Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 08:39, контрольная работа
Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Античности 5
2. Космос и человек в трактовке античной философии 10
3. Философские школы и выдающиеся философы античности 13
3.1 Досократовский период 13
3.1.1 Милетская школа 13
3.1.2 Школа Пифагора 14
3.1.3 Элейская школа и школа Гераклита 15
3.1.4 Атомизм 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема 3: «Античная философия».
Исполнитель: Кульков И.А. Группа: ЮРп-12 КФ | |
Рецензент: Рыбченко Т.В. |
Екатеринбург
2013
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Античности 5
2. Космос и человек в трактовке античной философии 10
3. Философские школы и выдающиеся философы античности 13
3.1 Досократовский период 13
3.1.1 Милетская школа 13
3.1.2 Школа Пифагора 14
3.1.3 Элейская школа и школа Гераклита 15
3.1.4 Атомизм 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Античная философия охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н.э. по V—VI вв. н. э.
Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности.
Античная философия – уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложил основы европейской цивилизации и создали образы на подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.
В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.
Возникновение европейской ментальности, особенности европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.
Античная
цивилизация, если исчислять ее от гомеровской
Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима
(III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана
еще более древней крито-
Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.
В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды : гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) ; архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.). История Древнего Рима делится на три основных этапа : ранний, или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) ; римская республика (V-I вв. до н.э.); римская империя (I-V вв. н.э.).
Римская цивилизация
считается эпохой наивысшего расцвета
античной культуры. Рим называли «вечным
городом», а поговорка «Все пути
ведут в Рим» сохранилась до наших
дней. Римская империя представляла
собой самое большое
В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Однако на ранне-римскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.
В исторической
науке до сих пор существует «этрусская
проблема», которая заключается
в загадке происхождения
Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана античными историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски были отважными мореходами, искусными ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой в них секирой); тога - верхняя мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.
Особая роль
в становлении римской
У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток - Запад.
Несмотря
на различия в развитии двух крупнейших
очагов античной цивилизации - Греции
и Рима, можно говорить о некоторых
общих чертах, определивших своеобразие
античного типа культуры. Поскольку
Греция раньше Рима вступила на арену
мировой истории, то именно в Греции
в архаический период сформировались
специфические особенности
Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества.
К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства.
Благодаря всему этому античное общество стало принципиально отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию Восток-Запад.
Важную роль
в архаической революции
Она открыла
широкий простор перед личной
инициативой и творческими
Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом необходимом.
Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных жителей.
Открытие
рынков на колониальной периферии способствовало
совершенствованию ремесленного и
сельскохозяйственного
Превосходные греческие вина и оливковое масло пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства вообще отказались от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.
С колонизацией
было связано и появление более
прогрессивной формы рабства, когда
в рабов обращали не соплеменников,
а захваченных в плен чужеземцев.
Основная масса рабов поступала
на греческие рынки из колоний, где
их можно было приобрести в больших
количествах и по доступной цене
у местных правителей. Благодаря
широкому применению во всех отраслях
производства рабского труда у свободных
граждан появлялся избыток
Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.
Поскольку, первые греческие философы – «мудрецы» - занимались осмыслением природы, космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют «физиками».
Они интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» - по-гречески «архее», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности) в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса - как они мыслились мудрецами были «перенесены» на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали «причины и начала бытия») - вторая сущностная характеристика философии античности.
Впервые космос как «мирострой» был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита, затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).
Древне - греческое восприятие космоса (особенно у Платона и Аристотеля) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео - христианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения.