Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.DOC

— 155.05 Кб (Скачать файл)

    367-347 гг. до н.э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

    347-335 гг. до н.э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

    335-322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

    К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

    Философию Аристотель разделил на три вида:

    1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

    2. практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

    3. поэтическую.

    Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

    Критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон, представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

    Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

    - все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

    - изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

    - реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

    - потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

    - высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

    Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.

    Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

    - по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    - отличается от животных наличием мышления и разума;

    - имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

    Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

    Для Аристотеля человек -- это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

    С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:

    - субстанциональная -- рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.

    - реляционная -- рассматривает существования материальных объектов.

    Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.

    Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): неорганические образования (неорганический мир); мир растений и живых существ; мир различных видов животных; человек.

    Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.

    Аристотель является и основоположником логики.

    Он сформулировал логические законы:

    - закон тождества -- понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;

    - закон противоречия -- «не противоречь сам себе»;

    - закон исключенного третьего -- «А или не-А истинно, третьего не дано».

    Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

    В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

    1.правильный строй -- строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие.

    -монархия;

    - аристократия;

    - полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    2. Неправильный строй -- строй, при котором преследуются частные цели правителей:

    - тирания;

    -  олигархия;

    - охлократия (демократия);

    Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

    Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). 

  1. Философия Демокрита.

Демокрит - древнегреческий философ, основоположник атомизма. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» -- неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение -- свойство, естественно присущее атомам. Тела -- это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным». 

 Демокрит придавал большое значение чувственному познанию. Он выдвинул теорию истечении для объяснения восприятии внешних предметов органами чувств. По этой теории из предметов истекают так называемые образы, подобия этих предметов. Когда они попадают в глаз, то появляются представления о предмете. Чувственное познание, по мнению Демокрита, не является достоверным познанием. Познание при помощи чувств он называет "темным", оно не истинно. Подлинной формой познания выступает лишь познание при помощи ассуждений.

    Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Для того, чтобы производить в движение тело, душа сама должна быть материальной и движущейся. Она состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются. Атомы  души  имеют  способность  к   ощущению.   Чувственные   качества субъективны   отсюда,   он   делал   вывод   о   ненадежности чувственного познания. Но в то же время, он считал, что без "темного" знания,  получаемого  из ощущений не может быть никакого  знания.  Сформулировав  важную  догадку  о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не  смог  еще  дать  описания механизма перехода от одного к другому.

     

      Интересны взгляды Демокрита на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели  неупорядоченную  жизнь.  Когда они научились добывать огонь, у них понемногу  стали  развиваться  различные искусства. Он высказал версию, что  искусство  зародилось  путем  подражания,  что законы создаются людьми. Демокрит отвергал божественное провидение, загробную жизнь,  посмертное воздаяние за земные поступки. Этика Демокрита  пронизана  идеями  гуманизма. "Гедонизм Демокрита не только в удовольствиях, т.к. высшее  благо  блаженное состояние духа и мера в удовольствиях". Его нравственные афоризмы дошли до  нас  в  виде  отдельных  изречений.Идеалом государственного устройства считал демократическое государство, когда оно в благополучии,  все  в  благополучии,  когда  оно  гибнет  -  все гибнут.

        Левкипп и Демокрит гениально положили  начало  учению  о  бесконечности миров. Они  продолжали  развивать  догадку  Анаксагора  о  чисто  физическом происхождении и чисто физической, а не божественной природе  светил  и  всех явлений, наблюдаемых на небесном своде. В целом следует отметить, что философия Демокрита  -  энциклопедическая наука, основанная на атомистической гипотезе.

Информация о работе Античная философия