Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:45, реферат
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
Парменид свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.
Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.
Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1)Есть только бытие, небытия нет; 2)Существует не только бытие, но и небытие; 3)Бытие и небытие тождественны. Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.
Парменид
является учитель Зенона Элейского. Помимо
философии, занимался законодательством.
Зеноìн Элеìйский - древнегреческий философ, ученик Парменида. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др.
Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод, примененный им в этих аргументах, впоследствии дал основание Аристотелю назвать Зенона родоначальником "диалектики".
Метод
Зенона сходен с тем, который называется
в математике "доказательством от противного".
Зенон принимает - условно - тезисы противников
Парменида. Он принимает, (1) что пространство
может быть мыслимо как пустота, как отдельное
от наполняющего пространство вещества;
(2) что мыслимо существование множества
вещей; (3) что может быть мыслимо движение.
Приняв условно эти три предположения,
Зенон доказывает, будто признание их
ведет с необходимостью к противоречиям.
Тем самым доказывается, что предположения
эти ложны. Но если они ложны, то необходимо
должны быть истинны противоречащие им
утверждения. А это и есть утверждения
Парменида. Стало быть, утверждения Парменида
истинны: пустота, множество и движение
немыслимы.
Третьим деятелем элейской школы был Мелисс.Он повторяет учение Парменида о единстве, о вечности и о неизменности истинного бытия. Однако он вносит в учение Парменида и Зенона важное новшество. Парменид утверждал, что мировой шар имеет конечный радиус. Напротив, Мелисс доказывал, что мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим только при условии, если радиус мира не есть величина конечная, иначе - если мир бесконечен.
Во-первых, он дал ясное и четкое, без всяких поэтических метафор, как это было у Парменида, прозаическое изложение учения элеатов. Ему принадлежит формулировка «закона сохранения бытия» -- главного пункта учения элеатов. Во-вторых, Мелисс, принимая такие парменидовские характери¬стики бытия, как единство и однородность, истолковал вечность бытия не как вневременность, а как вечность во времени.
Прошлое и будущее для Мелисса не небытие (в том смысле, что прошлого уже нет, а будущего еще нет), а части бытия, тогда как Парменид говорил о бытии, что его не было в прошлом и не будет в будущем, а оно все в настоящем. У Мелисса же существует не только настоящее, но и прошлое и будущее. Бытие вечно в том смысле, что оно было, есть и будет вечно.
В-третьих. Мелисс принципиально изменил учение Ксенофана и парменида о конечности бытия в пространстве. Бытие Мелисса беспредельно. Он учил, что сущее «вечно, беспредельно». Аристотель прямо в этом вопросе противопоставляет Парменида и Мелисса. В-четвертых, Мелисс, закрывая возможность персонализации бытия, подчеркивает, что бытие не страдает и не печалится. Если бы оно испытывало страдание, то оно бы не обладало полнотой существования.
В-пятых, Мелисс --материалист. На это обращает наше внимание Аристотель. Аристотель говорит, что если «Парменид говорил об умопостигаемом едином», то «Мелисс говорит о материально едином».
В-шестых,
Мелисс был атеистом.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
В 387 г. Платоном была создана Академия - религиозно-философская школа, просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу - Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
- любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);
- весь
мир является отображением чистых идей
(эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: единого, ума и души.
«Единое» является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
«Ум» происходит от «единого»; разделен с «единым»; противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле.
«Душа» :
- подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
- также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
- душа человека (вещи) есть часть мировой души;
- душа бессмертна;
- при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
- постоянство
души смена телесных форм - естественный
закон Космоса.
Касаясь
гносеологии (учения о познании), Платон
исходит из созданной им идеалистической
картины мира поскольку материальный
мир является всего лишь отображением «мира
идей», то предметом познания
должны стать прежде всего «чистые идеи». «Чистые
идеи» невозможно познать
с помощью чувственного познания (такой
тип познания дает не достоверное знание,
а лишь мнение - «докса»). Высшей духовной
деятельностью могут заниматься только
люди подготовленные - образованные интеллектуалы,
философы, следовательно, только они способны
увидеть и осознать «чистые идеи».
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
- монархия - справедливая власть одного человека;
- тирания - несправедливая власть одного человека;
- аристократия - справедливая власть меньшинства;
- олигархия - несправедливая власть меньшинства;
- демократия - справедливая власть большинства;
- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку
тирания, олигархия и тимократия являются
несправедливыми формами государства,
а демократия - власть большинства - редко
бывает справедливой и, как правило, вырождается
в тиранию, олигархию или тимократию, двумя
стабильными и оптимальными формами государства
могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
- все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;
- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
- воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;
- философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
- философы и воины не должны иметь частной собственности;
- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
- не существует брака, все жены и дети общие;
- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В
дальнейшем Платон пересмотрел некоторые
идеи своего проекта, допустив небольшую
частную собственность и личное имущество
для всех сословий, однако другие положения
данного плана были сохранены.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа: