Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики, социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.
Введение                                                                                                     2 
Динамика и структура денежных доходов и расходов
 населения  Беларуси.                                                                            3 
               1.2.    Дифференциации доходов                                                          5
              2.       Уровень и качество жизни населения:
               понятие, основные показатели                                                          9
              3.1.    Направления  социальной  политики  в  РБ                     12
             3.2.    Социальная  защита и социальная помощь населению 14
Заключение                                                                                          18
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение                      
 населения 
Беларуси.                                     
               
1.2.     Дифференциации доходов                       
2. Уровень и качество жизни населения:
               
понятие, основные показатели                    
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение                    
Список литературы
                              
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью 
Социальная политика, с 
точки зрения функционирования экономической 
системы, играет двоякую роль. По мере 
экономического роста создание благоприятных 
условий в социальной сфере становится 
главной целью экономической 
деятельности, то есть в социальной 
политике концентрируются цели экономического 
роста. Во-вторых, социальная политика 
является и фактором экономического 
роста. Если экономический рост не сопровождается 
ростом благосостояния, то люди утрачивают 
стимулы к эффективной 
Целью государственной социальной 
политики является обеспечение системы 
мер по улучшению условий жизни 
и труда всех слоев населения, 
предотвращению и устранению социального 
неравенства, повышению образовательного 
и культурного уровня граждан. И 
экономическая наука призвана дать 
теоретическое обоснование 
Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики ,социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.
1.1Динамика и структура 
денежных доходов и расходов населения 
Беларуси.  
 Регулирование доходов населения и заработной 
платы является одним из приоритетных 
направлений социальной политики государства, 
направленной на обеспечение устойчивого 
роста уровня жизни людей и сокращение 
бедности. Денежные доходы 
населения включают оплату труда всех 
категорий населения, пенсии, пособия, 
стипендии и другие социальные трансферты; 
поступления от продажи продуктов сельского 
хозяйства; доходы от собственности в 
виде процентов по вкладам, ценным бумагам, 
дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской 
деятельностью; доходы от продажи иностранной 
валюты и др. 
Реальные денежные 
доходы — это денежные доходы, скорректированные 
на индекс потребительских цен на товары 
и услуги. 
В 2003 г. денежные доходы населения составили 
около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.), 
в том числе оплата труда — 12 550 млрд р. 
(49,2 %), социальные трансферты — 4604 млрд 
р. (18,1 %), доходы от собственности — 412 млрд 
р. (1,6 %), доходы от предпринимательской 
деятельности и другие — 7897 млрд р. (31,1 
%). Оплата труда остается тем не менее 
главным фактором, влияющим на рост денежных 
доходов населения. Номинальная начисленная 
среднемесячная заработная плата работающих 
в экономике в 2003 г. составила 253,5 тыс. р. 
(в 2002 г. — около 190,0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский 
уровень принять за 100 % , то выше этого 
уровня заработная плата в 2003 г. была в 
промышленности (114 %), строительстве (130 
%), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке 
и научном обслуживании (130 %), в сферах 
финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского 
уровня заработная плата была в торговле 
и общественном питании (76 %), отраслях 
социальной сферы (77—88 %): здравоохранении, 
образовании, культуре и др. Причем эта 
ситуация сохраняется с 1990 г. Общая позитивная 
тенденция роста доходов населения и реальной 
заработной платы не снимает с повестки 
дня необходимость более целенаправленного 
решения весьма сложных и острых проблем 
в этой сфере: 
• по-прежнему остается низкой доля оплаты 
труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.), 
тогда как в экономически развитых странах 
она составляет 50—60 %; 
                              
• реальные денежные доходы населения 
в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь 
на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная 
плата работающих в экономике — на 3 %, 
что свидетельствует о медленных темпах 
восстановления ее главных функций — 
воспроизводственной и стимулирующей, 
которые были утрачены в кризисные годы;
 
• соотношение номинальной 
 
  Денежные расходы 
и сбережения населения включают расходы на покупку 
товаров и оплату услуг, обязательные 
платежи и добровольные взносы (налоги 
и сборы, платежи по страхованию, взносы 
в общественные организации, проценты, 
уплаченные за предоставленные кредиты 
и др.), изменение задолженности по кредитам, 
покупку иностранной валюты, накопление 
сбережений во вкладах и ценных бумагах. 
 В 2003 г. денежные расходы и сбережения 
населения составили 25 282 млрд р., в том 
числе покупка товаров и оплата услуг 
— 18 226 млрд р. (72,1 %), оплата обязательных 
платежей и добровольных взносов — 2442 
млрд р. (9,7 %), накопление сбережений в депозитах 
и ценных бумагах, покупка валюты и другие 
расходы — 4614 млрд р. (18,2 %). В целом уровень 
достижения рациональных норм и нормативов 
потребления на душу населения по большинству 
товаров составляет около 60—70 % . Высокая 
доля потребления продуктов питания (около 
50 %) в общем объеме потребления обычно 
ассоциируется с низким уровнем жизни 
населения. По данным международной статистики, 
нормой считается уровень расходов на 
питание в структуре потребительских 
расходов, не превышающий 30 %. 
 Сложно дать достоверную оценку уровня 
жизни населения без учета уровня пенсионного 
обеспечения, поскольку к категории пенсионеров 
относится четверть жителей страны. Основная 
суть этой одной из самых острых социальных 
проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие 
социальных потребностей пенсионеров, 
незначительная дифференциация их размеров, 
высокий тариф страховых взносов при недостаточности 
средств для финансирования пенсий приемлемого 
уровня. 
 Достаточно сложным было состояние системы 
пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг., 
что в значительной степени обусловлено 
общей экономической ситуацией. Солидарные 
пенсионные системы зависят от показателей, 
влияющих на формирование финансовых 
ресурсов — доходов населения, численности 
плательщиков страховых взносов, платежеспособности 
и платежной дисциплины предприятий и 
организаций. Пенсионный фонд недобирает 
значительную часть страховых взносов. 
Среди главных причин — большое число 
финансово неустойчивых и убыточных предприятий, 
нецелевое использование средств, увеличение 
нагрузки на пенсионную систему в результате 
ухудшения соотношения работников —плательщиков 
страховых взносов и пенсионеров (в 2003 
г. оно составило 1,66). 
 С целью обеспечения своевременности 
выплаты пенсий Декретом Президента Республики 
Беларусь изменены порядок и периодичность 
их перерасчета в связи с ростом средней 
заработной платы рабочих и служащих. 
Введено обязательное государственное 
страхование для индивидуальных предпринимателей. 
Эти меры позволили стабилизировать финансовое 
положение Фонда социальной защиты населения 
и обеспечить своевременность пенсионных 
выплат. Вместе с тем они не сняли остроту 
проблемы нехватки финансовых ресурсов 
для обеспечения заданных параметров 
соотношения средней пенсии по возрасту 
и средней заработной платы. 
 Соотношения, характеризующие уровень 
пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. 
сложились следующим образом:
 
• средний размер пенсии вырос с 
65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или 
в 1,75 раза;
 
• минимальный потребительский 
бюджет пенсионера увеличился за этот 
период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, 
т.е. рост пенсии отстает от роста 
бюджета;
 
• уменьшились доля пенсии в МПБ 
пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение 
среднего размера пенсии к среднему 
размеру заработной платы с 39 до 
38 %;
 
• негативные процессы в пенсионной 
сфере выразились концентрированно 
в снижении темпов роста реального 
размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 
102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.
 
 Очевидно, что на нынешнем этапе 
дефицит средств, нерешенные проблемы 
экономического развития затрудняют поддержание 
пенсионного обеспечения на достаточном 
уровне и достижение рациональной дифференциации 
пенсий с учетом трудового вклада. 
Положение усугубляется и несовершенством 
самой пенсионной системы: наличие 
большого числа льгот по досрочному 
выходу на пенсию, использование неэффективных 
механизмов формирования финансовой базы 
пенсионных структур и др. Действующая 
национальная пенсионная система нуждается 
в реформировании, поскольку далее 
она не может способствовать социальной 
стабильности. 
 Социальной стабильности не способствуют 
и процессы социального расслоения по 
имущественному признаку, высокий уровень 
бедности в стране.
1.2 Дифференциации доходов.
Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией заработной платы.
Дифференциация доходов 
(зарплаты) — явление объективное, 
связанное с социально-
В современных условиях произошли существенные изменения в получаемых населением доходах — увеличилось их многообразие, усложнилась структура, явно проявилась тенденция к дифференциации.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето (Вильфредо Парето (1848-1923гг.) – итальянский экономист и социолог), согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Неравенство в доходах можно измерить количественно, для чего используются данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домохозяйств республики. На их основании рассчитывают:
♦модальный душевой доход — уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
♦медианный душевой доход — доход, который находится в середине ряда распределения населения по уровню душевого дохода, т.е. средний доход;
♦ показатели дифференциации населения по уровню душевого дохода.
Для этого семьи ранжируются 
в порядке возрастания 
а)квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на 5 групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — это 20 % семей с самыми маленькими располагаемыми ресурсами, вторая — следующие 20 % семей и т.д. Пятая квинтильная группа — это 20% семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на одного члена семьи;
б)децильные группы, которые строятся аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых групп (10 %).
Степень социального расслоения населения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
Коэффициент дифференциации 
доходов, или коэффициент фондов, 
— это соотношение между 
. (1.2)
Коэффициент фондов показывает, во сколько раз доходы 10 % самых богатых семей страны превышают доходы 10 % самых бедных семей. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.
В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов 10 %, 20 %, 25 % самых богатых граждан к максимальным доходам 10 %, 20 %, 25 % самых бедных.
Американский экономист Макс Лоренц (1876-1959гг.) развил закон Парето, предложив его графическое изображение в виде кривой распределения доходов, или кривой («лука») Лоренца (рис.3).
% дохода
% населения
Рис.3. Кривая («лук») Лоренца [6, с 59]
Для этого на графике по 
оси абсцисс откладывают 
Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики предприятия