Учение о четырёх причинах
- Материя - «то, из чего». Материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Первично оформленная
материя выражена в виде пяти первоэлементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
- Форма - «то, что». Создает формы разнообразных
вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
- Действующая, или производящая
причина - «то, откуда». Характеризует
момент времени, с которого начинается
существование вещи. Началом всех начал
является Бог.
- Цель, или конечная причина - «то, ради чего».
У каждой вещи есть своя частная цель.
Высшей целью является Благо.
Эллинистическая философия
- IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых
Скептицизм
- философское направление, выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления, особенно
сомнение в надёжности истины. Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.
Эпикуреизм
- Эпикуреи́зм — философское
учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.
- Эпикур основывает свою школу
в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов». В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».
Эпикур
- Свою теорию познания Эпикур именовал
«каноникой», так как в её основе лежало
учение о критериях или канонах истины.
Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем,
первичным и главным критерием истины
он считал ощущения, в которых даётся
нам жизнь. Разум же Эпикур считал
полностью зависимым от ощущений. Поскольку
чувственное познание, согласно Эпикуру,
непогрешимо, постольку ошибки в познании
или заблуждения происходят из ошибочных
суждений о том, что дано в ощущениях
Стоицизм.
Представители.
Зенон Китийский
Тимон
Хрисипп
Посидоний
Стоицизм
- Учение стоиков принято разделять на
три части: логику, физику и этику.
Известно их сравнение философии с фруктовым
садом: логика соответствует ограде, которая
его защищает, физика является растущим
деревом, а этика — плодами. Также свою
систему классификации стоики сравнивали
с животным и с яйцом. В первом случае кости —
логика, мясо — физика, душа животного —
этика; во втором — скорлупа — логика,
белок — физика, а желток яйца —
этика.
Римская и позднеантичная
философия
- I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки — представители римских школ.
Эклектизм.
Цицерон.
- Эклектическое направление, в том случае,
когда оно приближается к синкретизму,
то есть к беспринципному и не методичному
соединению противоположных систем, знаменует
упадок философского творчества и появляется
в истории, обыкновенно, после того как
известный принцип теряет в сознании людей
свою силу и господствующее положение.
После Платона и Аристотеля эклектизм
постепенно распространяется, пока, наконец,
в александрийской философии не получает
всеобщего признания.
I в.
до н. э.—V в. н. э. — греческая
философия периода влияния Древнего
Рима также развивалась под
сильнейшим влиянием классики, а
позже — зарождавшегося христианства.
Неопифагореи́зм
- Неопифагореи́зм — эклектическое философское направление
в греческой философии, соединившее
элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля истоиков. К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером.
- Неопифагореизм возник в I веке до н. э. и фактически исчерпал себя к III веку н. э.
Христиа́нская филосо́фия
- Христиа́нская филосо́фия — полемика христианской веры с господствующей
современной философией.
- Термин христианская
философия используется для описания корпуса текстов, которые были созданы в культурной среде христианства — аналог терминам исламская философия, китайская
философия, иудейская философия и т. д. в религиозной философии. При использовании термина разными авторами понимание сущности христианской
философии весьма различно: нет философской системы, которую можно было бы назвать единственной христианской философией, но существуют многие христианские философии. В рамках христианской философии выделяются православная, католическая и протестантская философии. Начало христианской философии относят к III веку. Автором термина христианская философия является Эразм Роттердамский
Боэций
- Ани́ций Ма́нлий Торква́т
Севери́н Боэ́ций — римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.
- Боэций — автор ряда богословских
трудов: «О Троице» («De Trinitate», 520-21 гг.), «Провозглашают ли Отец
и Сын и Святой Дух Божественность субстанциально»
(«Utrum Pater et Filius et Spiritus Sanctus de divinitate substantialiter praedicentur»), «О седмицах» («De hebdomadibus», 518-20 гг.), «О католической вере»
(«De fide catholica», до 513 г.), «Против Евтихия и Нестория» («Contra Eutychen et Nestorium», ок. 513 г.).
Основные проблемы
античной философии.
Совокупную
проблематику античной философии
можно
тематически определить следующим образом:
- космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";
- мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;
- метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;
- методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом, метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;
- эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология) , этика;
- мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.
Заключение
- Если рассматривать
философию древнего мира в целом, следует
оценить огромное значение античной философии. В целом
же философия древнего мира оказала огромное
влияние на последующую философскую мысль,
культуру, развитие человеческой цивилизации.
- Мы кратко рассмотрели
историю античной философии. В заключении
следует сказать, что античная философия,
в которой содержались зачатки основных
видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся
во все последующие века, - это не «музей
древностей», а живая картина становления
теоретической мысли, полная смелых оригинальных
идей. Это великое торжество разума.
- Вот почему она
никогда не потеряет своего высокого значения
в глазах мыслящего человечества.
Спасибо за внимание!!!