Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:49, шпаргалка

Описание работы

Космоцентризм – мировоззрение, в котором главную роль играет понятие природы («космоса»)
Эстетичность – максимально чувственное и конкретное представление объективного мира
Диалектика – умение видеть взаимообусловленность противоположностей

Содержание работы

Общая характеристика АФ
Досократический период
Раннегреческая натурфилософия
Элейская школа
Атомизм
Классический период
Релятивизм софистов
Этический идеализм Сократа
Сократические школы
Философская система Платона
Философская система Аристотеля
Эллинистический период
Эпикурейство
Стоицизм

Файлы: 1 файл

02-Античная философия.ppt

— 4.35 Мб (Скачать файл)

 

  • Объективная истина существует, но каждый приходит к ней своим путем
  • Нельзя научить мудрости, даже за деньги; можно только помочь человеку задуматься
  • Все зло – от невежества, только мыслящий человек может быть по-настоящему нравственным

Сократ 
(469-399 до н.э.)

 

  • Сын каменотеса и повивальной бабки
  • Впервые использовал метод «майевтики» - принятия родов души
      • Диалектика
      • Индукция
      • Ирония

Изречения Сократа

 

  • «Я знаю только то, что я ничего не знаю»
  • «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»
  • «Мудрый всегда является добрым»

Нравственный идеал

 

  • Настоящая мудрость – не многознание, а особое состояние души: АТАРАКСИЯ (невозмутимость)
      • Мужество
      • Умеренность
      • Справедливость
  • За свои высказывания Сократ был обвинен в безбожии и по приговору суда выпил яд

Смерть Сократа (Давид)

VII. Сократические школы

 

Киники

  • Основатель – Антисфен
  • Аскетизм – отказ от удовольствий ради достижения духовной свободы

 

Киренаики

  • Основатель – Аристипп из Кирены
  • Гедонизм – стремление к удовольствию как к высшему благу

Антисфен

 

  • Ученик Сократа
  • Основоположник кинизма
  • Называл себя «истинным псом»
  • Был учителем Диогена Синопского

Изречения Антисфена

 

  • «Человеку нужен разум, чтобы познавать, или веревка, чтобы повеситься» 
  • «Я скорее сойду с ума, чем испытаю удовольствие»

Диоген Синопский

 

  • Ученик Антисфена
  • Получил прозвище «спятивший Сократ»
  • Критиковал
    • Роскошь
    • Лицемерие
    • Излишнюю ученость и красноречие

Аристипп

 

  • Первым из учеников Сократа стал брать деньги за обучение
  • Презирал нравственные условности и превыше всего ставил наслаждение
  • «Главное, чтобы человек обладал удовольствиями, а не удовольствия – человеком»

VIII. Философская система  Платона

Платон 
(427-347 до н.э.)

 

  • Настоящее имя – Аристокл
  • Аристократ по происхождению
  • В юности услышал беседу Сократа и навсегда связал свою жизнь с философией
  • В зрелом возрасте основал собственную философскую школу – Академию

Миф о пещере

 

  • Наш мир есть лишь тень другой, высшей реальности – царства идей

Учение об идеях

 

  • Идея (эйдос) – это внутренний принцип, суть вещи
  • Идеи вечны, неделимы, неуничтожимы – они всегда ЕСТЬ
  • Вещи текучи, непостоянны – они всегда СТАНОВЯТСЯ

 

  • Идея – это ПРЕДЕЛ СТАНОВЛЕНИЯ вещи

Устройство мироздания

 

Царство идей 

(подлинное бытие)

 

Мир вещей 

(иллюзорное бытие)

 

Материя 

(небытие)

«Анамнезис»

 

  • Душа – идея человека; тело – его материя
  • Тело рождается и умирает, душа – нет
  • До рождения душа находится в царстве идей и созерцает вечные истины
  • Поэтому всякое познание – лишь припоминание того, что ты всегда уже знал

Переселение душ

Устройство души

 

Разум

 

Воля

 

Чувства

Идеальное государство

 

  • Интересы государства выше интересов отдельного человека
  • Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом:

Справедливость

Правители  Разум  Мудрость

Воины   Воля  Мужество

Труженики  Чувства  Умеренность

IX. Философская система  Аристотеля

Аристотель 
(384-322 до н.э.)

 

  • Сын придворного врача
  • Лучший ученик Платона
  • Воспитатель Александра Македонского
  • Основал свою философскую школу – Ликей

«Платон мне друг, но  истина дороже»

 

  • Не существует «царства идей» – идеи заложены в самих вещах
  • Не бывает врожденных знаний – всякое познание начинается с чувственного опыта

4 вида причин

 

  • Материальная
  • Формальная
  • Движущая
  • Целевая

Материя и форма

 

 

Материя     Форма

(пассивна)     (активна)

 

Оформление

 

 

Возможность   Действительность

Энтелехия

 

  • Энтелехия («во-целивание») – динамическое единство формы и материи, направленное на максимально полную реализацию заложенного в предмете потенциала
  • Телеологизм – учение о том, что все существующее имеет свою цель и определяется ею

Иерархия бытия

 

Перводвигатель 

(энтелехия разума)

 

Разум 

(энтелехия души)

 

Душа 

(энтелехия тела)

 

Тело

Познание

 

  • Познание – это восхождение от материально-телесного к формально-рациональному
  • Человеческая душа сама по себе – «Tabula rasa» («чистая доска»).
  • Два этапа познания:
    • Чувственный (единичные ощущения)
    • Рациональный (общие понятия)
  • Наиболее общие понятия – категории

Категории

 

  • Сущность
  • Качество
  • Количество
  • Отношение
  • Место

 

  • Время
  • Положение
  • Обладание
  • Действие
  • Страдание

X. Эпикурейство

Эпикур 
(341 – 270 до н.э.)

 

  • Родился на о. Самос, впоследствии поселился в Афинах
  • В 35 лет основал свою философскую школу – «Сад Эпикура»
  • Над дверями было написано: «Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо»

Изречения Эпикура

 

  • «Пусты слова того философа, которыми не излечивается никакое человеческое страдание»
  • «Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно»
  • «Кому мало немногого, тому мало всего»

Эвдемонизм

 

  • Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное)
  • Никто не может осчастливить человека, кроме него самого
  • Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх
    • Перед богами
    • Перед смертью
    • Перед судьбой

XI. Стоицизм

Зенон из Китиона 
(ок. 333-262 до н.э.)

 

  • Основал школу в портике, украшенном фресками («Расписная Стойя»)
  • Написал множество произведений, большинство из которых не сохранились
  • По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством, воздерживаясь от пищи

Учение стоиков

 

  • Вселенной управляет разум (Бог, Судьба)
  • Все, что происходит, является не только необходимым, но и благим
  • Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом
  • Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках
  • Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства

Информация о работе Античная философия