Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:50, доклад

Описание работы

В самом начале VI века до новой эры в греческих городах-колониях Ионии, что на юго-западном побережье Эгейского моря, возникают одна за другой первые в истории человечества философские школы. Здесь размышляют о природе вещей милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен и Гекатей, самосец Пифагор и Гераклит Эфесский, Анаксагор из Клазомен и Ксенофан из Колофона.

Файлы: 1 файл

tema2.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Античная философия

В самом начале VI века до новой эры  в греческих городах-колониях Ионии, что на юго-западном побережье Эгейского  моря, возникают одна за другой первые в истории человечества философские школы. Здесь размышляют о природе вещей милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен и Гекатей, самосец Пифагор и Гераклит Эфесский, Анаксагор из Клазомен и Ксенофан из Колофона.

Фалес и Пифагор были не только творцами философии (а Пифагору принадлежит  изобретение самого слова «философия») и теоретической математики. Они сделали нечто большее – сформировали стиль мышления, который лег в основу европейской науки и продолжает жить в научных теориях нашего времени.

Бертран Рассел, великий английский логик и математик XX века, сказал: «Я не знаю ни одного человека, который бы оказал такое влияние на человеческое мышление, как Пифагор».

 

1. Фалес и начало  теоретического мышления

Первым греческим философом  доксографы единодушно называли Фалеса (ок. 625-547 г. до н.э.). Фалес происходил из знатного рода (Геродот сообщает, что его предки прибыли в Милет из Финикии). Предание гласит, что многие свои знания он почерпнул во время своих путешествий на восток, у египетских жрецов и халдейских магов, однако, в отличие от них, Фалес не ограничился накоплением массы различных сведений о мире. Он первый принялся логически доказывать положения своей философии. Ему приписывается доказательство первых геометрических теорем (одна из них и теперь носит его имя). Тем самым он превратил описательную и прикладную математику, которую Платон несколько пренебрежительно называл «логистикой» (искусством счёта), – в теоретическую дисциплину.

Фалесу принадлежат несколько  астрономических открытий: он вычислил год солнечного затмения и правильно объяснил его тем, что Луна заслоняет Солнце, определил время солнцестояний и равноденствий, а Диоген Лаэртий считал Фалеса изобретателем греческого календаря. Дельфийский оракул, с несвойственным ему здравым смыслом и прямотой, присудил Фалесу священный треножник, как мудрейшему среди эллинов. Умер Фалес, когда, уже в старости, смотрел соревнования поэтов, сдавленный толпой и обессилевший от жары.

О сочинениях Фалеса нет достоверных  сведений, время сохранило лишь несколько  его изречений:

Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.

Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всё.

Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.

Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.

Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает всё.

Фалес знаменит тем, что первый стал рассуждать о начале всего сущего. От чего ведут свое происхождение все вещи? – От воды, отвечал Фалес. Вещи возникают из воды вследствие ее испарения или затвердевания.

Схожие взгляды легко обнаружить в древних космологических мифах. Так, у Гомера говорится, что «начало всему Океан». Еще ранее, в вавилонских и индийских, египетских и финикийских мифах говорится о происхождении мира из хаотической водной стихии. А в Упанишадах прямо говорится, что земля, воздушное пространство, боги, люди, животные – «всё это лишь облики вод».

Мифы, однако, всего лишь постулируют, что вода – начало всего существующего. А постулат, как остроумно заметил Бертран Рассел, имеет слишком много преимуществ перед доказательством, схожих с теми, что свойственны воровству в сравнении с честным трудом. Заслуга Фалеса заключается не в том, что он открыл в воде «первое начало» вещей, а в том, что он взялся логически аргументировать это мнение. Как он это делал, в точности не известно. Можно предположить, что он рассуждал примерно следующим образом:

[1] Всё сложное возникает из простого.

[2] Вода – самое простое вещество (во всяком случае из тех, что могут быть восприняты нашими чувствами).

[3] Следовательно, всё существующее возникает из воды.

В своих суждениях Фалес полагается только на разум, он учит рассуждать и доказывать, ничего не принимая на веру, – вот почему его по праву считают основателем философии и теоретической математики. В остальном взгляды Фалеса не слишком оригинальны: он полагал, что Земля плавает в воде, подобно куску дерева (вероятно, Фалесу был знаком египетский мифологический образ, сравнивающий Землю с блюдом, плавающим на поверхности воды), и что все вещи имеют душу – этим он объяснял то, почему магнит притягивает железо.

 

2. Пифагор и пифагорейцы:  начало математического естествознания

Пифагор жил примерно в 585-500 гг. до новой эры. Родился он на острове Самос, находившемся неподалеку от Милета. В молодости слушал там речи Анаксимандра (ученика Фалеса). Затем отправился на Восток, в Египте и Вавилоне изучал математику, астрономию и религиозные традиции. В возрасте около сорока лет Пифагор вернулся на Самос, затем, рассорившись с тамошним правителем, Поликратом, переселился в город Кротон, богатую греческую колонию на юге Италии. Вскоре там более двух тысяч человек стали его учениками и образовали пифагорейский союз.

Имущество членов союза считалось  общим; по вступлении в союз ученик проводил пять лет в молчании, слушая из-за занавеси «акусмы» Пифагора, т.е. поучения, даваемые учителем без всяких доказательств. Это могли быть, к примеру, наставления о правильном питании и поведении – вплоть до мелочей вроде того, какую ногу мыть первой.

Встречались и акусмы философского характера. Нередко  они формулировались в виде вопросов и ответов. К примеру:

Что самое мудрое? – Число

Что самое прекрасное? – Гармония

Что самое совершенное среди  фигур? – Круг

По истечении  пяти лет молчания и трех лет испытаний  ученик допускался в жилище Пифагора и под его руководством приступал к занятиям науками – арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и космологией.

Пифагор учил о переселении душ, по-видимому, заимствовав  эту идею на Востоке. Он рассказывал, что в первой своей жизни был сыном Гермеса, который, по просьбе Пифагора, даровал ему память о переселениях его души. Пифагор любил мистифицировать учеников, демонстрируя им разные чудесные явления, в том числе воскрешение после смерти.

Однажды, когда  Пифагор был уже стар, к нему пришел знатный и богатый гражданин, Килон, и попросил принять его  в союз. Пифагор ему отказал, так  как Килон был известен своим дурным нравом. Тогда Килон и его друзья, воспользовавшись отъездом Пифагора, подожгли дом атлета Милона, где собирались пифагорейцы. Удалось уцелеть только двоим. Пифагор скрывался от преследователей в Метапонте, в храме Муз, где он и умер от истощения, проведя сорок дней без пищи.

Пифагор не оставил после себя сочинений, а  пифагорейцам было запрещено рассказывать о своих занятиях, поэтому вряд ли возможно отделить его собственные взгляды от позднейших пифагорейских теорий, созданных в течение двух столетий после его смерти. Пифагор первый стал употреблять слово «философия» и называть себя философом.

По учению Пифагора, космос образуется вследствие столкновения двух начал – бесконечного (apeiron) и предела, границы (peras). Отношение этих начал мыслится по аналогии с математическим отношением единицы (символизирующей бесконечность) и чисел, складывающихся из единиц. «Числу все вещи подобны», – гласит знаменитое изречение Пифагора. Это значит, что число есть сущность всех вещей, благодаря числу в природе установилась гармония и порядок, хаос превратился в космос.

Пифагорейцы заметили, что многие весьма разные явления природы обладают, тем  не менее, одинаковыми математическими  свойствами и сочли, что сущность всякой вещи можно представить в форме отношения чисел. Пифагор и пифагорейцы превратили математику в универсальный язык науки и стремились представить все явления природы в чисто математическом выражении, посредством чисел и фигур. Современное математическое естествознание, в сущности, продолжает эту линию исследования природы, начало которой положил Пифагор.

 

3. Атомистика Демокрита

Демокрит  жил около 460-370 гг. до н.э. Он оставил около 60 произведений по философии, математике, искусству, медицине, военному делу, из которых сохранилось около 300 коротких фрагментов.

Демокрит  учил, что мир состоит только из движущихся атомов и пустоты. Атомы («а» – отрицательная частица, «томé» – деление, разрезание) представляют собой абсолютно плотные, неделимые тела, различающиеся по конфигурации, величине, скорости движения и положению в пространстве. Число атомов бесконечно. Демокрит сравнивал движение атомов с поведением пылинок в солнечном луче. Как же из атомов складываются вещи? Чтобы объяснить это, Демокрит открывает закон «тяготения подобного к подобному». Он заметил, что, например, движением волны в море продолговатые камешки собираются в одном месте, круглые – в другом; животные собираются в стаи одного вида и т.д.

Душа тоже состоит из атомов – круглых, очень  подвижных (в этом отношении душа подобна огню). От оболочек внешних предметов отделяются потоки атомов, которые, попадая в глаз, вызывают образ предмета в душе.

 

4. Софисты и софистика

Софисты жили в 5-4 вв. до н.э. и были платными преподавателями философии. Родоначальник софистики – Протагор из Абдер. Его сочинение «Истина» начинается словами: «Мера всех вещей – человек...» Отсюда вытекает, что любые знания, ценности и законы относительны. Каждый человек сам решает, как ему жить и во что верить. Общей для всех истины не существует.

Главным предметом  исследования у софистов становится отношение мышления к языку (а не познание природы вещей, как у досократиков). Предмет речи для софиста не имеет значения. Владея техникой обращения с языком, можно доказать какое угодно мнение, считали софисты. «Софизм» (греч. «уловка, головоломка») – логически некорректное рассуждение, формально похожее на правильное. Иногда софизмами называют также логические парадоксы, возникающие из корректного рассуждения.

Софизм «Рогатый»:  То, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рога.

Следовательно, ты их имеешь.

Парадокс «Лжец»:  Это утверждение ложно. Истинно ли то, что в нём утверждается?

 

5. Философский метод Сократа

Сократ (469-399 до н.э.) был сыном афинского каменотёса и повивальной бабки. В молодости он участвовал в нескольких военных походах и битвах и зарекомендовал себя как человек мужественный и, вместе с тем, остроумный. Сократ был очень беден и очень некрасив – низкого роста, шишка на лбу, лысина, курносый нос, круглое добродушное лицо. Одевался не лучше раба, часто случалось ходить и босым. Он ничего не писал, предпочитая вести диалоги с разными людьми на площадях, в мастерских, на дружеских вечеринках. Когда Сократ был уже стар, его обвинили в том, что он не чтит общепринятые богов и дурно влияет на юношество. На суде он отказался от услуг адвоката и не признал себя виновным. Из пятисот судей большинство проголосовали за казнь и вскоре Сократ, согласно приговору суда, принял яд.

От своих  предшественников философов Сократ отличался тем, что мало занимали науки о природе. Всё свое внимание он уделяет проблемам этики и политики. Как должен себя вести человек по отношению к другим людям и как наилучшим образом устроить государство? – вот два вопроса, которые занимают его мысли больше всего.

Философский метод Сократа состоит из иронии и майевтики. Сократ как правило начинает беседу с вопроса: что такое х? Это х – вещь, всем, вроде бы, хорошо знакомая, например “благо”, “красота”, “мужество” и т.д., поэтому недостатка в ответах нет. С помощью иронии (по-гречески, eironeia – притворство) Сократ, притворяясь несведущим и задавая всё новые и более трудные вопросы, мало-помалу расшатывает позиции собеседников, показывая внутренние противоречия в их речах и заставляя их усомниться в собственном знании. Когда же, наконец, они признаются в том, что запутались, и просят Сократа помочь им разрешить трудность, он опять-таки, как правило, уклоняется от прямого ответа, вместо этого прибегая к своему майевтическому (maievtike – повивальное искусство, помощь при родах) методу. Вместо поучений и наставлений Сократ с помощью множества искусно поставленных вопросов подводит собеседников к решению задачи, помогает им собственными силами найти – “родить” – истину. Так в одном из платоновских диалогов Сократ помогает неграмотному мальчику-рабу доказать теорему Пифагора.

Однажды у  знаменитого дельфийского оракула  спросили, есть ли на свете человек  более мудрый, чем Сократ, а оракул ответил, что нет. Узнав об этом Сократ, по его словам, очень удивился и заявил, что само он твердо знает лишь то, что ничего не знает. И что, разговаривая с многими другими людьми, которых считали умнейшими среди всех, он пришел к выводу, что «мудрым оказывается только бог» и что прорицанием своим, данным через оракула, «бог указывает на то, что человеческая мудрость дешево стóит, ничего не стóит». И, мне кажется, – продолжает Сократ, – что бог не имел в виду Сократа, а только воспользовался моим именем для примера, желая на самом деле сказать: «О люди, тот из вас мудрее, кто, подобно Сократу, познал, что он поистине ничего не знает» [Платон, «Апология Сократа»].

 

6. Идеализм Платона

Платон (427-347 до н.э.) родился в афинской колонии на острове Эгина. Его настоящее имя было Аристокл, а Платон (по-гречески, «Широкий») – это прозвище, которое он получил в юности. Платон был разносторонне развитым молодым человеком. Ему доводилось выигрывать общегреческие состязания в борьбе, он всерьез занимался поэзией и драматургией. Однако в возрасте двадцати лет Платон встретил Сократа (тому было уже около шестидесяти) и навсегда сделался философом.

После смерти Сократа Платон долгие годы путешествует и пишет книги, которые уже при жизни принесли ему славу величайшего философа. Вернувшись в Афины в возрасте около сорока лет, Платон учреждает школу в роще Академа и живет там вместе со своими учениками, деля свое время между философскими размышлениями и преподаванием. Академия просуществовала до VI века новой эры, то есть почти тысячу лет, пока один христианский император Рима не распорядился закрыть этот последний оплот языческой философии. Работы Платона написаны в форме диалога, передающего беседы Сократа. Лишь в диалоге «Законы», который Платон писал на исходе лет и так и не успел закончить, Сократа нет среди действующих лиц.

Главным философским открытием Платона было открытие мира идей. Слово “идея” (idea, eidos) в греческом языке первоначально означало “наружность”, “внешний вид” вещи – то есть всего лишь видимость, открытую поверхность бытия. Платон изменил значение этого слова на прямо противоположное. У него “идея” – это “истина, суть вещей” и вместе с тем “идеал”, которому стремится уподобиться всякая вещь и которым руководствуется в своих действиях разумный человек.

Идеи правят миром, учит Платон. По отношению к  материальным вещам идеи выступают как образцы или матрицы, руководствуясь которыми Бог творит космос из бесформенной движущейся материи. Материя, со своей стороны, сопротивляется действиям Творца, поэтому вещи получаются такими неидеальными, несовершенными по сравнению с их чистыми идеями.

Информация о работе Античная философия