Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:26, реферат
В данной работе рассматриваются основные принципы «педагогики культуры» выдающегося философы и педагога ХХ века С.И.Гессена, претворение основных положений «неокантианства» в целостной философско - педагогической концепции, анализируется взаимодействие личности и культуры в образовании с точки зрения приоритетных ценностей и целей, а также возможные выходы их «культурного кризиса эпохи» через творческое саморазвитие личности в образовании, не утратившие своей актуальности и ХХI веке.
Введение
Глава1. Становление философских и педагогических воззрений С.И. Гессена
Глава 2 . Развитие философско-педагогической концепции С. И. Гессена в «зарубежный» период
Глава3. Философия образования как социокультурное учение С. И. Гессена
Глава 4. Аксиологические основы «педагогики культуры» С. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи
Заключение
Библиография
Многие ее положения окажутся в дальнейшем близки философско-педагогической концепции С. И. Гессена. Особенно важное влияние оказывает на него книга П. Наторпа «Философия как основа педагогики» , к которой он часто обращается в своих «Основах педагогики», соглашаясь или полемизируя.
С. И. Гессен входит в круг философов школы Г. Риккерта
Центральными фигурами фрейбургской (или баденской) школы неокантианства, последователем которой считал себя и С. И. Гессен, были В. Виндельбанд и Г. Риккерт.
В. Виндельбанд ориентируется
на комплекс гуманитарных дисциплин, прежде
всего исторического цикла. Соответственно,
основополагающими для
В.Виндельбанд выступает против традиционного разделения научных дисциплин на науки о природе и науки о духе, основанное на противопоставлении их предметных областей. Согласно В.Виндельбанду, следует классифицировать науки в соответствии не с предметом, а с методом, особым для каждого типа наук, а также их специфическими познавательными целями.
Таким образом, он выделяет два типа наук, и, соответственно, два метода: 1) науки, отыскивающие общие законы – господствующий в них тип познания и метод «номотетический» (основополагающий); 2) науки, описывающие специфические и неповторимые события – тип познания и метод «идиографический» (т. е. фиксирующий особенное, индивидуальное) 13
Однако решающую роль в становлении молодого ученого сыграл, безусловно, Г. Риккерт. С. И. Гессен переходит под его научное руководство во Фрейбург, где занимается в течение шести семестров (1906 – 1909 гг. ).
Г. Риккерт стремился уточнить
и развить методологические различия
Виндельбанда. Теория познания в его
философской системе
Для Г. Риккерта значимость
ценностей, отнесенность индивида к
ценностям «суть наивысшие
Подтверждением смысла значения
ценностей становится «сама личность,
во всей сложности ее социальной связанности;
ценность же, в силу которой она
становится благом, есть свобода внутри
общества или социальная автономия»15 С. А. Ненашева в своем исследовании
классифицирует марбургское неокантианство
как трансцендентально-
К началу ХХ века неокантианство
оформилось в господствующее течение
философской мысли в
Университетский период в
творчестве С. И. Гессена является не
столько временем ученичества, сколько
временем его окончательного становления
как интересного и
Восприняв неокантианский научно-понятийный аппарат, основную проблематику, прежде всего гносеологическую, С. И. Гессен критически осмысляет и творчески развивает ее в своей последующей философско-педагогической деятельности: «возвратившись в Россию, он обогатил идеи западной педагогики российской ментальностью, вскрыл весь потенциал русской педагогической мысли в лице Толстого, Ушинского, Лесгафта и др. » 17
Анализируя наиболее существенные
идеи учений П. Наторпа, Г. Риккерта, В.
Виндельбанда и других немецких неокантианцев,
русские мыслители и, прежде всего,
безусловно, С. И. Гессен, с одной
стороны уточняли специфику проблемного
поля национального типа философствования,
с другой – стремились если не рационализировать,
то тем не менее «гносеологизировать»
собственные философские
Глава 2 Развитие философско-педагогической концепции С. И. Гессена в «зарубежный» период
«Зарубежный» период в жизни и творчестве С. И. Гессена, занимающий почти три десятилетия вплоть до его смерти в 1950 году, - это время, когда к нему приходит мировая известность как к выдающемуся историку и теоретику педагогики. Философский и педагогический опыт ученого, накопленный в предыдущие десятилетия, оформляется в целостную систему педагогических взглядов, выраженных, прежде всего, в его фундаментальной работе «Основы педагогики» (1923). При этом созданная им образовательно-философская концепция продолжала развиваться и обогащаться на протяжении всей его творческой деятельности, что позволяет говорить об определенной эволюции его философско-педагогических воззрений.
Активная и многообразная
научная, общественная, педагогическая,
просветительская, организаторская
деятельность С. И. Гессена в эти
годы поражает не только широтой географического
охвата (Берлин, Прага, Лондон, Варшава,
Париж, Лодзь и др. ), но, прежде всего,
многоохватностью проблематики и разносторонностью
решаемых им задач. В поле зрения С.
И. Гессена находится и опыт мировой
педагогики – от Платона до сравнительного
анализа современных
Творческим достижением
является написание и издание
«Основ педагогики». Этот
Определяя основную задачу
книги как «возможность явить
практическую мощь философии и показать,
что самые отвлеченные
Круг проблем, разрабатываемых
в «Основах педагогики», чрезвычайно
широк. Прежде всего, это обоснование
педагогики как прикладной философии
через понятия культуры, цивилизации,
гражданственности и
С. И. Гессен создает цивилизационную
концепцию «диалога культур» как
методологию историко-
Учение о личности у
С. И. Гессена складывается из ряда положений,
главное среди которых – «
По мнению самого С. И. Гессена, задача философской педагогики выполнена в книге лишь наполовину, так как в ней изложена только прикладная этика и философия права, а также прикладная логика, «поскольку она представляет собой только первый том, который со временем должен быть дополнен изложением философских начал художественного, хозяйственного и религиозного образования»27
Теория нравственного
и правового образования
Таким образом, С. И. Гессен соотносил образовательные слои со ступенями индивидуального развития личности. Вслед за И. Г. Песталоцци он различает три состояния человеческого бытия: естественное, социальное и нравственное, и определяет их как аномию (беззаконие), геретономию (чужезаконность) и автономию (самозаконность). Каждое из состояний, по мнению ученого, является господствующим в определенном возрасте как определенного индивида, так и для общества в целом.
Особое место в гессеновской концепции занимает теория научного образования. Не ставя целью ее полный и всестороний анализ, остановимся лишь на ее основополагающем понятии – методе.
Термин «научное образование»
в трактовке С. И. Гессена означает
тот вид образования, цель которого
есть наука, или знание, а в более
всеобъемлющей категории –
Ведущим понятием в научном
образовании становится научный
метод. Формирование и значение его
дано С. И. Гессеном через сравнительный
анализ разнообразных современных
теорий научного образования, среди
которых выделяется два основных
течения, резко противоположных
друг другу и различающихся прежде
всего по своим целям. Это антиномия
формального и реального
Формальное образование |
Реальное образование | |
Цели и задачи |
Развитие способности формального мышления. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений |
Сообщение полезных сведений, обладая которыми человек сможет ориентироваться в жизни и быть полезным членом общества |
Преобладающие предметы преподавания |
Формальные науки: грамматика, математика, логика, древние языки и т. п. , то есть всякого рода теория, содержание которой дедуцируется из немногих аксиом |
Реальные предметы: естествознание, новые языки, прикладная математика, а также совокупные предметы («природоведение» = астрономия + физика + химия + ботаника + зоология), «родиноведение» = история + статистика + этнография + политическая экономия |
Задачи учителя и учебной книги |
Дисциплинировать мышление ученика, излагать принципы и исправлять ошибки. Учебник должен быть кратким конспектом правил мышления. Основа – задачник |
Сообщение сведений и наиболее
удобопонятное изложение |
Контроль работы |
Письменные работы, решение задач, экстемпоралии |
Опрос и экзамены |
Недостатки |
Оторванность школы от жизни, наличие готовых схем, правил и приемов рассуждения, которые оказываются беспомощными, когда требуется находчивость и инициатива |
Сведения быстро забываются, устаревают. Они бесконечно разнообразны, поэтому не зная точно, как сложится жизнь ученика, совершенно немыслимо выделить именно то, что действительно пригодится в жизни. |
В этой педагогической антиномии С. И. Гессен видит отражение более глубокой философской антиномии гносеологии, т. е. теории знания, питающей собою борьбу дидактических воззрений. Это педагогическое отражение философского противоречия рационализма и эмпиризма.
Эта антиномия уже нашла свое разрешение в чистой философии в направлении критицизма. Преодоление противоположности достигается не путем чисто механического соединения противоборствующих утверждений, а обнаружением их общей ошибки, которая заключается в ложной предпосылке неразличения вопросов о значении и смысле знания и о его происхождении. Только первое, по мнению основателя критической философии Канта, есть задача теории знания, второе же – дело психологии.
Информация о работе Актуальность философско-педагогической концепции С.И. Гессена