В основе
же работы механизма сексуальности, напротив,
лежат подвижные, полиморфные, коньюнктурные
техники власти. Одна из основных задач
института брака - воспроизводство игры
этих отношений, сохранение управляющего
этой игрой закона. Сексуальность же, в
противоположность этому, ориентируется
на перманентное расширение областей
и форм контроля. Для брака важна связь
между партнерами определенного социального
статуса, для сексуальности - телесные
ощущения, качество удовольствий, природа
мельчайших, незаметных впечатлений (тела
-- М.Р.). Сексуальность связана с экономикой
множеством тонких реле, главным из которых
является тело - тело-производящее и тело-потребляющее.
(1) Т.е. наступление механизма сексуальности
и целого спектра поддерживающих его дискурсов
(или речевых практик) сопровождалось
смещением акцента с воспроизводства
рода на "интенсификацию тела". Зародившись
в лоне власти, ориентировавшейся на брачность,
сексуальность незаметно разлагает ее
изнутри, сохраняя необходимую ей фикцию
преемственности. Дискурсивным орудиями
такого подрыва являются новые техники
покаяния, исповедальные практики, вся
проблематика говорящей "плоти",
ее вожделений и т.д.
Микрофизика,
как следует из предыдущего, разводит
брак и семью. Возникающая на
месте брачного устройства нуклеарная
семья не только обуздывает сексуальность,
но является привилегированным местом
ее проявления, ее главной опорой. Называя
семью "теплообменником сексуальности
и брака", Фуко уточняет, что она переориентирует
закон и правовые нормы на чуждое им новшество,
-- сексуальность, -- одновременно опутывая
брак тонким переплетением удовольствий.
Отсюда Фуко извлекает парадоксальное
следствие: буржуазная семья изначально
инцестуозна. Переосмысливается в русле
этого утверждения и проблема инцеста
в европейском мышлении от Бахофена до
Леви-Стросса. Если на протяжении более
чем целого столетия Запад столь интенсивно
интересовался этой проблемой; если, по
едва ли не единодушному мнению, запрещение
инцеста представлялось некой социальной
универсалией, необходимой точкой в переходе
от природы к культуре, то делалось это
не для того, чтобы найти в этом дискурсе
защиту от имманентной желанию инцестуозности,
но для того, чтобы хоть как-то оградить
себя от наступления нового сексуального
устройства, чьим неудобством - среди стольких
преимуществ -- было то, что оно не считалось
с юридическими формами брака и в этом
смысле само было инцестуозным.
"Всеобщее правило запрещения
инцеста" было бессильной попыткой
перекодировать тончайшие техники
сексуальности в терминах права.
Ведь стоит признать, что порогом
культуры является запрещение
инцеста -- и сексуальность оказывается
изначально подчиненной закону
и праву, которые, на самом деле,
она за три последних столетия
во многом сделала своими марионетками.
Семья -- не только "теплообменник",
но и отличный "диффактор". Она
имеет природу отражающего кристалла:
создается впечатление (его эксплуатирует
психоанализ), что это она испускает сексуальность,
но на самом деле она ее только отражает,
подвергает дифракции. Для сексуального
устройства она ценна именно своей прозрачностью,
универсальной проницаемостью. (В связи
с этим Фуко напоминает читателю, что неврологическая
техника Шарко, работавшего в разгар этого
периода, заключалась в непрерывно возобновляемых
попытках отделить сексуальность его
пациентов от брака. Французский невропатолог
потерпел в этом полную неудачу: преодолеть
сопротивление семей отделению от них
"больного" не удалось.)
Семья становится
ячейкой, открытой потокам сексуальности.
Из этого выводится ряд следствий. Во-первых,
отвергается "репрессивная гипотеза"
и связанная с ней периодизация "угнетения"
и "освобождения" пола. "Нужно отказаться
от гипотезы, согласно которой современные
индустриальные общества положили начало
репрессивности в вопросах пола. Напротив,
мы являемся свидетелями взрыва еретических
видов сексуальности. Главное же: устройство
весьма далекое от закона -- даже если оно
локально опирается на процедуры запрета
-- с помощью механизмов, сцепляющихся
между собой, обеспечивает расцвет особого
рода удовольствий и умножение разнообразных
видов сексуальности. "Репрессивная
гипотеза" датирует угнетение сексуальности
XVII веком, а ее "освобождение" - XX веком.
С точки зрения ее сторонников, наш век
отмечен относительной терпимостью к
добрачным связям, смягчением законов
против "перверсий", снятием табу
с детской сексуальности, короче, "расколдованием"
скованного репрессией пола. Фуко предлагается
другая, куда более полиморфная периодизация,
не совпадающая с "большим" репрессивным
циклом. Она включает в себя средневековые
христианские техники принесения покаяния,
обязательность (после Латранского собора),
периодической исчерпывающей исповеди,
мистицизм XVI в., более поздние католические
техники признания.
- Во-вторых, эти техники
признания, по Фуко, явились предтечами
глобального процесса "медикализации", приходящегося на XIX в. Моральные категории "излишеств", "разгула" и т.д. сменяются в то время "научными категориями" вроде перверсивности, патологии начинают проходить через пол (в качестве источника перверсивности выступает игра наследственности -- "дурная наследственность" - и вырождения). Начиная с XVIII в. намечаются четыре основных пункта пересечения власти и знания: 1) истеризация женского тела, насыщенного сексуальностью, помещенного в семейное пространство, несущего "биоморальную" ответственность за детей; 2) "педагогизация пола ребенка". Получает распространение теория, согласно которой все дети склонны к ранней сексуальной активности; будучи противоестественной, она может иметь нежелательные последствия; начинается война против детского онанизма, не утихающая около двух веков; 3) воспитание ответственности брачных пар за производство потомства и объявление "патогенным" контроля над рождаемостью, например, coitus interruptus; 4) передача перверсивных удовольствий в ведении психиатрии: "сексуальный инстинкт был выделен как билогический и психически автономный после того, как был произведен анализ всевозможных аномалий, которые могут его поразить". Этим четырем пунктам пересечения соответсвуют четыре основных объекта познания:
- а) женщина-истеричка, б) мастурбирующий
ребенок, в) мальтузианская брачная пара,
г) перверсивный взрослый.
- В-третьих, фактически
только в рамках этой констелляции власти
-- знания зарождается сексуальность (которую
"репрессивная гипотеза" объявляет,
напротив, отодвинутой на периферию, выведенной
за скобки истории). Сексуальность -- это
не "естественная данность", которую
власть старается затушевать, а знание
-- познать; это - общее название конкретно-исторического
механизма, "огромной сети поверхностных
отношений", вызывающих к жизни, в частности,
четыре указанные фигуры власти -- знания.
В-четвертых,
в рамках фукианской периодизации
радикально меняется место психоанализа.
Фрейд перестает быть Эдипом, разгадавшим
тайну пола, тщательно скрывавшуюся "викторианцами".
Психоанализ в рамках микрофизики власти
дегероизируется, его роль рисуется более
скромной. Он определяется как первая
нерасистская медицинская стратегия нормализации,
порвавшая, наконец, с проблематикой вырождения.
Заслуга Фрейда усматривается в том, что
он первым восстал против "политических
и институциональных последствий системы
перверсия/наследственность/вырождение".
Вместо "расколдования" пола последнему
всего лишь вменяется новый, более щадящий
закон.
В-пятых, если "привить"
"репрессивную гипотезу" к капиталистическому
использованию рабочей силы, мы будем
вынуждены предположить максимум контроля
за проявлениями пола в низших классах
общества. Дело, видимо, обстояло иначе.
Самые жесткие техники контроля за "плотью"
оформились и с максимальной жестокостью
применялись в экономически привилегированных
и политически правящих классах. Исповедальность,
самоанализ, выражавшийся в скурпулезном
отыскивании малейших "вожделений",
детальная каталогизация "плотских
грехов", -- все эти и другие тонкие процедуры
"могли быть доступны лишь небольшим
группам". Распространение этих
техник на более широкие слои населения
-- в методизме Уэсли и в методе покаяния
АльфонсадеЛигуори -- было связано с их
упрощением и снижением эффективности.
"...народные массы долгое время ускользали
от этого "сексуального устройства"...
маловероятно, чтобы христианская техника
плоти играла в этих слоях сколько-нибудь
существенную роль. Механизмы сексуализации
проникали в них очень медленно." "Медикализовать"
эти слои более или менее удалось только
к концу XIX века -- и то с помощью медицины
и суда.
- Но буржуазная семья
послужила не просто первой эскпериментальной лабораторией сексуальности: сама сексуальность, по Фуко, изначально и органически буржуазна. Не было ни эпохи сексуальных ограничений, допускаемых "репрессивной концепцией", ни вообще единой сексуальной политики в масштабах всего общества. С историческим подъемом буржуазии связан не отказ от тела и аскетизм, а наоборот, "интенсификация тела", культ здоровья, стремление к увеличению продолжительности жизни. Она, по выражению Фуко, выставила "высокую политическую цену своего тела, своих ощущений, удовольствий, здоровья, выживания".
- Возвращаясь к теме инцестуозности буржуазной семьи, Фуко напоминает, что как раз тогда, когда инцест как практика искореняется в бедных слоях общества, психоанализ сосредотачивает свои усилия на том, чтобы выявить его в качестве желания. Так символический Эдип вытесняет реального. Случайно ли, например, то, что открытие "эдипова комплекса" совпало по времени с юридическим оформлением лишения отцовства (соответствующие законы были приняты во Франции в 1889-1898 гг.). Психоанализ зародился в рамках уже работающего сексуального устройства как закрытая терапевтическая практика: те, кто в результате его появления потеряли исключительную привилегию заботиться о своей сексуальности, получают символическую компенсацию:
- владение методом, позволяющим
снимать вытеснение. История сексуального
устройства задумана также как археология
психоанализа, выступающего в качестве
обновления древней техники (также, кстати
сказать, нацеленной на снятие вытеснения).
Поскольку "репрессивная гипотеза"
зародилась внутри действующего механизма
сексуальности и была его следствием и
продуктом, изменение стреотипов сексуального поведения -- в результате сексуальной революции -- не привело к реализации политических требований, которые сформулировал, в частности, австрийский психоаналитик Вильгельм Райх. Это неудивительно: следствие не может радикально преобразовать собственную причину.
- Парадоксальной фукианскую концепцию делает одушевляющее ее стремление "говорить о сексуальности, как если бы пол не существовал". Ее противники недоумевают: Разве механизмы сексуальности, о которых вы пишете, не те же, которые были выявлены на уровне неврозов, формирование "эрогенных зон" и т.д.? Почему же тогда вы упускаете из виду, что было основой сексуальности и что исследовал психоанализ -- сам пол? У вас остаются одни эффекты сексуальности без их опоры и реальной подосновы -- самого пола.
В микрофизике
власти место пола достаточно
радикально переосмысливается: он
перестает быть внешним по
отношению к власти, ее Другим.
Более того, само это представление
сформировалось благодаря конкретным
техникам власти: пол -- такой же
ее продукт, как и "репрессивная
гипотеза". Это -- необходимая иллюзия
или, как выразился бы Маркс, превращенная
форма. Лишь благодаря растространению
сексуального устройства на все новые
сферы жизни и его все более "бессознательному"
функционированию, постепенно сформировалось
представление о том, что кроме тел, органов,
соматических и физиологических проявлений
есть еще нечто, подчиненное собственным
оригинальным законам -- сам пол. Пол в
рамках сексуальности играет роль квазипричины,
вездесущего смысла (наподобие "мана"
и других магических "нулевых означающих").
Через него сексология на уровне воображаемого
соединяется с биологией, ничего у этой
последней не заимствуя, кроме нескольких
туманных аналогий и наскоро пересаженных
понятий, зато извлекая по праву соседства
гарантию собственной "квазинаучности".
В этот самый момент происходит переворачивание
действительного отношения, и теперь уже
сексуальность, как в кривом зеркале, предстает
проявлением пола. В результате сексуальность
становится не одним из механизмов власти-знания,
а тем, что власть стремится поработить
(т.е. вновь появляется возможность мыслить
власть в категориях закона и запрета).
- Фуко радикально отказывается
от этого подхода. Бессмысленно привязывать
историю сексуальности к "истине"
пола, помещая пол в реальность, а сексуальность
-- в область туманных иллюзий. Вместо этого
следует показать, в какой исторической
зависимости от сексуальности находится
сам пол. Ведь именно сексуальность вызвала
к жизни понятие пола как спекулятивный
элемент, необходимый для ее функционирования:
хотя бы поэтому не стоит полагать, что,
говоря полу "да", тем самым говорят
"нет" власти.
- Итак, по своей природе
сексуальность отнюдь не чужда власти,
более того, она обладает в этом отношении
"максимальной инструментальностью", через нее проходит густая сеть властных отношений между мужчинами и женщинами, старшими и младшими, администрацией и населением. Именно из-за ее дисперсности в обществе, делающей ее проявления максимально эффективными и незаметными "невооруженным глазом" одновременно, сексуальность ускользает от любой единой матрицы понимания.
- Взлет сексуальности связан
с новым, "дисциплинарным" типом власти.
В феодальном обществе право предавать
смерти и оставлять в живых принадлежало
суверену, власть которого осуществлялась
как "инстанция взымания, механизм изъятия" Теперь же, напротив, наступает время власти, занятой прежде всего культивацией самой жизни, власти, которая даже свои войны ведет ради жизни. Ее девизом становится не "предавать смерти" и "оставлять в живых" (лозунги старой власти), но "убивать, чтобы жить", "поддерживать жизнь" и "выталкивать в смерть". Наступает эра биовласти, когда царство нормы вытесняет царство закона, превращая жизнь в политический объект и порождая консумеристское нормализаторское общество. Одноврменно с этим процессом, в XIX в., сексуальность становится "шифром" индивидуальности, перекрестком основных стратегий новой власти.
- Величайшая познавательная
ценность пола для современного западного
человека, признается Фуко, будет, вероятно,
загадкой для будущего исследователя:
"Ирония этого (сексуального - М.Р.) устройства
состоит в том, что нас заставляют поверить,
что речь при этом (т.е. при распространении
этого устройства на все новые сферы жизни
- М.Р.) идет о нашем "освобождении"".
- Спустя время
идеи Мишеля Фуко об эволюции западной
цивилизации за последние три столетия
по-прежнему имеют огромное значение.
Вряд ли кому-либо за последнее десятилетие
удавалось столь фундаментально и обоснованно
изложить научную мысль. Его влияние на
сознание геев было велико, особенно после выхода первого тома "Истории сексуальности". Здесь он выразил свои взгляды, известные как теория социальной конструкции: под сексуальностью понимается не "естественное" и непосредственное проявление, а некая культурная модель, содержание которой существенно меняется в зависимости от времени и места. Он утверждал, что современный гомосексуалист и гетеросексуал - изобретение сравнительно недавнего прошлого. До XVIII века не было ни гомосексуалистов (ни соответственно гетеросексуалов). Были только гомосексуальные (или содомические) и гетеросексуальные акты. Лишь в XVIII и XIX веках у этих актов стали появляться отличительные черты. "По определению старинных гражданских или канонических кодексов, - пишет автор в одном известном отрывке, - содомия была отнесена к категории запрещенных актов; виновный в совершении этих актов являлся лишь юридическим субъектом таких актов.