Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего реферата обусловлена тем, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки……….4
2.Школы античной философии………………………………………………….7
3. Древнегреческие атомисты………………………………………………...…12
4. Элеаты………………………………………………………………………….15
5. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ…………………………………………………………………………….17
6. Общая философская позиция Платона………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….……21
Список используемой литературы…………………………………………...…22

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Зарождение древнегреческой  философии: условия и предпосылки……….4

2.Школы античной философии………………………………………………….7

3. Древнегреческие атомисты………………………………………………...…12

4. Элеаты………………………………………………………………………….15

5. Проблема нравственных  оснований человеческого бытия:  софисты и Сократ…………………………………………………………………………….17

6. Общая философская позиция  Платона………………………………………19

Заключение………………………………………………………………….……21

Список используемой литературы…………………………………………...…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Античная философия представляет собой совокупность учений развивающихся  в Древней Греции и Древнем  Риме с VIв. до н.э. по VIв .н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском италийском  побережье до расцвета демократических Афин  и последующего кризиса и крушения полиса ,перехода в Древнем Риме от республики к монархии. Обычно начало древнегреческой философии связывают с именем Фалеса Милетского(625-547гг. до н.э.), конец-с декретом византийского императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах(529г.н.э)

Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует  удивительную общность, обязательную направленность на объединение в  едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это  объясняется языческими (политеистическими) корнями античной философии, и в  то же время свидетельствуют об особом,  присущем данной эпохе теорийном настрое, созерцательности, стремление одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

Основное содержание античной философии составляет философия  древних греков , собственно римскую  философию вычленяют из философии  эллинистического периода, развивавшейся  в Греции Риме с IIIв.до н.э. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют её неотъемлемую часть и олицетворяет основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой , но живёт не только “по природе” ,но и “по установлению”, на основе разумного обоснования.

Сама картина мироздания , характерная для возникающей  философии, представляет собой данный в наглядно-образной форме на вопросы  полисной жизни. Здесь присутствуют основные реалии личной и общественной жизни древнего грека: человек, бог  и государство. Философия приходит на смену пред философским  описаниям ,содержащимися уже в поэмах Гомера и Гесиода, и начинается поиск  безличного основания всех вещей, первосубстанции, которая у первых философов и  отождествлялась чаще всего с  той или иной природной стихией. Соответственно природа занимает центральное  место в философских размышлениях, что позволяет характеризовать  первых философов как “физиков”,”фисиологов” в терминологии  Аристотеля.

Первый период греческой  философии -это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. Второй период-период классической философии который  обычно начинают философией софистов и Сократа. Третий период эллинистически-римская философия, развивавшаяся в Древней Греции в Древне Риме, представлена такими течениями, как эпикурейство, скептицизм, стоицизм,  неоплатонизм.

Актуальность настоящего реферата обусловлена тем, что мысли  мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает  истории философии, в том числе  и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит  о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения  гениальных умов часто куда более  поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для  нас, чем просто здравый смысл  в суждениях среднего человека. Разумеется, античная философия в целом представляет собой необъятный объект исследования, но, желая познакомиться с ней  ближе, целью работы  вижу выделить основные черты античной философии, ее особенности и наиболее известные  достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.

    Античная философия  возникла и жила в «силовом  поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология,  а с другой  – формирующаяся  именно в Древней Греции наука. 

    Скачок в развитии  производительных сил вследствие  перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений,  ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной  религии и ее идеологам в  лице сословия жрецов, критика  нормативных нравственных установок  и представлений, усиление критического  духа и рост научных знаний  – вот некоторые факторы, их  которых складывалась духовная  атмосфера, благоприятствовавшая  рождению философии.

    В античной  Греции философия формируется  в тот период, когда смысл человеческой  жизни, ее привычный строй и  порядок оказываются под угрозой,  когда прежние традиционно-мифологические  представления рабовладельческого  общества обнаруживают свою недостаточность,  свою неспособность удовлетворять  новые мировоззренческие запросы. 

    Кризис мифологического  сознания был вызван рядом  причин. Главную роль здесь сыграло  экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

    В Греции в  VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались1

    Социально-экономические  изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру — думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос. 

    К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

    Протофилософское  значение гомеровского эпоса  можно выразить в следующих  позициях: Гомеровские поэмы структурированы  в соответствии с чувством  гармонии, пропорции, меры, которые  впоследствии в контексте философии  станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает  подлинное искусство мотивации,  то есть поэт не просто излагает  факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов  подготовил греческую ментальность  к восприятию философии, которая  тоже будет искать истоки, основания  вещей; Гомеровский эпос представляет  реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно  гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим»  вопросом греческой философии.  Философия также будет стремиться  выразить реальность во всей  ее полноте, но в форме рациональных  понятий.

    К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)».

    Публичная религия  представлена поэмами Гомера  и Гесиода. Боги этой религии  – персонифицированные явления  природы. Тем самым, публичная  религия натуралистична. Свой характер  она передает и философии. Ссылка  на природу есть константа  греческой мысли.

    Возникнув в  конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

    Греческие философы  принадлежали в большинстве к  различным слоям «свободных»,  то есть по преимуществу рабовладельческого  класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические  учения выражали взгляды и  интересы этого класса. Тем не  менее в разработке даже этих  вопросов, а особенно в разработке  основ философского мировоззрения,  древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным  историческим горизонтом рабовладельческого  общества.

    Основоположником  древнегреческой  философии   считается Фалес (ок.625-547гг. до  н.э.),  а его продолжателями  были  Анаксимандр (ок.610-546гг. до  н.э.) и Анаксимен  (ок.585-525 гг. до  н.э.).

    Древнегреческая  философия возникла не как  область специальных философских  исследований, а в неразрывной  связи с зачатками научных  знаний – математических и  естественнонаучных, в связи с  зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией  и искусством. Только в эпоху  так называемого эллинизма, начиная  с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных2

    Философия Древнего  Рима возникла в конце республиканского  периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с  греческой философией – во  времена Римской империи приблизительно  до времени ее падения (конец  V – начало VI в. н. э.).

    Характерная особенность  древнегреческой философии состоит  прежде всего в противопоставлении  философских размышлений практической  деятельности, в ее своеобразном  отношении к мифологии. Духовное  развитие в VII–IV вв. до н. э.  шло от мифологии и религии  к науке и философии. Важным  звеном и условием этого развития  оказалось усвоение греками научных  и философских понятий, выработанных  в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно  велико было влияние вавилонской  науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии  и алгебры были заимствованы  греками от их предшественников  и соседей на востоке.

    Постепенно в  античной философии возникает  два основных типа философского  мировоззрения – материализм  и идеализм. Их борьба составляет  основное содержание философского  развития во все последующее  время. Одновременно возникает  противоположность двух основных  методов мышления – диалектики  и метафизики.

    V в.  до н.э.  был временем дальнейшего развития  греческой науки и философии,  которые  по-прежнему  оставались  тесно  связанными. В этот период  дальнейшего  развития  античного   общества   и   государства,  происходившего   в  условиях  ожесточенной  классовой  и   политической борьбы, возникают  также политические теории и  публицистика.

 

   2. Школы  античной философии.

    По подсчетам  римских историков, в Древней  Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих  философских школ выделяется  учение киников и киренских  философов. В Афинах существовало  четыре большие школы: Академия  Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская  школа).

    Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия – это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики»3. Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы, – первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) – принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540 годы до н.э.) считал началом всего бесконечную природу – нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Информация о работе Античная философия