Золотой век русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 16:52, реферат

Описание работы

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература.
Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В
стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла
свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались
преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. Рылеев был повешен
царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан в Сибирь Бестужев.
Гениальный Пушкин провел свою молодость в ссылке, а впоследствии был затравлен
придворной камарильей и убит в самом расцвете сил.

Содержание работы

Введение

1. Литература начала века

1.1 Пушкин

1.2 Лермонтов

1.3 Гоголь

1.4 Белинский

1.5 Герцен

1.6 Салтыков-Щедрин

1.7 Островский

1.8 Тургенев

1.9 Гончаров

1.10 Достоевский

1.11 Толстой

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тит история рус.литературы.docx

— 42.35 Кб (Скачать файл)

смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский

как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками

революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

 

Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения огромного

критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России.

Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в

которой показаны страдания людей на царской каторге.

 

Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и

наказание» (1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей

исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать

моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает

внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты

и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и

поругание человеческого достоинства.

 

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в этой книге, Писатель

считает, что буржуазный индивидуализм характерен для представителей революционного

лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский

хочет развенчать в его лице и все революционное движение.

С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому» принципу подавления

слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и

кроткой веры.

 

Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский

воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано

изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских

кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия

человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным

злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть

против жестокости современной жизни.

 

Творчество Достоевского получило мировое признание. Его реакционные идеи, его

высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические

инстинкты, которые надо подавлять при помощи религиозного смирения, использовались

идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий

реалист и страстный обличитель капитализма, Достоевский служит своим искусством

прогрессивному человечеству.

 

1.11  Толстой 

 

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду деятелей

мировой культуры. Толстой происходил из высшей дворянской знати, но он порвал со

своим классом и выступил как выразитель идей и настроений многомиллионного

русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и его ненависть к

господствующему помещичье-буржуазному режиму, и его незнание путей борьбы,

политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные представления о возможности

«непротивления злу». В биографической трилогии «Детство,

отрочество и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька Иртеньев

принадлежит к числу тех нравственно чутких людей из господствующего класса,

которые остро чувствуют социальную несправедливость и ложь окружающей жизни. Образ

такого человека, мучительно ищущего правды, желающего разобраться в происходящем,

проходит через все творчество Толстого.

 

Служба в армии на Кавказе и в Крыму, участие в героической обороне Севастополя

сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в солдатские"

шинели. В ряде произведений, посвященных войне на Кавказе, и в своих замечательных

«Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой нарисовал

картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и изобразил величие

русского солдата, выполняющего свой долг просто и спокойно, без позы и громких

фраз.

 

Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея

народной войны против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и

мировой литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую

картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее

эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он

противопоставил ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с

национальными основами народной жизни или пытаются понять сложные противоречия

действительности и найти свое место в дни великого народного бедствия.

 

Толстой вывел в своем романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно

совершающих великие подвиги. Эти люди представляют народную Россию, которая

бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих классов. Величие полководца

Кутузова Толстой также видит в его отчужденности от узких интересов господствующих

верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому,

 

что война эта носила патриотический, общенародный характер.

 

Но в «Войне и мире» сказались и реакционные стороны воззрений

Толстого. Защищая мысль о невозможности активного и сознательного руководства

военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и

невмешательство в стихийный ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и в том,

что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом крестьянина Платона

Каратаева, олицетворяющего смирение и христианскую покорность судьбе.

 

Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже в

рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась

мировая литература.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Творцы искусства, которых сегодня относят к "золотому веку",

незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества.

Развитие об¬щественных коллизий рубежа веков властно требовало пере¬оценки

ценностей, смены устоев творчества и средств худо¬жественной выразительности.

На этом фоне рождались ху¬дожественные стили, в которых смещался привычный

смысл понятий и идеалов. Новое искусство, прихотливое, загадочное и

про¬тиворечивое, жаждало то философской глубины, то мисти¬ческих

откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась

символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию,

мета¬физическая и декоративная живопись, новый синтетичес¬кий балет,

декадентский театр, архитектурный модерн.

 

На первый взгляд худо¬жественная культура "золотого века" полна

загадок и про¬тиворечий, с трудом поддающихся логическому анализу.

Ка¬жется, будто на грандиозном историческом полотне пере¬плелись

многочисленные художественные течения, творчес¬кие школы, индивидуальные,

принципиально нетрадицион¬ные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и

абстракцио¬низм, "мирискусничество" и "Новая школа церковного

пе¬ния"... Контрастных, порой взаимоисключающих художест¬венных

направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие

столетия развития отечествен¬ной культуры. Однако эта многогранность искусства

"серебря¬ного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов,

как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

 

Список использованной литературы

 

 

1. Зезина М. Р.  Кошман Л. В.  Шульгин В. С.  История

русской культуры. – М., 2000

 

2. Милюков П. Н. Очерки по истории  русской культуры. – М., 2003

 

3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции  по курсу культурологии ) .

 

4. История Русской культуры. 2001 г. В.И.Пилявский, А.А.Тиц,  Ю.С.Ушаков.

 

5.    Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 2000 г.

Б.А.Рыбаков.

 

6.    История культуры. Высшая  школа 2000 г. В.Н. Ткачев.

 

7.    Русская культура первой  половины XVIII века. 1999 г.

А.Н.Петров.

 

8.    История русской культуры. 2002 г.

 

9.    История русского искусства. В 6 т. 2003 г.

 

      10.  Энциклопедический  словарь русского

художника. Педагогика. 2003

 

 

 


Информация о работе Золотой век русской литературы