Античная философия
VII в. до н.э. – III
в. н.э.
Содержание
- Общая характеристика АФ
- Досократический период
- Раннегреческая натурфилософия
- Элейская школа
- Атомизм
- Классический период
- Релятивизм софистов
- Этический идеализм Сократа
- Сократические школы
- Философская система Платона
- Философская система Аристотеля
- Эллинистический период
I. Общая характеристика
античной философии
Основные периоды
- Ранний (досократический)
- Зрелый (классический)
- Поздний (эллинистический)
- II в. до н.э. – III в. н.э.
Главные особенности
- Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса»)
- Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира
- Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей
II. Раннегреческая натурфилософия
Фалес Милетский
(ок.640 – ок. 545 до н.э.)
- Один из «семи мудрецов»
- Происходил из знатного рода, много путешествовал
- Первым в Греции удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. До н.э.
- Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней
- Определил высоту пирамид по длине их тени
Надо смотреть под ноги!
- Рассказывают, что однажды Фалес шел ночью и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди начали смеяться над ним, а одна женщина сказала:
- Что ж, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами?»
- Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой великий философ – Гегель:
- Те, кто смеются над философами, никогда не упа-дут в яму. Ведь они уже лежат на самом ее дне.
Изречения Фалеса
- «Труднее всего – познать самого себя»
- «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все»
- «Прекраснее всего мир, ибо все прекрасное является его частью»
- «Полезнее всего – добродетель, ибо благодаря ей все может стать полезным»
Милетская школа.
Проблема первоначала бытия.
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
(беспредельное)
Пифагор
(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)
- Родился на Самосе
- Переселившись в Кротон, основал «пифагорейский союз»
- Утверждал, что первоосновой всего являются числа
Изречения Пифагора
- «Помогай человеку в поднятии тяжести, но не в сложении ее»
- «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»
- «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»
Музыкально-числовые пропорции
четырех первоэлементов
Гераклит Эфесский
(ок. 520 - ок. 460 г. до н.э.)
- Был знатного происхождения
- Отказался от трона, чтобы изучать природу
- За свой сложный стиль получил прозвище «темный»
- Его считают «отцом диалектики»
«Ta panta rhei» (все течет)
- «В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем»
- Надо уметь мыслить противоположности в единстве (гармония лука, лиры)
- «Многознание уму не научает»
Огонь-Логос
- «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»
- «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и наоборот»
- «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости»
III. Элейская школа
Парменид
(ок.540 – ок. 470 г. до н.э.)
- Ученик Ксенофана, и, возможно, Анаксимандра
- Написал философскую поэму «О природе»
- На первый план выдвинул проблему бытия как такового
«Путь истины» и «путь
мнения»
Бытие
- Вечно
- Едино
- Неподвижно
- Умопостигаемо
Сущее
- Преходяще
- Множественно
- Текуче
- Чувственно воспринимаемо
Зенон Элейский
(ок.490 – 430 до н.э.)
- Ученик Парменида
- Пытался популяризи-ровать его учение, рассуждая методом «от противного»
- Сформулировал около 40 апорий («затруднений»)
«Ахиллес и черепаха»
- Невозможно помыслить конец движения
А Ч1 Ч2
Ч3 ...
t1 t2 t3 ...
«Дихотомия»
- Невозможно помыслить начало движения
А ½ В
«Стрела»
- Невозможно помыслить сам процесс движения
?
? ?
const
Движения нет?!
В каком-то смысле есть
- Бытие есть, небытия – нет.
- Но бытие есть не только у бытия. Бытие само себя переполняет и заставляет быть все остальное,...
- ... даже небытие!
- Поэтому движение, множественность, делимость – они ЕСТЬ, но именно как НЕБЫТИЕ
IV. Атомизм
Демокрит
(ок.440 – ок.370 до н.э.)
- Родился в г.Абдеры
- Побывал в Египте, Персии, Индии
- По возвращении из странствий жил в бедности, но потом прославился своими познаниями
- Написал свыше 70 трактатов
«Смеющийся философ»
- Все состоит из атомов и пустоты
- Атомы бесчисленны и бесконечно разнооб-разны
- Движение атомов в пустоте жестко детер-минировано, случай-ности не существует
- «Серьезное» – несерьезно, «несерьезное» – серьезно
Бытие, небытие и мышление
Пустота
Атомы
Движение
Вещи
Мысль
То, что постигается разумом
То, что восприни-мается
чувствами
Пространство возможностей
«Незаконно-рожденная мысль»
«Законно-рожденная мысль»
Детерминизм
Случай
V. Софисты
Учение софистов
- Софисты – «платные учителя мудрости» (Протагор, Гиппий, Лисий, Горгий и др.)
- «Открытие языка» и «поворот к человеку»
- Скептицизм: во всем надо сомневаться
- Релятивизм: все знания и ценности относительны
- Агностицизм: познание вообще невозможно
Протагор из Абдер
(ок. 480 – ок. 410 г. до н.э.)
- Жил в Афинах, но за книгу «О богах» был обвинен в бесчестии и изгнан
- «Человек есть мера всех вещей: сущес-твующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют»
VI. Этический рационализм
Сократа