Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Актуальность настоящего реферата обусловлена тем, что мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки……….4
2.Школы античной философии………………………………………………….7
3. Древнегреческие атомисты………………………………………………...…12
4. Элеаты………………………………………………………………………….15
5. Проблема нравственных оснований человеческого бытия: софисты и Сократ…………………………………………………………………………….17
6. Общая философская позиция Платона………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….……21
Список используемой литературы…………………………………………...…22

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.21 Кб (Скачать файл)

    Независимо от  этих древних малоазиатских ионийцев  в нижне-италийских колониях греков  выступают мыслители, проникнутые  той же идеей мирового единства. К ним относятся прежде всего  Пифагор и его ученики, которые  исследовали мировое целое. Они  замечали прежде всего правильность  в движении небесных тел и  от них пытались перенести  эту правильность на земные  явления, явления физического  и морального миров. Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

    Пифагорейцам  принадлежит учение о музыке  сфер и о музыкальном звукоряде,  отражающем гармонию Солнечной  системы, где каждой планете  соответствует определенная нота, а все вместе они создают  интервалы музыкальной гаммы.  Ими же положено и начало  музыкальной психологии: музыка  использовалась как средство  воспитания и исцеления души  и тела. В пифагорейской школе  начали развиваться астрономия  и медицина. Ею создано множество  аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого  языка. Таким образом, пифагорейцев  можно считать родоначальниками  гуманитарной, естественной, точной  и систематической наук.

    Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили в небольшом италийском  городе  Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской4. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

    Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусстно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.

    Платон объединил  в своем учении ценности двух  своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев  он воспринял искусство математики  и идею создания философской  школы, которую он воплотил  в своей Академии в Афинах. Учениками Платона были преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических родов (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном уголке на северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так же, как и он, называл софистов «проститутами от философии» за то, что они требовали деньги с учеников, это не мешало Платону принимать богатые подарки и всяческую помощь от сильных мира сего. У Сократа Платон научился и сомнению, и иронии, и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочетать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

    В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского. На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

    Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь,  напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

    Полный отказ  от социального активизма в  этике встречается у знаменитого  материалиста Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее известным  из римских эпикурейцев был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный человек, а не общественное целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах он основал школу. В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична: целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, он был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием считалось, как и у стоиков, невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научиться умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму. Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в том числе и с традиционной греческой религией5.

 

3. Древнегреческие атомисты

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей  – их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто  гипотеза о бесконечной делимости  вещей, пространства и времени ведет  к неустранимым противоречиям и  парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей  и их подвижности должна была считаться  с этим. Учение атомизма явилось  гениальной попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование  бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование  пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами  возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц –  весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель атомизма –  Левкип (ок. 500–440 гг. до нашей эры). Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы – атомы, имеющие бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и плотной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее. Таким образом, основной принцип атомистической науки о бытии: «Единственное, что существует, – атомы и пустота».

Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают  и гибнут благодаря их соединению и разъединению. Допущением существования  пустоты, не-сущего, решается проблема движения. Существование пустоты  делает возможным движением атомов.

Если многочисленные легенды  говорили о Гераклите как о  плачущем философе, то о Демокрите, наоборот, как о смеющемся философе.

По мнению, большинства  философов, Демокрит родился в 460 г. до Н.Э., умер в 360/370 г. до Н.Э. Прожил почти 100 лет. Родом из Абдер, происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь  провел в бедноте, предаваясь исключительно  любомудрию.

Совершил путешествие  в Египет к жрецам, к халдеям  в Персию, был в Эфиопии. Написал 50(60) трактатов. Свои произведения писал  и днем и ночью, запираясь от всех в одном из склепов за городскими воротами.

Лучшим его произведением  считается "Большой Мирострой", за которое он получил награду  в 500 талантов. (Много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа  стоило 5 талантов)".6

На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы  и пустота. Ничто не возникает  из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение  вещей есть соединение атомов, а  уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы.

Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому  истолкованию, первыми стали учить  о пустоте как таковой. Элеаты отрицали существование небытия.  "Итак, бытие – антипод пустоты, они дуалисты, раз принимали два  начала в мироздании: небытие и  бытие".7

У Демокрита были связи  с современными учеными. Древние  сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга  Левкиппа. Он общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран  Востока.

Демокрит первым в древнегреческой  философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.

В неорганической природе  все совершается не по целям и  в этом смысле случайно, а у ученика  могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита  на природу является строго причинным, детерминистическим.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания.  "Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню".8

Атомы души имеют способность  к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал  вывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

Но в то же время, он считал, что без "темного" знания, получаемого  из ощущений не может быть никакого знания.  "Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще  дать описания механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение, абстрагирование".9 Утеря "Канона", его логического произведения, не позволяет выявить его роль в этом. О формах мышления более подробно расскажет Аристотель.

Интересны взгляды Демокрита  на человека, общество, мораль и религию. Он интуитивно полагал, что первые из людей вели неупорядоченную жизнь. Когда они научились добывать огонь, у них понемногу стали  развиваться различные искусства. Он высказал версию, что искусство  зародилось путем подражания (Мы научились  от паука – ткачеству, от ласточки – строить дома и т.д.), что законы создаются людьми. Писал о дурных и хороших людях.  "Дурные люди дают клятвы богам, когда попадают в безвыходное положение. Когда же от него избавились, все равно клятв не соблюдают".10

Информация о работе Античная философия