Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики, социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.
Введение 2
Динамика и структура денежных доходов и расходов
населения Беларуси. 3
1.2. Дифференциации доходов 5
2. Уровень и качество жизни населения:
понятие, основные показатели 9
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение 18
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
населения
Беларуси.
1.2. Дифференциации доходов
2. Уровень и качество жизни населения:
понятие, основные показатели
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью
Социальная политика, с
точки зрения функционирования экономической
системы, играет двоякую роль. По мере
экономического роста создание благоприятных
условий в социальной сфере становится
главной целью экономической
деятельности, то есть в социальной
политике концентрируются цели экономического
роста. Во-вторых, социальная политика
является и фактором экономического
роста. Если экономический рост не сопровождается
ростом благосостояния, то люди утрачивают
стимулы к эффективной
Целью государственной социальной
политики является обеспечение системы
мер по улучшению условий жизни
и труда всех слоев населения,
предотвращению и устранению социального
неравенства, повышению образовательного
и культурного уровня граждан. И
экономическая наука призвана дать
теоретическое обоснование
Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики ,социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.
1.1Динамика и структура
денежных доходов и расходов населения
Беларуси.
Регулирование доходов населения и заработной
платы является одним из приоритетных
направлений социальной политики государства,
направленной на обеспечение устойчивого
роста уровня жизни людей и сокращение
бедности. Денежные доходы
населения включают оплату труда всех
категорий населения, пенсии, пособия,
стипендии и другие социальные трансферты;
поступления от продажи продуктов сельского
хозяйства; доходы от собственности в
виде процентов по вкладам, ценным бумагам,
дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской
деятельностью; доходы от продажи иностранной
валюты и др.
Реальные денежные
доходы — это денежные доходы, скорректированные
на индекс потребительских цен на товары
и услуги.
В 2003 г. денежные доходы населения составили
около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.),
в том числе оплата труда — 12 550 млрд р.
(49,2 %), социальные трансферты — 4604 млрд
р. (18,1 %), доходы от собственности — 412 млрд
р. (1,6 %), доходы от предпринимательской
деятельности и другие — 7897 млрд р. (31,1
%). Оплата труда остается тем не менее
главным фактором, влияющим на рост денежных
доходов населения. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата работающих
в экономике в 2003 г. составила 253,5 тыс. р.
(в 2002 г. — около 190,0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский
уровень принять за 100 % , то выше этого
уровня заработная плата в 2003 г. была в
промышленности (114 %), строительстве (130
%), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке
и научном обслуживании (130 %), в сферах
финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского
уровня заработная плата была в торговле
и общественном питании (76 %), отраслях
социальной сферы (77—88 %): здравоохранении,
образовании, культуре и др. Причем эта
ситуация сохраняется с 1990 г. Общая позитивная
тенденция роста доходов населения и реальной
заработной платы не снимает с повестки
дня необходимость более целенаправленного
решения весьма сложных и острых проблем
в этой сфере:
• по-прежнему остается низкой доля оплаты
труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.),
тогда как в экономически развитых странах
она составляет 50—60 %;
• реальные денежные доходы населения
в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь
на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная
плата работающих в экономике — на 3 %,
что свидетельствует о медленных темпах
восстановления ее главных функций —
воспроизводственной и стимулирующей,
которые были утрачены в кризисные годы;
• соотношение номинальной
Денежные расходы
и сбережения населения включают расходы на покупку
товаров и оплату услуг, обязательные
платежи и добровольные взносы (налоги
и сборы, платежи по страхованию, взносы
в общественные организации, проценты,
уплаченные за предоставленные кредиты
и др.), изменение задолженности по кредитам,
покупку иностранной валюты, накопление
сбережений во вкладах и ценных бумагах.
В 2003 г. денежные расходы и сбережения
населения составили 25 282 млрд р., в том
числе покупка товаров и оплата услуг
— 18 226 млрд р. (72,1 %), оплата обязательных
платежей и добровольных взносов — 2442
млрд р. (9,7 %), накопление сбережений в депозитах
и ценных бумагах, покупка валюты и другие
расходы — 4614 млрд р. (18,2 %). В целом уровень
достижения рациональных норм и нормативов
потребления на душу населения по большинству
товаров составляет около 60—70 % . Высокая
доля потребления продуктов питания (около
50 %) в общем объеме потребления обычно
ассоциируется с низким уровнем жизни
населения. По данным международной статистики,
нормой считается уровень расходов на
питание в структуре потребительских
расходов, не превышающий 30 %.
Сложно дать достоверную оценку уровня
жизни населения без учета уровня пенсионного
обеспечения, поскольку к категории пенсионеров
относится четверть жителей страны. Основная
суть этой одной из самых острых социальных
проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие
социальных потребностей пенсионеров,
незначительная дифференциация их размеров,
высокий тариф страховых взносов при недостаточности
средств для финансирования пенсий приемлемого
уровня.
Достаточно сложным было состояние системы
пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг.,
что в значительной степени обусловлено
общей экономической ситуацией. Солидарные
пенсионные системы зависят от показателей,
влияющих на формирование финансовых
ресурсов — доходов населения, численности
плательщиков страховых взносов, платежеспособности
и платежной дисциплины предприятий и
организаций. Пенсионный фонд недобирает
значительную часть страховых взносов.
Среди главных причин — большое число
финансово неустойчивых и убыточных предприятий,
нецелевое использование средств, увеличение
нагрузки на пенсионную систему в результате
ухудшения соотношения работников —плательщиков
страховых взносов и пенсионеров (в 2003
г. оно составило 1,66).
С целью обеспечения своевременности
выплаты пенсий Декретом Президента Республики
Беларусь изменены порядок и периодичность
их перерасчета в связи с ростом средней
заработной платы рабочих и служащих.
Введено обязательное государственное
страхование для индивидуальных предпринимателей.
Эти меры позволили стабилизировать финансовое
положение Фонда социальной защиты населения
и обеспечить своевременность пенсионных
выплат. Вместе с тем они не сняли остроту
проблемы нехватки финансовых ресурсов
для обеспечения заданных параметров
соотношения средней пенсии по возрасту
и средней заработной платы.
Соотношения, характеризующие уровень
пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг.
сложились следующим образом:
• средний размер пенсии вырос с
65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или
в 1,75 раза;
• минимальный потребительский
бюджет пенсионера увеличился за этот
период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза,
т.е. рост пенсии отстает от роста
бюджета;
• уменьшились доля пенсии в МПБ
пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение
среднего размера пенсии к среднему
размеру заработной платы с 39 до
38 %;
• негативные процессы в пенсионной
сфере выразились концентрированно
в снижении темпов роста реального
размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г.,
102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.
Очевидно, что на нынешнем этапе
дефицит средств, нерешенные проблемы
экономического развития затрудняют поддержание
пенсионного обеспечения на достаточном
уровне и достижение рациональной дифференциации
пенсий с учетом трудового вклада.
Положение усугубляется и несовершенством
самой пенсионной системы: наличие
большого числа льгот по досрочному
выходу на пенсию, использование неэффективных
механизмов формирования финансовой базы
пенсионных структур и др. Действующая
национальная пенсионная система нуждается
в реформировании, поскольку далее
она не может способствовать социальной
стабильности.
Социальной стабильности не способствуют
и процессы социального расслоения по
имущественному признаку, высокий уровень
бедности в стране.
1.2 Дифференциации доходов.
Различия в уровне доходов на душу населения или заработной платы на одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией заработной платы.
Дифференциация доходов
(зарплаты) — явление объективное,
связанное с социально-
В современных условиях произошли существенные изменения в получаемых населением доходах — увеличилось их многообразие, усложнилась структура, явно проявилась тенденция к дифференциации.
Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето (Вильфредо Парето (1848-1923гг.) – итальянский экономист и социолог), согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение 80 : 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Неравенство в доходах можно измерить количественно, для чего используются данные, полученные на основе выборочных бюджетных обследований домохозяйств республики. На их основании рассчитывают:
♦модальный душевой доход — уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
♦медианный душевой доход — доход, который находится в середине ряда распределения населения по уровню душевого дохода, т.е. средний доход;
♦ показатели дифференциации населения по уровню душевого дохода.
Для этого семьи ранжируются
в порядке возрастания
а)квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на 5 групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа — это 20 % семей с самыми маленькими располагаемыми ресурсами, вторая — следующие 20 % семей и т.д. Пятая квинтильная группа — это 20% семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на одного члена семьи;
б)децильные группы, которые строятся аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых групп (10 %).
Степень социального расслоения населения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
Коэффициент дифференциации
доходов, или коэффициент фондов,
— это соотношение между
. (1.2)
Коэффициент фондов показывает, во сколько раз доходы 10 % самых богатых семей страны превышают доходы 10 % самых бедных семей. Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.
В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
Различают также децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов 10 %, 20 %, 25 % самых богатых граждан к максимальным доходам 10 %, 20 %, 25 % самых бедных.
Американский экономист Макс Лоренц (1876-1959гг.) развил закон Парето, предложив его графическое изображение в виде кривой распределения доходов, или кривой («лука») Лоренца (рис.3).
% дохода
% населения
Рис.3. Кривая («лук») Лоренца [6, с 59]
Для этого на графике по
оси абсцисс откладывают
Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики предприятия