Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

Содержание работы

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков…….2
Раздел «Б»
19. Основной вопрос философии и его сущность…………………………..7
Раздел «С»
12. Картина мира в античной философии. Философские системы Сократа,
Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли
Древней Греции……………………………………………………… ...13
Раздел «Д»
4. Смысл понятий: философия, наука…………………………………….23

Библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (философия).docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ

12

12

19

12

4




 

 

 Раздел «А»

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков…….2

Раздел «Б»

19. Основной вопрос философии  и его сущность…………………………..7

Раздел «С»

12. Картина мира в античной  философии. Философские системы Сократа,

       Платона,  Аристотеля – как высшее выражение  философской мысли 

       Древней  Греции……………………………………………………… ...13 

Раздел «Д»

4.   Смысл понятий:  философия, наука…………………………………….23

       

       Библиографический список……………………………………………..28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Античная философия. Философские школы киников и стоиков

Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная философия - уникальное явление,  давшее импульс в развитии буквально во  всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов,  жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.  Отличительные черты античной философии : духовное многообразие,  подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

В развитии античной философии  выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью  выдающихся греческих философов  Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Если бы мы могли перенестись  в Афины V в. до Р. Хр., то среди великолепных храмов и городских построек, среди нарядных в красивых людей мы бы увидели толпу нищенски одетых, крайне неопрятных юношей. Вначале нам бы показалось, что это просто бродяги без рода и племени.

Но, подойдя ближе и  всмотревшись в их лица, мы были бы поражены контрастом нищенского облаченья с  несомненной аристократичностью их лиц. Теперь мы бы пришли, вероятно, к  выводу, что это дети разорившихся аристократов, выброшенные роком  из богатых домов и вынужденные  вести бродячий образ жизни. Но и  тут бы мы вновь ошиблись, ибо  эти совсем еще юные люди принадлежали к древнегреческой философской  школе циников (или киников, как  их еще называли). По своему образу жизни, происхождению и проповедуемым  идеям сегодня бы мы их назвали  «хиппи». Итак, что же это была за философская школа, идеи которой  возобновились и нашли отражение  в массовом движении молодежи из зажиточных семейств Запада в 60-х годах XX столетия?

Основателем школы киников  был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Рождения  Христа в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу.

Также яркими представителями философской школы киников являлись  Диоген Синопский и Кратет.

Главная цель кинического  учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами  философии и образа жизни киников  являлись:

• возведение в абсолют  асоциальной свободы (то есть свободы  вне общества);

• добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

• отсутствие постоянного  места жительства, скитания;

• паразитический образ жизни, попрошайничество;

• предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

• восхваление физической и духовной бедности;

• крайний аскетизм;

• замкнутость;

• критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

• непризнание авторитетов;

• воинственность и агрессивность  в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

• неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

• отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

• концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

• радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия  возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое  сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. 

  Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков .Свое название она ведет от Стоа Пойкиле — расписного портика, крытой колоннады, располагавшейся вблизи рыночной площади Афин, где собирались последователи этой школы послушать своих учителей. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до Рождения Христа). Родившись в городе Китии (остров Кипр) в семье купца, он с ранних лет начал заниматься торговлей. Однажды одна из очередных сделок оказалась неудачной, и Зенон остался в Афинах. Именно там он впервые близко познакомился с философами и их трудами. Пытаясь найти себя, он примыкает вначале к киникам, а затем в 300 г. создает свое направление в философии. Идеалом для стоиков становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. В понятии стоиков бог — это как бы космический творческий огонь, содержащий в себе все образовательные начала, из которых создается весь окружающий мир. 

Стоическая  философия в своем развитии прошла ряд этапов.

• ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон,

Клеанф, Хрисипп и др.;

• средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;

• поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк

Аврелий.

    Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков  выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

• призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

• признание добродетели  высшим благом, а порока — единственным злом;

• определение добродетели  как знания о добре и зле  и следования добру;

• призыв к добродетели  как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

• признание официальных  законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

• неучастие в жизни  государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

• оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

• восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

• высокий эстетизм в мыслях и поступках;

• осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

• признание стремления к  счастью высшей целью человека. 

Наиболее известными представителями  стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Основной вопрос философии и его сущность.

Философия – это система представлений  о мире в целом и месте в  нем человека, выраженная в теоретической  форме.

Вопрос о соотношении  материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание  или материя?

2. Как относятся наши  мысли о мире к самому этому  миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса  философии в системе общефилософских  знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)идеализм; в) дуализм.

Материализм - философское  направление, утверждающее первичность  материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга  и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм  древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен,  Демокрит) Суть:

Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей  средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания

игнорировалась. Крайний  вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи  по

отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир  и день, идея, воспоминание. Гегель -  абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм  ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений. 

Предметом философии является мир как целостная система.

Философия – самостоятельная  отрасль знания, но она не отгорожена от других форм познавательной деятельности человека. Особенно это касается религии  и науки. В принципе, у религии  и философии одна задача – дать ответы на вопросы предельно общего, мировоззренческого характера. Однако на этом их общность и заканчивается. Религия решает мировоззренческие  вопросы в форме догм, которые  не подлежат логическому обоснованию  и сомнению. В религии главное  – это вера в непостижимое разумом. Философия, наоборот, стремиться дать логически, рационально обоснованные ответы на мировоззренческие вопросы. Много общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир в строго логически обоснованных формах, выйти за пределы опыта, проникнуть в сущность предметов и явлений. Однако в процессе такого осмысления наука «нарабатывает» общепризнанные, проверенные экспериментально, опытным путем, законы и принципы. В философии фактически нет ни одного вопроса, который однозначно решался бы всеми философами. Философское знание носит гипотетический, плюралистический, многовариантный характер. На этом основании многие философы отрицают тезис, что философия – это наука. Другие, если и признают за ней статус науки, то говорят, что это наука особого типа.

Информация о работе Античная философия