Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:07, реферат
Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением.
1. Античная философия
2. Космоцентризм
3. Философия Гераклита
4. Философия Зенона Элейского
5. Пифагорейский союз
6. Атомистическая философия
7. Софисты
8. Сократ
9. Учение Платона
10. Философия Аристотеля
11. Скептицизм Пиррона
12. Философия Эпикура
13. Философия стоицизма
14. Неоплатонизм
Заключение
Список литературы
Категории, по Аристотелю,
не понятия, а роды - или разряды -
бытия и, соответственно, основные роды
понятий о бытии как о сущем.
Таких категорий десять: субстанция
(или сущность), качество, количество,
отношение, действие, страдание, место,
время, обладание, покой. Категория
сущности у философа отделена от других,
потому что, говоря о сущности, отвечаем
на вопрос; что есть вещь?, а не на
вопрос какова эта вещь (качество), как
велика она (количество) и т д У
Аристотеля два критерия сущности:
мыслимость (познаваемая в понятии)
и способность к отдельному существованию
критерии оказываются несовместимыми,
ведь «лишь единичное пишет
Вторая группа значений бытия — потенция и акт — изначально взаимополагают друг друга. Есть огромная разница между слепым и тем кто, будучи зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно незрячий, но закрывший глаза, имеет способность, но в потенции.
Третья группа - бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, то есть такой тип бытия, который не связан! с другим бытием существенно, чистая случайность.
Четвертый смысл
бытия — бытие как истина. Он
принадлежит человеческому
Науки Аристотель разделил
на три группы: теоретические науки,
т. е. те, которые ведут поиск знания
ради него самого,— метафизика, физика,
математика, психология; практические,
которые добиваются знания ради морального
совершенствования — этика и
политика: науки продуктивные (творческие),
цель которых — знание ради творчества,—риторика
и поэтика. Абсолютная ценность философии
состоит в том, что она не преследует
практические, утилитарные цели и
выступает самодостаточным
11. Скептицизм Пиррона
Родоначальник античного
скептицизма Пиррон (365—275 гг. до н. э.)
считал философом того, кто стремится
к счастью. Но счастье состоит
в невозмутимости и в отсутствии
страданий. Кто желает достичь так
понятого счастья, должен ответить на
три вопроса: Из чего состоят вещи?
Как должно относиться к этим вещам?
Какую выгоду получим из этого
к ним отношения? На первый вопрос,
по Пиррону, нельзя получить никакого
ответа: всякая вещь «есть это не
в большей степени, чем то». Поэтому
ничто не должно быть называемо ни
прекрасным, ни безобразным, ни справедливым,
ни несправедливым. Всякому утверждению
о любом предмете: может быть с
равной силой и с равным правом
противопоставлено
12. Философия Эпикура
Эпикур (342—271 гг. до
н. э.), создавший материалистическое
учение (названо впоследствии его
именем), также понимал под философией
деятельность, позволяющую людям
посредством размышлений и
Физическая картина
мира, по Эпикуру, такова. Вселенная
состоит из тел и пространства,
«то есть пустоты». Тела же представляют
или соединения тел, или то, из чего
образуются соединения, а это —
неделимые, неразрезаемые плотные
тела — атомы; которые различаются
не только как у Демокрита, формой
и величиной, но и весом. Атомы
вечно движутся с одинаковой для
всех скоростью и, в отличие от
взглядов Демокрита, могут спонтанно
отклоняться от траектории происходящего
в силу необходимости прямолинейного
движения. Эпикур вводит гипотезу самоотклонения
атомов для объяснения столкновений
между атомами и трактует это
как минимум свободы, который
необходимо предположить в элементах
микромира — в атомах, чтобы
объяснить возможность свободы
и в жизнедеятельности
13. Философия стоицизма
Иные настроения
находим в философии стоиков,
которые опирались на учение Гераклита,
усилив в нем черты
14. Неоплатонизм
Великий оригинальный
философ античной традиции — родоначальник
римского неоплатонизма Плотин (205—270
гг.) формулирует учение о едином
как о первоначале всего
После Плотина все течения общественной мысли пронизывает мистицизм — суеверия и служащие им культы как восточные, так и христианство. Прокл (410-485 гг.) завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно - в отношении ума, души и Единого — развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады - пребывание в себе (причина неделимое единство, потенция, отец), второй момент — выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент — возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное. Творчеством Прокла завершается античная философия: в 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.
Заключение
Конечно же, античная
философия в лице многих выдающихся
представителей, в особенности Сократа,
Платона и Аристотеля впервые
выдвинула и профессионально
обсуждала проблемы онтологии, гносеологии,
логики, антропологии и др. Философия
Древней Греции оказала определяющее
влияние на развитие всей последующей
философии вплоть до современности.
Возникшие в философии два
направления —