Античная философия
и ее проблемы
Введение
- Античная философия
являет собой последовательно развивавшуюся
философскую мысль и охватывает период
свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть
до 6 в. н.э. Она развивалась, не изолировано
– она черпала мудрость Древнего Востока,
культура, которая уходит в более глубокую
древность, где еще до греков происходило
становление цивилизации.
Античная философия - это
- совокупность философских
учений, созданных в период античности,
т.е. греческой и греко-римской древности.
- Традиционно
первым античным философом считается Фалес,
а последним — Боэций. Античная философия
сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Выделяют
следующие периоды:
- Натурфилософский
- Гуманистический
- Классический
- Эллинистический
- Религиозный
- Зарождение
Ранняя классика (Архаика)
- VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.
Гомер
- Гоме́р (VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады», древнейшего памятника европейской литературы, и «Одиссеи».
Гесиод
- Гесио́д (VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.
- Наиболее значительное произведение
Гесиода — поэма «Труды и дни», написанная
в форме увещаний. В поэму введён разнообразный
материал нравственных правил и хозяйственных
наставлений, она обильно оснащена фольклором:
пословицами, поговорками, притчами, баснями,
мифами.
Изречения:
«Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий
дающему даст, не дающему всякий откажет»
и др.
- VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.
Представители
Милетской школы:
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
- Исходя из принципа сохранения: «ничто
не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.
Пифагорейцы
Пифагор
Алкмеон Кротонский
Архит
- Основу последующего философского
учения пифагорейцев составила категориальная
пара двух противоположностей — предела
и беспредельного. «Беспредельное» не
может быть единым началом вещей; иначе
ничто определённое, никакой «предел»
не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел»
предполагает нечто такое, что определяется
им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».
Элиаты
Ксенофан
Пармедин
Зенон Элейский
Мелисс
- Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом.
Школа
Гераклита
Гераклит
Кратил
- Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ. Основатель первой
исторической или первоначальной формы
диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.
Софисты
- Софисты выдвинули и обосновали идею
о коренном отличии установлений культуры
(и прежде всего нравов, обычаев) от законов
природы. Законы природы, говорили они,
везде одни и те же, действуют необходимо,
с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи
людей сильно различаются от народа к
народу и носят условный характер, представляют
собой род соглашения
Классика
- V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники
Сократ
- древнегреческий философ, учение которого
знаменует поворот в философии — от
рассмотрения природы и мира к рассмотрению
человека. Он направил внимание философов
на важное значение человеческой личности. Теории
о личности Сократа, суть которой заключается
в постоянных физических упражнений с
целью укрепить свое тело против страданий.
Платонизм
- — философское учение Платона и
его последователей, утверждающее абсолютную
реальность идей и бессмертие души. Первыми
последователями платонизма были ученики Академии,
школы Платона, созданной им в IV веке
до н. э. и находившейся недалеко
от стен Афин. Школа была основана самим
Платоном и просуществовала до 529 н. э.,
когда была закрыта по приказу императора Юстиниана
I.
Платонизм
подразделяют на три основных периода
РАННИЙ
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
НЕОПЛАТИЗМ
Ранний
- Ранний (IV в. до н. э.),
связанный с именами Платона и его ближайшего
окружения (Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский);
- Ученики Платона (платоники)
использовали дневник, как основу в
его философском подходе к знаниям. Дневник
являлся тем местом, где сохранялись впечатления
о темах или мыслях, которые были прочитаны,
услышаны или обдуманы, и т.о. становились
доступными для последующего чтения, анализа
и переосмысления. Начиная с I века до н. э.,
платоники, используя Аристотеля и пифагореизм,
стали решительно бороться со всеми элементами натурализма,
сохранившимися ещё у самого Платона и
окрепшими в эпоху эллинизма.
Учение
о душе
- В философии Платона имеются признаки дуализма.
Платон часто противопоставляет душу
и тело как две разнородные сущности. Тело —
разложимо и смертно, а душа — вечна.
Согласно учению, изложенному в диалоге
«Государство», в отличие от тела, которое
можно погубить, душе ничто не может помешать
существовать вечно.
Промежуточный
- Промежуточный ( I в. до н. э. — II в.
н. э.). Этот период связан
с именами Антиоха Аскалонского, Евдор Александрийского, Плутарх Херонейского, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения.
Основными моментами этого
периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках,
комментирование диалогов Платона и
установление различия между учениями
Платона и Аристотеля. Итогом этого почти
трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.).
Неоплатонизм
- Для последователей
неоплатонизма дневники являлись также
основой для написания более систематизированных эссе,
в которых давались описания, а также средства
для борьбы с каким-то отрицательным явлением
(как например: гнев, зависть, сплетни)
или для преодоления какой бы то ни было
сложной ситуации или жизненного кризиса
(траур, разочарование, изгнание). Основателем
неоплатонизма традиционно считают Плотина.
Плотин
Мегарская школа
- Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с элеатским учением
о вечном и неизменном Едином.
- Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон, Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие.
Одна
из сократических школ древнегреческой
философии, основанная Евклидом из Мегары.
Существовала в IV в. до н. э., сочетала
идеи Сократа, элейской школы и софистов.
Киники
- Кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских
школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким
представителем —Диоген Синопский.
Антисфен
- древнегреческий философ, родоначальник
и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических
школ. Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным
благом. Сам Антисфен и его ученики доказывали, что благо для человека — быть добродетельным.
Киренаики
- По учению этой школы, единственная
цель в жизни — наслаждение, которое и является высшим благом,
добродетель — умение господствовать
над своим наслаждением и управлять своими
желаниями. Также представители данной
школы выступали против изучения природы.
Философия киренаиков пропагандировала
прямое разрушительное действие на человека:
в ней появилось мнение, что поскольку
невозможно достичь в этом мире всей полноты
наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью
Эретрийская школа
- Также как мегарики, они верили в индивидуальность «Добра», отрицали множественность добродетели и любую разницу между Добром и Истиной. Цицерон говорит, что они сосредотачивали всё доброе в разуме и в остроте ума, который распознаёт истину. Они
не допускали, что истину можно вывести
из категорически отрицательных суждений и
принимали только позитивные суждения,
и из них только простые.
- IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.
Аристотель
- Аристотель разделяет науки на теоретические,
цель которых — знание ради знания,
практические и «поэтические» (творческие). Одним из центральных
учений «первой философии» Аристотеля
является учение о четырёх причинах, или
первоначалах.