Античная философия и ее проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 08:37, реферат

Описание работы

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации.
Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Файлы: 1 файл

Античная философия и ее проблемы.pptx

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Античная философия и ее проблемы

Введение

 

    • Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации.

Античная философия - это

 

    • совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
    • Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

 

Выделяют следующие периоды:

 

    • Натурфилософский 
    • Гуманистический 
    • Классический 
    • Эллинистический
    • Религиозный 
    • Зарождение 

  
Ранняя классика (Архаика) 

 

    • VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

Гомер

 

    • Гоме́р (VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады», древнейшего памятника европейской литературы, и «Одиссеи».

Гесиод

 

    • Гесио́д (VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.
    • Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни», написанная в форме увещаний. В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.

 

Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.

    • VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Представители Милетской школы:

 

Фалес

 

Анаксимандр

 

Анаксимен

    • Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.

Пифагорейцы

 

Пифагор

 

Алкмеон Кротонский

 

Архит

    • Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Элиаты

 

Ксенофан

 

Пармедин

 

Зенон Элейский

 

Мелисс

    • Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом.

 

Школа Гераклита

 

Гераклит

 

Кратил

    • Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

 

Софисты

 

    • Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения

  
Классика  

 

    • V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники

  
Сократ  

 

    • древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Теории о личности Сократа, суть которой заключается в постоянных физических упражнений с целью укрепить свое  тело против страданий.

 

  
Платонизм  

 

    •  — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школы Платона, созданной им в IV веке до н. э. и находившейся недалеко от стен Афин. Школа была основана самим Платоном и просуществовала до 529 н. э., когда была закрыта по приказу императора Юстиниана I.

Платонизм подразделяют на три основных периода

 

РАННИЙ

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ

 

НЕОПЛАТИЗМ

  
Ранний  

 

    • Ранний (IV в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения (Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский); 
    • Ученики Платона (платоники) использовали дневник, как основу в его философском подходе к знаниям. Дневник являлся тем местом, где сохранялись впечатления о темах или мыслях, которые были прочитаны, услышаны или обдуманы, и т.о. становились доступными для последующего чтения, анализа и переосмысления. Начиная с I века до н. э., платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма.

 

Учение о душе

 

    • В философии Платона имеются признаки дуализма. Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно учению, изложенному в диалоге «Государство», в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. 

  
Промежуточный  

 

    • Промежуточный ( I в. до н. э. — II в. н. э.). Этот период связан с именами Антиоха Аскалонского, Евдор Александрийского, Плутарх Херонейского, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения.  
      Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. Итогом этого почти трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.).

  
Неоплатонизм  

 

    • Для последователей неоплатонизма дневники являлись также основой для написания более систематизированных эссе, в которых давались описания, а также средства для борьбы с каким-то отрицательным явлением (как например: гнев, зависть, сплетни) или для преодоления какой бы то ни было сложной ситуации или жизненного кризиса (траур, разочарование, изгнание). Основателем неоплатонизма традиционно считают Плотина.

 

Плотин

  
Мегарская школа 

 

    • Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением о вечном и неизменном Едином.
    • Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон,  Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие.

 

 

Одна из сократических школ древнегреческой философии, основанная Евклидом из Мегары. Существовала в IV в. до н. э., сочетала идеи Сократа, элейской школы и софистов.

  
Киники  

 

    • Кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем —Диоген Синопский.

  
Антисфен  

 

    • древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — быть добродетельным.

  
Киренаики  

 

    •  По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение, которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков пропагандировала прямое разрушительное действие на человека: в ней появилось мнение, что поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью 

  
Эретрийская школа 

 

    • Также как мегарики, они верили в индивидуальность «Добра», отрицали множественность добродетели и любую разницу между Добром и Истиной. Цицерон говорит, что они сосредотачивали всё доброе в разуме и в остроте ума, который распознаёт истину. Они не допускали, что истину можно вывести из категорически отрицательных суждений и принимали только позитивные суждения, и из них только простые.
    • IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.

  
Аристотель  

 

    • Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Информация о работе Античная философия и ее проблемы