общественности к новому преступлению  правительства – Мултанскому делу, в котором ярко выразилась политика натравливания одного народа на другой. Группа крестьян удмуртов из села Старый Мултан Вятской губернии была обвинена в убийстве прохожего нищего якобы с целью принесения человеческой жертвы языческим богам. Удмурты были осуждены на каторгу. На втором слушании дела присутствовал в качестве корреспондента Короленко. Потрясённый всем увиденным и услышанным, он писал Н.Ф. Анненскому: «…Здесь, в дальнем углу, приносилось настоящее жертвоприношение невинных людей шайкой полицейских разбойников, под предводительством прокурора и с благословения Сарапульского окружного суда. Следствие совершенно фальсифицировано, над подсудимыми и свидетелями совершались пытки». Короленко едет в Мултан, на месте расследует и изучает события и вскрывает перед лицом общественности всю фальшь этого заведомо подстроенного процесса. На третьем судебном разбирательстве писатель сам выступил в качестве защитника. Мултанцы были оправданы. Когда после процесса в поддержку обвинения выступила официальная церковь в лице «учёного» попа Н.Н. Блинова, Короленко снова выступает на страницах печати, на этот раз, разоблачая изуверов в рясах, действующих заодно с изуверами в мундирах.

 Это дело излишний  раз подтверждает необыкновенный  патриотизм Короленко, чувство  любви к своему народу. Владимир Галактионович с необыкновенным упорством ведёт борьбу с произволом властей, будучи сам пострадавшим от этого произвола. Он не способен молчать и спокойно наблюдать за тем, что творится в обществе, ему необходимо действовать и действовать до победного конца, до торжества истины.

 Вообще многогранный  талант Владимира Галактионовича  поражает своим единством, гармоничностью  и цельностью. Его художественные  произведения и публицистические  статьи всегда подчинены одной  идее – борьбе за торжество правды и справедливости. Язык публицистики Короленко подкупает своей изящной красотой. В своей работе публициста он преследовал основную цель: борьбу против угнетения человека против бескультурья и дикого варварства всего царского строя. Он отдавал себя справедливости с тем редким, целостным напряжением, в котором чувство и разум, гармонически сочетаясь, возвышаются до глубокой, религиозной страсти. Владимир Галактионович как бы видел и ощущал справедливость. Влияние Короленко чувствовали на себе даже враги писателя, порой покорно выслушивавшие полные речи гнева.

 Страстная проповедь  немыслима без трибуны, без  газеты, журнала. Естественно, что  Короленко не мог обходиться  без участия в периодической  печати. В литературе иногда высказывали  мысль, что, родись Владимир Галактионович не в условиях русского царизма, он ограничил бы свою деятельность одной беллетристикой, так как

 условия русской жизни  конца века толкали его на  путь журналиста. Это мнение ошибочно. В любой стране, где господствовала несправедливость Короленко нашёл бы себе пищу для общественной деятельности и борьбы. Владимир Галактионович был и остался типично русским гуманистом, свято верившим в высокое призвание человека.

 В середине 90-х годов  Короленко пользовался огромной  популярностью. Он стал совестью русской литературы. К нему обращались все, кто нуждался в помощи и поддержки.

 В 1896 году Владимир  Галактионович переехал в Петербург.  Внешне казалось, что Короленко  пристал к какому-то берегу. В  его распоряжении был журнал  «Русское богатство», было издательство, в котором, как и прежде в издательстве «Русской мысли» выходили его книги. Но это благополучие было только внешним. Литературная активность писателя значительно снизилась. Бесчисленные заседания, редактирование журнала, забота о хозяйственных нуждах – всё это отнимало массу времени. В петербургские годы Короленко написал ничтожное количество произведений.

 Владимир Галактионович часто выступал публично с чтением своих произведений. Сбор от этих чтений поступал в пользу общественных организаций, преимущественно учащихся высших учебных заведений. В Петербурге Короленко сразу стал деятельным членом комитета «литературного фонда». Много внимания уделял он и «Кассе взаимопомощи писателей». Владимир Галактионович читал массу рукописей молодых, начинавших писателей. И не было случая, чтоб кто-нибудь мог пожаловаться на отсутствие внимания к литературному произведению со стороны Короленко.

Информация о работе Жизнь и творчество Короленко