Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 09:09, контрольная работа
Цель работы проанализировать эпоху просвещения.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи:
изучить английское просвещение его особенности и отличие от французского просвещения;
рассмотреть особенности взглядов Дж. Локка;
рассмотреть французских материалистов, таких как Дидро, Гольбах и Гельвеций
Введение………………………………………………………………..3
Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения. Просветительские идеи Дж. Локка…………………..5
Французские материалисты, о природе и материи (Дидро, Гольбах, Гельвеций), способностях человеческого разума…………………..19
Заключение……………………………………………………………26
Библиографический список………………………
Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим выразителем философских учений французским материалистом стал Поль Анри Дитрих Гольбах (1723 - 1789). Самое крупное его произведение - “Система природы”, в написании которой приняли так же некоторое участие Дидро, Нэжон.
В основе
этого трактата мысль о сводимости
всех явлений природы к различным
формам движения материальных частиц,
в своей совокупности образующих
вечную не сотворенную природу. Основу
всех процессов природы составляет
материя с присущим ей свойством
движения. Материалистические процессы
- являются строго необходимыми, случайность
и целесообразность исключается. Учение
о необходимости
Из действия и противодействия всех существ получается ряд движений, подчиненных постоянным и неизменным законам.
Различаются два рода движения:
Гольбах доказывает универсальность движений в природе. Сущность природы в том чтобы действовать. Природа получила свое движение от себя самой (никаких перво толчков), ибо природа есть великое целое, вне которой ничто не может существовать. Движение есть необходимый способ существования материи.
Законы причинной связи также
универсальны, как универсально
свойство движения в природе.
Над всеми связями причин в
природе господствует
Учение
о природе, получило свое дальнейшее развитие
в работах выдающегося представителя
французского материализма - Дени Дидро
(1713-1784), Дидро прошел путь от этического
идеализма и деизма до материализма в
учении о бытии, в психологии, в теории
познания, а также до атеизма в вопросах
религии.
Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего.
Дидро внес
в материалистическое учение о природе
некоторые черты и идеи диалектики.
По мысли Дидро, всё изменяется, исчезает.
Только целое остаётся. Мир беспрерывно
зарождается и умирает, каждый момент
он находится в состоянии
Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но, кроме того, опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В “Разговоре Даламбера с Дидро” он доказывал, что признание того, что различие между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации, не противоречит мысли о том, что способность ощущения есть всеобщее свойство материи.
Развивая
этот взгляд, Дидро наметил
Дидро различает в вещах “первичные” качества, т.е. существующие в самих вещах и независящие от отношения к ним нашего состояния, и качества “вторичные”, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к самому себе.
На основе
материалистического учения о природе
французский материализм
Методами познания Дидро и другие материалисты признали эксперимент и наблюдение. Французские материалисты доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается на данные внешних чувств, на опыт и наблюдение
Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими причинами не уменьшает значение языка в развитии интеллекта. В языке Ламетри видит систему знаков, изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи французский материализм видит рефлекс мозга, возбужденного словами, наподобие того как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно. Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков. В свою очередь все происходящее в душе сводится к деятельности воображения.
В учении об обществе
Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа, человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее, а также ставить себе цели и изыскивать средства. Поэтому для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основе нравственности.
Так как люди не могут жить в одиночестве, они образуют общество, и из соединения их возникают новые отношения и обязанности. Испытывая в необходимость в помощи других, человек вынужден в свою очередь делать полезное для других.
Клод - Андриан Гельвеций (1715-1771) основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в “ естественном состоянии”.
В учении об обществе
Учение о нравственности
Предпочтения заслуживают умственные удовольствия как более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.
Нуждаясь в помощи других, человек
должен в свою очередь делать
полезное для других. Так образуется
общий интерес, от которого
зависит частный интерес.
По мнению французских
Доказывают независимость этики от религии
и возможность существование высоконравственного
общества атеистов.
Истинная движущая сила
Поскольку человек руководствуется личным интересом, то для него критерием нравственности и ума может быть только приносимая им польза. Общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков. Отсюда главная задача законодательства заключается в том, чтобы принудить членов общества поступать согласно этому критерию и приносить в жертву ему все свои чувства.3
Если
Руссо ставил естественное состояние
выше цивилизации, то Гельвеций доказывал
неоспоримое преимущество воздействия
на человека культуры, воспитания и
государственных установлений. Воспитание
может осуществить все: даже гений
не прирожденный дар, а результат
целесообразной культуры и обучения.
При этом воспитание должно быть не
частным или домашним, а публичным
или государственным: только такой
характер воспитания обеспечивает последовательное
развитие человека в нужном направлении.
Сравнение различны форм правления
приводит Гельвеция к выводу, что
в отличие от абсолютной монархии
и аристократического строя только
в демократическом правлении
власть имеет в виду пользу всего
общества, а каждый гражданин служит
своей деятельностью общим
Французский
материализм представляет наивысшую
ступень философского материалистического
мышления домарксистской философии. Значение
его заключается в его борьбе
против религии и идеализма, в
защите, обосновании и дальнейшем
развитии материалистического
Заключение
Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения».
В силу незрелости буржуазных отношений, присущей мануфактурной стадии капитализма, представители английского Просвещения могли сохранять иллюзии насчет подлинного характера буржуазного общественного строя, искренне думая, что его конечной целью является благоденствие всех слоев общества. Впрочем, для самых видных английских просветителей вообще характерна большая умеренность общественно-политических взглядов, что видно в частности из их отношения к религии Философия Основоположник свободомыслия XVIII в, учитель французских материалистов Джон Локк.
Итак, мы проанализировали основные идеи теории познания Локка и французских материалистов.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.
Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества. Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей. Одним источником идей является объект ощущения, другим – деятельность души. Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как вне опытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности. Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта. Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение. Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.
Информация о работе Английское просвещение, особенность и отличие от французского просвещения