- Объективная истина существует, но каждый приходит к ней своим путем
- Нельзя научить мудрости, даже за деньги; можно только помочь человеку задуматься
- Все зло – от невежества, только мыслящий человек может быть по-настоящему нравственным
Сократ
(469-399 до н.э.)
- Сын каменотеса и повивальной бабки
- Впервые использовал метод «майевтики» - принятия родов души
- Диалектика
- Индукция
- Ирония
Изречения Сократа
- «Я знаю только то, что я ничего не знаю»
- «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»
- «Мудрый всегда является добрым»
Нравственный идеал
- Настоящая мудрость – не многознание, а особое состояние души: АТАРАКСИЯ (невозмутимость)
- Мужество
- Умеренность
- Справедливость
- За свои высказывания Сократ был обвинен в безбожии и по приговору суда выпил яд
Смерть Сократа (Давид)
VII. Сократические школы
Киники
- Основатель – Антисфен
- Аскетизм – отказ от удовольствий ради достижения духовной свободы
Киренаики
- Основатель – Аристипп из Кирены
- Гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу
Антисфен
- Ученик Сократа
- Основоположник кинизма
- Называл себя «истинным псом»
- Был учителем Диогена Синопского
Изречения Антисфена
- «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься»
- «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие»
Диоген Синопский
- Ученик Антисфена
- Получил прозвище «спятивший Сократ»
- Критиковал
- Роскошь
- Лицемерие
- Излишнюю ученость и красноречие
Аристипп
- Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение
- Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение
- «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком»
VIII. Философская система
Платона
Платон
(427-347 до н.э.)
- Настоящее имя – Аристокл
- Аристократ по происхождению
- В юности услышал беседу Сократа и навсегда связал свою жизнь с философией
- В зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию
Миф о пещере
- Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей
Учение об идеях
- Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть вещи
- Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы – они всегда ЕСТЬ
- Вещи текучи, непостоянны – они всегда СТАНОВЯТСЯ
- Идея – это ПРЕДЕЛ СТАНОВЛЕНИЯ вещи
Устройство мироздания
Царство идей
(подлинное бытие)
Мир вещей
(иллюзорное бытие)
Материя
(небытие)
«Анамнезис»
- Душа – идея человека; тело – его материя
- Тело рождается и умирает, душа – нет
- До рождения душа находится в царстве идей и созерцает вечные истины
- Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал
Переселение душ
Устройство души
Разум
Воля
Чувства
Идеальное государство
- Интересы государства выше интересов отдельного человека
- Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом:
Справедливость
Правители Разум Мудрость
Воины Воля Мужество
Труженики Чувства Умеренность
IX. Философская система
Аристотеля
Аристотель
(384-322 до н.э.)
- Сын придворного врача
- Лучший ученик Платона
- Воспитатель Александра Македонского
- Основал свою философскую школу – Ликей
«Платон мне друг, но
истина дороже»
- Не существует «царства идей» – идеи заложены в самих вещах
- Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта
4 вида причин
- Материальная
- Формальная
- Движущая
- Целевая
Материя и форма
Материя Форма
(пассивна) (активна)
Оформление
Возможность Действительность
Энтелехия
- Энтелехия («во-целивание») – динамическое единство формы и материи, направленное на максимально полную реализацию заложенного в предмете потенциала
- Телеологизм – учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею
Иерархия бытия
Перводвигатель
(энтелехия разума)
Разум
(энтелехия души)
Душа
(энтелехия тела)
Тело
Познание
- Познание – это восхождение от материально-телесного к формально-рациональному
- Человеческая душа сама по себе – «Tabula
rasa» («чистая доска»).
- Два этапа познания:
- Чувственный (единичные ощущения)
- Рациональный (общие понятия)
- Наиболее общие понятия – категории
Категории
- Сущность
- Качество
- Количество
- Отношение
- Место
- Время
- Положение
- Обладание
- Действие
- Страдание
X. Эпикурейство
Эпикур
(341 – 270 до н.э.)
- Родился на о. Самос, впоследствии поселился в Афинах
- В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура»
- Над дверями было написано: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»
Изречения Эпикура
- «Пусты слова того философа, которыми не излечивается никакое человеческое страдание»
- «Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно»
- «Кому мало немногого, тому мало всего»
Эвдемонизм
- Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное)
- Никто не может осчастливить человека, кроме него самого
- Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх
- Перед богами
- Перед смертью
- Перед судьбой
XI. Стоицизм
Зенон из Китиона
(ок. 333-262 до н.э.)
- Основал школу в портике, украшенном фресками («Расписная Стойя»)
- Написал множество произведений, большинство из которых не сохранились
- По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи
Учение стоиков
- Вселенной управляет разум (Бог, Судьба)
- Все, что происходит, является не только необходимым, но и благим
- Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом
- Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках
- Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства