Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..
1. Общая характеристика эпохи Античности……………………..………….
● Ранняя греческая философия………………………………………………..
● Классический период древнегреческой философии. Сократ, Платон и Аристотель…………………………………………………………………..
● Эллинистическая философия……………………………………...…………
2. Космос и человек в трактовке античной философии………………………
3. Философские школы и выдающиеся философы античности Гераклит, Платон, Аристотель.

Файлы: 1 файл

кр по философии.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Начиная с Гераклита, в древнегреческой философии  всё более отчётливо прослеживаются собственно материалистические и идеалистические тенденции.

Атомистическая теория объясняла явления природы естественными  причинами и тем самым освобождала  людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестественными  силами.

Атомистическое учение о внутренней причине вечного движения материи, получила своё дальнейшее развитие у Эпикура (341-270 до нашей эры) . Движение атомов, говорил Эпикур, обусловлено их внутренним свойством - тяжестью. Ещё более важным является, по его мнению, способность атомов самопроизвольно отклоняться при движении от прямой линии. Самоотклонение атомов - это тот минимум свободы в природе, без которой немыслимо не только объяснение случайных явлений в природе, но и свободы действий людей. Разумное использование предоставленной человеку свободы заключается, по Эпикуру, в достижении физического здоровья в соединении с возвышенно-спокойным состоянием души. Средством для достижения выдвинутого им принципа удовольствия, как наивысшего блага являются философские размышления. А так как основные страдания причиняют душе страх смерти и страхи, проистекающие из мифологической веры в сверхъестественные, божественные силы, в бессмертие души и судьбы, то, чтобы освободится от этих страхов и соответствующих страданий, необходимо разумное мировоззрение, которое объясняло бы всё из естественных причин.

Высоко оценивая стихийный  материализм древних, нельзя не заметить, что элементы идеалистических построений встречаются и в философии  Демокрита, признавшего существование  богов, состоящих из особых приближённых к вечным конфигурациям атомов, и  склонного к механическому толкованию причинности в ущерб диалектике, и философии Эпикура, также признавшего существование богов, которые у него, однако, не вмешивались в ход явлений природы и дела людей, так как это нарушило бы их безмятежное существование, и в философии Лукреция, который, также отрицая вмешательство богов в земную жизнь, признавал всё же наличие в мире "некой скрытой силы", неподвластной простому принципу причинности.

В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский  идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон (427-347 до нашей эры) .

Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой  истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Идеи истолковываются Платоном как идеальные образы - образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. Абстрагировав идеи от разума конкретных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она "вспоминает" о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования.

Соотношение между мышлением и бытием представлялось в философии Платона перевёрнутым с ног на голову, и из такого ложного понимания философ выводил идеалистическую трактовку процесса познания. Он считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться вспоминающей о своём божественном прошлом душе.

Объективный идеализм Платона  соединяется с диалектическим методом  философских рассуждений: диалектика единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Для философии природы Платона, также как для пифагорейцев, характерна её связь с числовой символикой, которая трактуется как управительница мира чувственных данных. Разрабатываемая Платоном диалектика понятий, несмотря на её идеалистический характер, имела неоценимое значение для последующего развития диалектической логики.

Одной из вершин философской  мысли Древней Греции в этом отношении  являются творения Аристотеля (384-322 до нашей эры) , воззрения которого энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, содержат как глубокие материалистические и диалектические идеи, так и элементы идеализма. Свои философские взгляды Аристотель начал разрабатывать в противоположность идеализму Платона (именно ему и приписывается изречение: "Платон мне друг, но истина дороже! "). В ранних работах Аристотель развил три типа идеализма, стремясь преодолеть Платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, говорил он, не может также увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Однако в более поздних работах он частично вернулся к признанию мира Платоновских идей как первоосновы мира. Сама по себе материя, утверждал Аристотель, пассивна. Она содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как мрамор - возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Функцию формообразования осуществляет ум - перводвигатель. Под формой Аристотель разумел предшествующий вещий активный, творческий фактор, благодаря которому она становится действительной. Форма - это стимул и цель, идеальный образ, причина становления многообразных вещей из однообразной материи, а материя - своего рода глина. Для того чтобы из неё возникли разнообразные вещи, необходим "гончар" - бог (или ум - перводвигатель) . Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как причина и одновременно вершина мироздания. Поздний Аристотель, таким образом, оторвал форму вещей от своих вещей и превратил её в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. Однако в гносеологии Аристотель последовательно отстаивал материалистические позиции. Изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого мы должны отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Единичные вещи, утверждал он, изменчивы, а их единичные формы неизменны - в этом утверждении Аристотеля диалектика и метафизика слились воедино. Вместе с тем Аристотель одним из первых разработал подробнейшую классификацию форм и способов рационального мышления. Его учение о наиболее общих философских понятиях, или категориях (количество, качество, отношение, сущность, время, пространство и др.) , с помощью которых он стремился выразить диалектику бытия и мышления, явилась огромным вкладом в теорию научного познания. Аристотель - основоположник формальной логики, также как Платон - основоположник логики диалектической. Античная философия, в которой содержались прототипы всех основных видов мировоззрения, разрабатывавшихся во все последующие века, - это великое творчество человеческого духа, и поэтому она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества

Разумеется, все эти  философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми  друг другу. Не порвав еще до конца  с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1. А.Ф Лосев  история античной философии в  конспективном изложении 

М.ЧеРО 1998г

2. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М., 1991. С.18 – 26.

3. Антология мировой философии. В 4 т. М.: Мысль, 1969. Т.1. Ч.1.

4. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч.1.

5. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль,           1993.

 




Информация о работе Античная философия