Административные методы государственного регулирования экономики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. Задачами исследования являются: рассмотрение направления социальной политики, социальной защиты и социальной помощи населению. А так же изучить динамику и структура денежных доходов и расходов населения Беларуси и дифференциацию доходов.

Содержание работы

Введение 2
Динамика и структура денежных доходов и расходов
населения Беларуси. 3
1.2. Дифференциации доходов 5
2. Уровень и качество жизни населения:
понятие, основные показатели 9
3.1. Направления социальной политики в РБ 12
3.2. Социальная защита и социальная помощь населению 14
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрльная НЕП 27 вариант.docx

— 102.56 Кб (Скачать файл)

В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты:

Ø      медицинское обслуживание;

Ø      пособия по безработице;

Ø      пенсии по старости;

Ø      пособия по производственному травматизму;

Ø      пособия по инвалидности;

Ø      пособия в связи с потерей кормильца;

Ø      пособия по беременности и родам;

Ø      пособия по болезни;

Ø      семейные пособия.

Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам  уделяется все большее внимание во многих странах.

Несмотря на разнообразные  подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации  в различных странах.

Первым принципом можно  назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Второй - это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности.  Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов.  В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты – это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Третий принцип системы  социальной защиты – принцип интегрированности. Данный принцип определяет фундаментальное требование к системе социальной защищенности, которое состоит в том, чтобы эта система действовала на всех уровнях с четким определением прав, ответственности и функций каждого института гражданского общества. При этом чрезвычайно важно правильно распределить компетенцию между уровнями и институтами

В настоящее время основными компонентами системы социальной защиты в странах с рыночной экономикой являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.

Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде таких выплат, как пенсии, пособия. Право на получение социальных выплат приобретается в зависимости от уплаты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с болезнью, производственным травматизмом, достижением пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца.

Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или групп населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни бедных семей и граждан независимо от уплаты страховых взносов. Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной форме (например, горячее питание или купоны на оплату продовольственных товаров, лекарств, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, дрова и уголь для отопления, оплата коммунальных услуг и квартирная плата).

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

С точки зрения воздействия  на объекты, меры социальной защиты реализуются  в активной и пассивной формах.

Активные меры воздействуют на причины снижения уровня социальной защищенности с целью их устранения.  

Широкое использование получили активные формы защиты трудящихся от безработицы: создание дополнительных рабочих мест; переобучение новым  профессиям; организация самостоятельной  занятости населения.

К активным формам относятся  также меры по социальной реабилитации инвалидов, социальной адаптации многодетных  и неполных семей.

Пассивные меры сводятся к  поддержанию уровня жизни социально  уязвимых слоев населения. К ним  относятся: выплата пособий по безработице, семейных пособий; оказание социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, бездомным, пожилым людям.

По уровню гарантий, предоставляемых  населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах  мира, можно разбить на две группы: немецкую и английскую.

Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни.

Вторая система, которая  называется «бевериджской» (по имени также ее родоначальника – Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладают принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости.

Социальное государство  – это тип государства, призванного гарантировать каждому определенный уровень жизни (минимум материального и культурного существования) посредством перераспределения доходов и собственности.

В соответствии с основным принципом социального государства  на первый план выдвигается ответственность  общества за условия существования  каждого его гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. 
 Одной из основных функций социальной политики является создание системы социальной защиты, механизм которой включает меры, касающиеся всех членов общества, и меры, адресованные отдельным социальным группам. 
 Одной из форм проявления социальной политики государства является  регулирование занятости, основной целью которого считается достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процессы воспроизводства рабочей силы. 
 Также одним из приоритетов социально направленной экономики государства является регулирование распределения доходов.  Государственное распределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. 
 Что же касается Республики Беларусь, то пристальное внимание государства к социальным стандартам свидетельствует о его подлинно народной политике, позволяющей избежать резкой дифференциации в уровне и качестве жизни населения, обеспечивать доступность к образованию, здравоохранению, науке и культуре. Одновременно поощряются собственные усилия всех категорий граждан по обустройству своего бытия, а также по наращиванию личного вклада в реализацию общих программ и планов, нацеленных на дальнейшее развитие социально-экономического и духовно-нравственного потенциала страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2008.
  2. Статистическая информация, предоставленная министерствами Республики Беларусь за 2001-2003 годы.
  3. Сайт www.bargu.by: Социальная политика в Республике Беларусь
  4. Лемешевский,  И.  М.  Национальная  экономика Беларуси:  основы  стратегии развития: курс лекций / И. М. Лемешевский – Минск: ФУАинформ, 2012.
  5. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под общ.ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд.,  перераб. и доп.- Минск: БГЭУ, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Им. П. О. СУХОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине:

 

 

«Национальная экономика Беларуси»

 

 

 

Вариант 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                   студент группы ЗУ-31

                       М.С. Проничкин

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Гомель 2013

 


Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики предприятия