Афинская школа и эллинистический период античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Афинская школа и эллинистический период античной философии
1. Каковы основные черты классической философии Древней Греции? Какие вопросы ставили перед собой философы классического периода?
2. Что такое идея по Платону? Какие свойства можно назвать, в качестве основных свойств идеи?
3. Обладают ли идеи согласно Платону самостоятельным существованием? Как Платон раскрывает проблему соотношения вещи и идеи?
4. Как Платон понимает знание? Что означает выражение «знание как припоминание»?
5. Какие идеи являются основой социально-политического учения Платона?
6. В чем Аристотель видит главную задачу философии?
7. Какие философские идеи древнегреческих мыслителей оказали влияние на развитие науки?

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 49.29 Кб (Скачать файл)

     Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.  
     Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.  

  1. В чем Аристотель видит главную задачу философии?

Философия и учение Аристотеля.

     Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством намеченного Сократом пути – посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение составляло исходный пункт его философии, в силу которого он и в позднейшее время еще причислял себя к платоновской школе. Преимущество же его перед Платоном состоит в том, что он понял недостаточность учения об идеях для объяснения эмпирической действительности. Хотя под конец Платон и не без торжественности провозгласил идеи, представлявшиеся ему первоначально только, как неизменное бытие, причиною чувственного мира, но ему все-таки не удалось (на что и указывает Аристотель) согласовать эту мысль с прежде установленным понятием о мире идей. Ближайшую причину этой неудачи Аристотель совершенно справедливо видит в том,  что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного мира, т. е идеи не должны приниматься, как нечто отличное от вещей, доступных восприятию, как нечто существующее отдельно от этих вещей. Напротив того, их следует считать такой сущностью, которая находится в самих вещах их определяющим содержанием. Слабость Платона, как и его величие, заключается именно в его теории двух миров; основная же мысль Аристотеля та, что сверхчувствительный мир идей и мир – тождественны. 

  1. Какие философские идеи древнегреческих мыслителей оказали влияние на развитие науки?

 

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до  н.э.  (Платон, Демокрит)  четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми  проходит  через всю дальнейшую историю философии.

     Три периода в развитии античной философии:

     В истории греческой философской  мысли, начиная с Гегеля, принято выделять три основных периода.

     Первый период - формирование греческой философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, «досократиков».

     Второй период – расцвет греческой философской мысли (V-VI вв. до н.э.), в центре его находится философия Сократа и его последователей, философия Платона и Аристотеля.

     Третий период – закат и, затем,  упадок (III в. до н.э.-V в. до н.э.), греко-

римская философия.

     Первый период – VI век до н.э.

     Это философия периода образования рабовладельческого общества.

Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой и Гераклитом.

Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ.

     Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала.

      Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о «гармонии» в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей.

     Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейская школа положила начало идеализму.

     Второй период - V век до н.э.

     На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о строении материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

     Третий период – философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и просветитель – возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений.

     Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит)

     Особое место  в  Философии  античности  занимает  материалистическое

направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного,  и  притом вещественного начала. Материализм Философии античности развивали Эмпедокл,  Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал,  из которого состоят все вещи. Этот материал значительно  позднее  стали называть  субстанцией.

     Согласно Фалесу это вода, Анаксимену -  воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу – земля, вода, огонь и воздух.

     Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни.

     Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды.

Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

          Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни.

Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в воде и только потом вышла на сушу.

     Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность, т.к. считал, что это свойство мертвых.  Он приписывал движение всем вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой борьбу.

     Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной

противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве

противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов.  Эту закономерность он называл логосом.  «Все совершается через борьбу и по необходимости».

     Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной с ней”, говорил он.

     Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи.

     Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и

революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, «не по природе самих вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

     Хотя  большинство  этих  положений  было  переосмыслено, значение

Древнегреческих атомистических идей  оказалось  исключительно  большим  и  предопределило дальнейшее развитие в этой области.

     Гераклит отрицал  существование неизменного единого  бытия, лежащего за миром многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного мира в другой. Становление присуще самой первооснове вещей. Так, первоосновой Гераклит считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону логосу: «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Мир постоянно движется, меняется, но он не является хаосом. Гераклиту кажется недостаточным для объяснения единства мира обращение к первовеществу, он вводит нечто более абстрактное - порядок, закон как неотъемлемое свойство первовещества. Мир единого и мир многого уже не находятся в трагическом противостоянии. Основа мира -  «это возможность всего», это неопределенная множественность бытия.

     Война - отец всего существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по правилам, подчиненная закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не предрешен. Возможность свободы, лежащая в самой основе мира,

придает уверенность и человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются только с помощью разума.

     Разум  - свидетельство  силы человека, он прямо приближает  его к началу мира.

    Для Демокрита задача научного познания,  состоит в том, чтобы наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего» и дать им объяснение исходя из общих принципов атомистики.  Это может быть достигнуто посредством совместной деятельности ощущений и разума.

Основные черты метода научного познания Демокрита:

1. В познании исходить  от единичного;

2. Любые  предмет  и  явление разложимы до простейших  элементов (анализ) и объяснимы исходя из них (синтез);

3. Различать существование "по истине" и "согласно мнению";

4. Явления действительности - это отдельные фрагменты  упорядоченного  космоса, который  возник и функционирует в результате действий чисто механической причинности.

     Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие, считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш мир, как продукт бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении мы можем получить верное знание о предмете, поскольку ощущение - это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам.

     Этическое учение Сократа.

     Этика - (греч. ethos -  привычка,  обычай)  одна  из  древнейших  теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он

принадлежал.

     Софисты – первые профессиональные учителя «мудрости» и красноречия, центром философских исследований которых являлся человек и его отношение к миру. Основная группа софистом по своим философским взглядам примыкала к материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители софистов Протагор, Платон, Сократ.

     Сократ – человек, древнегреческое философское учение которого знаменует поворот от  материалистического натурализма к идеализму. Он представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем  линии Платона  в античной философии.

      В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

           Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. «Познай себя» – так звучит его главный тезис. Главной задачей своей жизни Сократ считал обучение человека мышлению, умению находить в себе глубинное духовное начало. Метод, который он избрал для решения этой непростой задачи – ирония, освобождающая человека от самоуверенности, от некритического принятия чужого мнения. Цель иронии – не разрушение общих нравственных устоев, напротив, в результате иронического отношения ко всему внешнему, к предвзятым мнениям человек вырабатывает общее представление о том духовном начале, которое лежит в каждом человеке. Разум и нравственность в своей основе тождественны, считал Сократ. Счастье и есть осознанная добродетель. Философия должна стать учением о том, как следует человеку жить.

    Линия Платона в древнегреческой философии.

Платон – великий ученик Сократа, основатель собственной школы – Академии, просуществовавшей почти тысячу лет,  развертывает образ мира, достойный рождающейся человеческой личности; ставит перед человеком цели, достойные гармонии Космоса. Бытие и небытие в его системе не есть два равноправных объяснительных принципа мироустройства, безразличные человеку, его целям и надеждам. Мир «центрируется» вокруг человека, у ног его клубится бесформенная материя – небытие, взор его обращен к небу – прекрасному, благому, вечному – бытию.

Информация о работе Афинская школа и эллинистический период античной философии