Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:49, шпаргалка

Описание работы

Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса»)
Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира
Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей

Содержание работы

Общая характеристика АФ
Досократический период
Раннегреческая натурфилософия
Элейская школа
Атомизм
Классический период
Релятивизм софистов
Этический идеализм Сократа
Сократические школы
Философская система Платона
Философская система Аристотеля
Эллинистический период
Эпикурейство
Стоицизм

Файлы: 1 файл

02-Античная философия.ppt

— 4.35 Мб (Скачать файл)

Античная философия

 

VII в. до н.э. – III  в. н.э.

 

 

 

 

Содержание 

 

  • Общая характеристика АФ
  • Досократический период
    • Раннегреческая натурфилософия
    • Элейская школа
    • Атомизм
  • Классический период
    • Релятивизм софистов
    • Этический идеализм Сократа
    • Сократические школы
    • Философская система Платона
    • Философская система Аристотеля
  • Эллинистический период
    • Эпикурейство
    • Стоицизм

I. Общая характеристика  античной философии

Основные периоды

 

  • Ранний (досократический)
    • VII-IV вв. до н.э.
  • Зрелый (классический)
    • IV-II вв. до н.э.
  • Поздний (эллинистический)
    • II в. до н.э. – III в. н.э.

Главные особенности

 

  • Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса»)
  • Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира
  • Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей

II. Раннегреческая натурфилософия

Фалес Милетский 
(ок.640 – ок. 545 до н.э.)

 

  • Один из «семи мудрецов» 
  • Происходил из знатного рода, много путешествовал
  • Первым в Греции удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. До н.э.
  • Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней
  • Определил высоту пирамид по длине их тени

Надо смотреть под ноги!

 

  • Рассказывают, что однажды Фалес шел ночью и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди начали смеяться над ним, а одна женщина сказала:
    • Что ж, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами?»
  • Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой великий философ – Гегель:
    • Те, кто смеются над философами, никогда не упа-дут в яму. Ведь они уже лежат на самом ее дне.

Изречения Фалеса

 

  • «Труднее всего – познать самого себя» 
  • «Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все»
  • «Прекраснее всего мир, ибо все прекрасное является его частью»
  • «Полезнее всего – добродетель, ибо благодаря ей все может стать полезным»

Милетская школа. 
Проблема первоначала бытия.

 

Фалес

Анаксимандр

 

Анаксимен

 

  • Вода 
  • Апейрон

(беспредельное)

  • Воздух

Пифагор  
(ок. 580 – ок. 500 г. до н.э.)

 

  • Родился на Самосе
  • Переселившись в Кротон, основал «пифагорейский союз»
  • Утверждал, что первоосновой всего являются числа

Изречения Пифагора

 

  • «Помогай человеку в поднятии тяжести, но не в сложении ее» 
  • «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости»
  • «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом»

Музыкально-числовые пропорции  четырех первоэлементов

Гераклит Эфесский 
(ок. 520 - ок. 460 г. до н.э.)

 

  • Был знатного происхождения
  • Отказался от трона, чтобы изучать природу
  • За свой сложный стиль получил прозвище «темный»
  • Его считают «отцом диалектики»

«Ta panta rhei» (все течет)

 

  • «В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем»
  • Надо уметь мыслить противоположности в единстве (гармония лука, лиры)
  • «Многознание уму не научает»

Огонь-Логос

 

  • «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»
  • «Бессмертные смертны, смертные бессмертны; жизнь одних есть смерть других, и наоборот»
  • «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости»

III. Элейская школа

Парменид  
(ок.540 – ок. 470 г. до н.э.)

 

  • Ученик Ксенофана, и, возможно, Анаксимандра
  • Написал философскую поэму «О природе»
  • На первый план выдвинул проблему бытия как такового

«Путь истины» и «путь  мнения»

 

Бытие

  • Вечно
  • Едино
  • Неподвижно
  • Умопостигаемо

 

Сущее

  • Преходяще
  • Множественно
  • Текуче
  • Чувственно воспринимаемо

Зенон Элейский 
(ок.490 – 430 до н.э.)

 

  • Ученик Парменида
  • Пытался популяризи-ровать его учение, рассуждая методом «от противного»
  • Сформулировал около 40 апорий («затруднений»)

«Ахиллес и черепаха»

 

  • Невозможно помыслить конец движения

 

 

А   Ч1  Ч2 Ч3 ...

 

t1  t2 t3 ...

«Дихотомия»

 

  • Невозможно помыслить начало движения

 

 

 

А    ½     В

«Стрела»

 

  • Невозможно помыслить сам процесс движения

 

?

  ?       ?

const

Движения нет?!

В каком-то смысле есть

 

  • Бытие есть, небытия – нет.
  • Но бытие есть не только у бытия. Бытие само себя переполняет и заставляет быть все остальное,...
  • ... даже небытие!
  • Поэтому движение, множественность, делимость – они ЕСТЬ, но именно как НЕБЫТИЕ

IV. Атомизм

 

 

Демокрит 
(ок.440 – ок.370 до н.э.)

 

  • Родился в г.Абдеры
  • Побывал в Египте, Персии, Индии
  • По возвращении из странствий жил в бедности, но потом прославился своими познаниями
  • Написал свыше 70 трактатов

«Смеющийся философ»

 

  • Все состоит из атомов и пустоты
  • Атомы бесчисленны и бесконечно разнооб-разны
  • Движение атомов в пустоте жестко детер-минировано, случай-ности не существует

 

  • «Серьезное» – несерьезно, «несерьезное» – серьезно 

Бытие, небытие и мышление

 

Пустота

 

Атомы

 

Движение

 

Вещи

 

Мысль

 

  • Форма
  • Порядок
  • Положение

 

То, что постигается разумом

 

То, что восприни-мается  чувствами

 

Пространство возможностей

 

«Незаконно-рожденная мысль»

 

«Законно-рожденная мысль»

 

Детерминизм

 

Случай

V. Софисты

Учение софистов

 

  • Софисты – «платные учителя мудрости» (Протагор, Гиппий, Лисий, Горгий и др.)
  • «Открытие языка» и «поворот к человеку»
    • Скептицизм: во всем надо сомневаться
    • Релятивизм: все знания и ценности относительны
    • Агностицизм: познание вообще невозможно

Протагор из Абдер 
(ок. 480 – ок. 410 г. до н.э.)

 

  • Много странствовал

 

  • Жил в Афинах, но за книгу «О богах» был обвинен в бесчестии и изгнан 

 

 

  • «Человек есть мера всех вещей: сущес-твующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют»

VI. Этический рационализм  Сократа

Информация о работе Античная философия