Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

Содержание работы

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков…….2
Раздел «Б»
19. Основной вопрос философии и его сущность…………………………..7
Раздел «С»
12. Картина мира в античной философии. Философские системы Сократа,
Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли
Древней Греции……………………………………………………… ...13
Раздел «Д»
4. Смысл понятий: философия, наука…………………………………….23

Библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (философия).docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

Философские учения можно  систематизировать, выделить определенные типы философствования. При этом тип  философии зависит от того, что  берется в качестве критерия систематизации. Наиболее фундаментальные типы философии:

Типы философии

1.Типы философии по характеру решения основного вопроса философии. В данном аспекте философские учения можно разделить на два основных направления – материализм и идеализм.

Материализм – это философское  направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности  материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа  существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм – это философское  направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности  сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения  – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание. С их точки зрения, внешний мир комбинируется из человеческих ощущений.

Промежуточное положение  между материализмом и идеализмом занимают дуализм, деизм и пантеизм.

Дуализм – это философское  направление, которое утверждает, что  в основе мира лежат два вечных начала – материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает  вопрос о том, что первично: материя  или сознание.

Деизм – это философское  направление, которое исходит из того, что Бог сотворил мир, но после  акта творения не вмешивается в его  дела.

Пантеизм – это философское  направление, которое растворяет Бога в природе, а природу в Боге. Пантеисты говорят: «Бог – это  природа. Природа – это Бог».

2. Типы философии по  объекту философского познания. В данном аспекте философские  учения делятся на космоцентрические, теоцентрические и антропоцентрические.

Космоцентризм – это философское направление, предметом которого является мир в целом, Космос, Вселенная. Для него характерно стремление как бы «объять необъятное», определить, что лежит в основе всего сущего, что является источником всякого движения.

Теоцентризм – это философское направление, предметом которого является идея Бога. Для него характерны поиски логических, философских доказательств бытия Бога.

Антропоцентризм – это  философское направление, предметом  которого является человек. Поиск ответа на вопрос, что такое человек и  в чем смысл его бытия, является главной задачей антропоцентризма.

Такое разграничение философских  учений относительно, так как нет  ни чистого космоцентризма, ни чистого теоцентризма, ни чистого антропоцентризма. В каждом из них присутствуют элементы других философских учений. Так, рассуждая о человеке, невозможно обойти вопросы о его месте во Вселенной и его отношении к идее Бога.

3. Типы философии по  способу обоснования своих постулатов. В данном аспекте философские  учения можно разделить на рационалистические и иррационалистические.

Рационализм – это тип  философии, который делает центральным  пунктом философского анализа разум, строгое логическое обоснование.

Иррационализм - исходит  из того, что решающим источником познания предельных оснований бытия является интуиция, внезапное мистическое  озарение и т. п.

4. Типы философии по  методу философского мышления. В  данном аспекте философские учения  делятся на диалектические и метафизические.

Диалектика – это такой  метод мышления и объяснения, который  исходит из того, что в мире все  процессы и явления взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Источником всякого  движения, развития и изменения является взаимодействие, борьба противоположностей.

Метафизика – это такой  метод мышления и объяснения, который  пытается дать однозначное, завершенное  изображение мира в готовых, сложившихся  понятиях. Поскольку сущность вещей  неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать  им движение может лишь внешняя сила (например, Бог).

К главному назначению философии  относится и конструирование  теоретической картины мира, и  определение в нем места и  роли человека. Полученное теоретико-философское  знание выполняет ряд социальных функций. Основные из них – мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и идеологическая.

Функции философии

Мировоззренческая функция.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир  и свое место в нем, ставшая  убеждением и жизненной позицией. Различают мифологическое, религиозное  и философское мировоззрение. В  философском мировоззрении философия  выполняет роль его основы, фундамента. Она выносит на передний план интеллектуальные аспекты. В отличие от мифологии и религии, философия ориентирует не на веру, а на свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни. Философские идеи, став убеждением и жизненной позицией, превращаются в неотъемлемую часть мировоззрения человека.

Методологическая функция.

Методология – это учение о методе научного познания и преобразования действительности, целостная система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности. Философия  определяет наиболее общие пути, методы и средства познания и преобразования действительности.

Аксиологическая функция.

Аксиология – это учение о ценностях, предполагающее критическую  оценку всех наличных форм бытия и  ориентацию на тот или иной идеал.

Идеологическая функция.

Идеология – это система  взглядов и представлений, в которой  интересы определенных партий, классов, социальных групп выражены в теоретической  форме. Философия всегда используется для построения тех или иных идеологических концепций. При этом такое использование, как правило, ведет к упрощению  и даже извращению философских постулатов.

Необходимо отметить, что  любое философское учение можно  квалифицировать с точки зрения решения основного вопроса философии, объекта философского познания, способа  обоснования и метода мышления. В  истории философии принято выделять следующие периоды:

Эпоха Древнего мира ¬¬–  середина I тыс. до н. э. – 476 г.;

Эпоха Средневековья – 476 г. – середина XIV в.;

Эпоха Возрождения – середина XIV в. – начало XVII вв.;

Начало Нового времени  – XVII в. – 1688 г.;

Эпоха Просвещения – 1688 – 1789 гг.;

Немецкая классическая философия  – ок. 1770 – 1850 гг.;

Современная философия – XIX – XXI вв.

В период своего зарождения философия включала в себя все  научные знания; можно сказать, что  она была наукой обо всем. Позднее начали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась математика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологией), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятельных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существовали различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Этика (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению. В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пониматься как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия». В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выделилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гуманитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохранилась роль методологического фундамента всех наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Картина мира  в античной  философии.

Уже в народном творчестве древнейших эпох, в мифологических сказаниях  о богах и героях, наряду с религиозно-мистическими представлениями о сверхъестественных божественных существах, возникали  зародыши натуралистического, естественного  понимания окружающих человека явлений  мира. Древние философы впервые поставили  вопрос о том, что лежит воснове мира.

Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалосьлишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей.Одни философы за материальную основу и "первоначало" всех вещей принимали огонь, другие - воду, третьи - воздух, четвертые материальную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности рядакачественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле ит.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир изнего самого, при помощи естественных причин. Размышления древних мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным естественно-научным подходом к природным явлениям.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небес-ный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает,течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие(пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи(элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы(атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Философские системы Сократа, Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли  Древней Греции.

Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ занимает важное место  в истории античной философии. "Диалектика, и притом диалектика в ее положительном  смысле, в ее постоянном искании  объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и  от старой натурфилософии, и от софистики" – так писал о нём Платон.

И далее, имея в виду не только Сократа, но и софистов и Платона, А.Ф. Лосев справедливо заключает: "Без этой диалектики, вечного  искательства правды и истины не сложились  бы античная философия и античная литературы в том виде, в каком  они воздействовали на всю последующую  культуру и в каком мы ощущаем  их еще и в XX веке" .

Сократа характеризует разнообразная  и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении  своих учений в форме беседы.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в  то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности  философской деятельности, которые  были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для  философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и  сущностью знания. Вопросы этики  — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным  предметом бесед Сократа.

Сократ для обоснования  своих взглядов пользуется разработанным  им методом, вошедшим в историю философии  под названием сократического, а  именно — диалектика, искусство  диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические  понятия.

Для Сократа философия  — это рассмотрение конкретного  нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению  того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.

Все диалектические рассуждения  проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит  в том, чтобы дать различные определения  одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается  истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

Ответы на эти вопросы  часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод  доказательства. Использование диалога  для достижения истины — огромнейшая  заслуга Сократа в истории  философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились  и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Информация о работе Античная философия