Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:50, доклад

Описание работы

В самом начале VI века до новой эры в греческих городах-колониях Ионии, что на юго-западном побережье Эгейского моря, возникают одна за другой первые в истории человечества философские школы. Здесь размышляют о природе вещей милетцы Фалес и Анаксимандр, Анаксимен и Гекатей, самосец Пифагор и Гераклит Эфесский, Анаксагор из Клазомен и Ксенофан из Колофона.

Файлы: 1 файл

tema2.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

К примеру, любая существующая в материальном мире лошадь, в глазах Платона, есть более или менее несовершенное  воплощение идеи лошади как таковой, т.е. идеальной лошади. Один учитель философии, софист, с издевкой спрашивает платоновского Сократа:

– Скажи-ка, Сократ, ведь я могу видеть эту вот  реальную лошадь, почему же я не могу видеть ее идею – “лошадь как таковую”?

Сократ  ответил ему на это так:

– Для того чтобы видеть лошадь, нужны глаза, которые у тебя есть. А вот чтобы  видеть идею лошади, нужен разум, которого у тебя нет.

В самом  деле, каждый может своими глазами  увидеть, например, нарисованный на листе  бумаги треугольник, но требуется математический разум, чтобы увидеть идею треугольника – треугольник как таковой. Не прямоугольный, не равносторонний и никакой иной “частный” треугольник, а саму природу “треугольности”. Скажем, математическое положение о том, что сумма углов треугольника равна 180 градусам, выражает ведь именно такую идею треугольника, а не свойство того или иного отдельно взятого треугольника, начерченного на листе бумаги.

Сократ  и Платон сумели понять и философски осмыслить кардинальное отличие чувственного образа вещи от ее идеи. А вместе с тем и отличие способности воображения – от разума. Воображение имеет дело с чувственными образами вещей, которые сплошь и рядом не соответствуют тому, что представляет собой вещь на самом деле. Воображение поэтому схватывает лишь внешнюю видимость, поверхность бытия вещи. Разум же имеет дело с идеями, которые выражают реальную природу вещей – то, чем эти вещи являются в своей сущности.

 

7. Реалистическая логика Аристотеля

Попытавшись заглянуть в самую сущность вещей, скрытую за “скорлупой” их материального  бытия, Платон истолковал идеи мистически, – к такому выводу приходит великий  ученик платоновской Академии Аристотель (384-322 до н.э.). Идеи не могут существовать отдельно от тех вещей, идеями которых они являются, возражал он Платону. Это лишь наше, человеческое мышление отделяет идею от единичных вещей, абстрагирует сущность вещи и представляет ее отдельно от самой вещи, в виде идеи. Так, идея лошади не существует отдельно от реальных лошадей за пределами нашего мышления, по ту сторону человеческой души. Нет никакого специального «умного места» (topos noeton), в котором обитали бы чистые идеи. Это заоблачное жилище идей – всего-навсего выдумка Платона, лишь поэтический образ, нарисованный воображением философа.

На деле идеи живут внутри самих вещей, откуда их может извлечь, представив в чистом виде, только наш разум. Всякая вещь, следовательно, представляет собой некое единство, особый “сплав” материи и идеи, конкретная связь частей данной вещи. К примеру, геометрическая форма статуи, которую придала ей рука и мысль скульптора, образует ее идею, тогда как мрамор или бронза, из которых сделана статуя, являются ее материей.

Мышление, согласно Аристотелю, есть способность  души воспринимать идею вещи отдельно от её материи. Душа подобна воску, на котором отпечатывается геометрическая форма какой-либо вещи. В этом смысле мыслящая душа есть такая пластичная и универсальная идея, которая способна вместить в себя все прочие идеи – идея идей.

Высшие  идеи, которые душа воспринимает первыми  и с помощью которых она  приобретает все остальные идеи, Аристотель называет»категориями». Категорий всего десять: сущность, количество, качество, место, время, положение, состояние, обладание, действие, страдание. Категории образуют своего рода невидимый скелет природы и мышления. Без них ничто в мире не может ни существовать, ни быть мыслимым. Все остальные мысли, которыми располагает наша душа, представляют собой модификации этих десяти категорий.

Родился Аристотель в семье врача Никомаха в далекой  греческой колонии Стагире. От природы  он был худощав и невзрачен, в  разговоре шепелявил и в придачу  отличался строптивым и дерзким нравом. Аристотелю было только семнадцать, когда он вступил в платоновскую Академию. Там, рядом со своим учителем он провел двадцать лет, целиком отданных научным и философским занятиям. Это был, наверное, самый разносторонний и логически строгий ум, какой только знала античность. Недаром Аристотель получил у потомков прозвище “отца логики”.

После смерти Платона Аристотель покидает Академию. Македонский царь Филипп пригласил  его для воспитания сына – Александра. И лишь на склоне лет Аристотель возвращается в Афины, чтобы основать там свою собственную школу – Ликей. Однако афиняне не простили ему близости к ненавистным для них правителям Македонии и спустя десять лет Аристотель был вынужден бежать на остров Эвбея, где вскоре и умер, по слухам, приняв яд.


Информация о работе Античная философия