Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:09, контрольная работа
Цель работы проанализировать эпоху просвещения.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи:
изучить английское просвещение его особенности и отличие от французского просвещения;
рассмотреть особенности взглядов Дж. Локка;
рассмотреть французских материалистов, таких как Дидро, Гольбах и Гельвеций
Введение………………………………………………………………..3
Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка…………………..5
Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума…………………..19
Заключение……………………………………………………………26
Библиографический список………………………
Содержание:
Введение
Поскольку
реальные процессы развития в обществе
отношений познания и нравственности
находили свое отражение в философских,
этических теориях своих
Эпоха Просвещения (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы, что и обуславливает актуальность данной темы.
Цель работы проанализировать эпоху просвещения.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка.
Просвещение - идейное и общественное
движение в странах Европы
и Америки, связанное с общими
переменами в условиях жизни
под влиянием разложения
При всем разнообразии мнений большинство
мыслителей сходились в его оценке как
передового, новаторского явления, Например,
И. Кант понимал Просвещение как попытку
использовать разум в интересах морального
и интеллектуального раскрепощения личности,
а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую
подготовку буржуазных революций.
Среди представителей Просвещения встречались
материалисты и идеалисты, сторонники
рационализма (признававшие разум основой
познания в поведения людей), сенсуализма
(считавшие таковой ощущения) и даже Божественного
провидения (уповавшие на волю Бога). Часть
из них верила в неизбежный прогресс человечества,
другая - рассматривала историю как общественный
регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве
просветителей не мешали большинству
из них оставаться противниками насилия
и революций. Их индивидуализм поразительным
образом уживался с коллективистскими
идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками
коммунизма.
Как течение
общественной мысли Просвещение, несомненно,
представляло собой некое единство. Заключалось
оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Речь идет
прежде всего о целях и идеалах Просвещения,
таких, как свобода, благосостояние и счастье
людей, мир, ненасилие, веротерпимость
и др., а также о знаменитом вольнодумстве,
критическом отношении к авторитетам
всякого рода, не приятии догм.
Именно
разномыслие просветителей, объединенных
общими целями и идеалами, явилось
предпосылкой исключительной плодотворности
их теоретической деятельности. В
нескончаемых спорах между ними рождались
и оттачивались современные концепции
прав человека и гражданина, гражданского
общества и плюралистической демократии,
правового государства и
Просветители
вовсе не были мечтателями, витающими
в облаках. Их духовные запросы и
интересы большей частью были тесно
связаны со злободневными проблемами
жизни. Они отнюдь не чурались общественной
деятельности, видя в ней способ,
повлиять на мнение сограждан и политику
правительств. Почти все они пользовались
известностью как писатели, публицисты,
университетские преподаватели
или политические деятели.
Просветители происходили из разных классов
и сословий: аристократии, дворян, духовенства,
служащих, торгово-промышленных кругов.
Разнообразны были и условия, в которых
они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие
цивилизации едва ощущалось, и народы
сильно отличались по уровню экономического
развития, политической организации и
культурным традициям. Все это с неизбежностью
приводило к различиям во взглядах просветителей.
В каждой стране просветительское движение
несло печать национальной самобытности.
В Англии
в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских
войн сгладились вопиющие противоречия.
Развитие парламентаризма привело к упрочению
правовых форм политической борьбы. Бурный
рост числа и тиражей периодических изданий
способствовал повышению культурного
и образовательного уровня населения.
Стремительно расширявшийся рынок газет,
книг, произведений искусства обусловил
значительную коммерциализацию культуры,
которая освободила творцов от унизительной
зависимости от государства, церкви, меценатов
и прочего. Эти и многие другие перемены
в жизни общества производили ошеломляющее
впечатление на иностранцев, видевших
в Англии образец общественного прогресса.
Не случайно все основные течения английской
общественной мысли подхватывались передовой
интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей
не проявляли склонности к абстрактному
теоретизированию. В литературе они предпочитали
легкие и подвижные жанры, старались облечь
свои философские, экономические и политические
идеи в форму занимательного рассуждения
или сатирического обличения.
На характер
английского Просвещения
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных лозунгов и боевых призывов. Но зато и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".
Взгляды
Локка в значительной мере воплотились
в политическом строе Англии первых
десятилетий после революции 1688
г.: были закреплены основные права
и свободы граждан, представительное
правление, религиозная терпимость,
неприкосновенность собственности. Тем
самым обеспечивались правовые предпосылки
благоприятных перемен в
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение, безусловно, признавало и право каждого человека преследовать свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической природе человека, которое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей является производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. Его парадокс "Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальность рыночной экономики.
Как ни соблазнительна
была эта апология эгоизма, все же
она не вселяла в англичан уверенности
в том, что стремление к личному
преуспеванию не приведет к саморазрушению
общества. Просвещение столкнулось
со сложной этической проблемой:
как погасить разрушительную инерцию
эгоизма? Как обеспечить порядок
в индивидуалистическом обществе? Английские
просветители сделали многое, чтобы
решить эту проблему не только теоретически,
но и практически.
Они не закрывали глаза на общественное
неравенство людей, сводя его, как это
делал Шефтсбери, к противоположности
между "просвещенными" верхами и
невежественными низами. Источником опасности
являлась как заносчивость одних, так
и зависть других. Выработанные просветителями
способы "социализации эгоизма" заключались
в том, чтобы направить в полезное для
всего общества русло научного и художественного
творчества, экономического развития
и т.д. активность верхов и в то же время
приобщить к ценностям Просвещения тех
представителей низов, которые своим усердием,
познаниями, гражданскими поступками
или богатством доказали способность
их воспринять.
Во многом
благодаря усилиям
Просветители во многом преуспели в стремлении
привить широким слоям населения Англии
свои ценности и идеалы. Значение этого
в полной мере проявилось в ходе социально-политических
бурь, пронесшихся над Европой в конце
XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком
стабильности, сумевшим избежать революций
и гражданских войн. Общие ценности, да
еще этика политического компромисса,
разработанная, например, в трудах Болингброка,
оказались более надежным средством умиротворения
общества, чем принудительная дисциплина,
поддерживаемая силой. В этом и заключается
один из основных уроков английского Просвещения.
Общественно-политическая
Информация о работе Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения