Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 21:12, контрольная работа
Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свойств вещества путём рассуждений. При этом получали (практически все философы) по несколько томов с логическими цепочками, приводящими к тем или иным утверждениям.
Введение. 2
1) Жизнь и сочинения Демокрита. 3
2) Учение Демокрита о причинности. 8
3) Атомизм Эпикура. 12
Заключение. 17
Содержание:
Введение. 2
Заключение. 17
Введение.
Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свойств вещества путём рассуждений. При этом получали (практически все философы) по несколько томов с логическими цепочками, приводящими к тем или иным утверждениям. Человеку, испытывающему интерес к вопросам устройства материального мира, приходилось читать труды философов, спорить, соглашаться, или не соглашаться с предложенной конструкцией. В случае несогласия, он (человек) так и не получал ответа на вопрос: «Как устроена материя?». Сегодня же, любой, научившийся читать человек, может найти ответы на многие вопросы о структуре вещества. При этом он не разбирается в иногда запутанных последовательностях мыслей, а доверяет результату исследования других людей, которые, аналогично, рассуждениями, получали ответы на вопросы строения вещества, но подтверждали их теми, или иными практическими применениями.
Появляется интерес изучить работы с появления которых начинается развитие атомистической науки.
Таким образом, зададимся целью найти в Античной философии, рассмотреть и сравнить учения философов,- рассуждения которых, привели впоследствии к правильным ответам, - в рамках современных представлений о строении вещества.
В качестве примера будем рассматривать работы Демокрита и Эпикура.
Видным представителем атомизма был Демокрит. По мнению, большинства философов, Демокрит родился примерно в 460 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное «абдерит» - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей.
По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс предоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. Правда, потом Демокрит и сам посетил Древний Восток. Некоторые интерпретаторы даже утверждают, что сама идея атомизма была подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями. И для такого предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, еще в VII-VI вв. до н.э. вызревала на Древнем Востоке. Но вряд ли из персидской мудрости Демокрит мог в чистом виде заимствовать идею атомов. Думается, что гораздо большее влияние на Демокрита должна была оказать логика размышлений, связанных с развитием философии первоначала. При этом какая-то подсказка, пришедшая с Востока, могла сыграть здесь роль интеллектуального толчка. Но, все это предположения.
Правда, об одном, по крайней мере, можно говорить более точно: Демокрит обучался у хороших учителей и сумел накопить большие знания, которые относились к пранауке, восточной и древнегреческой, а также к античной философии.
Сохранилось некоторое количество полулегендарных преданий о жизни Демокрита. Ниже я приведу некоторые из них, так как эти многочисленные свидетельства и легенды позволяют понять его мировоззрение, говорят о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях.
Демокрит происходил из знатной семьи и был богат. Когда умер отец, оставив своим сыновьям наследство, то тут Демокрит, по мнению некоторых своих практичных сограждан, совершил неразумный, просто необъяснимый поступок: из наследства он выбрал себе не землю, не дом, не рабов, а деньги, правда, по тем временам немалые. Но ведь деньги, рассуждали недоумевающие сограждане, можно легко потерять. Однако Демокрит выбрал деньги отнюдь не случайно: он совершенно точно знал, что с ними будет делать — решил отправиться в дальние странствия. Около десятка лет Демокрит провел в путешествиях: его, конечно, интересовали другие страны, города, народы, но больше всего влекли к себе знания, которые он мог получить в этих краях. Иными словами, Демокрит довольно рано определил себя как личность, выбрав путь «человека знания», мудреца, философа.
Итак, Демокрит много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством…». Этот текст хорошо передает увлечение Демокрита теоретическими исследованиями и горделивое сознание достигнутых результатов.
Демокрит
был в Египте, Персии, Вавилоне, Индии.
Помимо стран востока,
Используя опыт своих путешествий, Демокрит составил географическую карту известных ему стран.
После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры. Он не привез ни товаров, ни увеличившейся суммы денег (по понятиям жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал беднее, чем раньше). Тогда против него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве. Но когда на судебном процессе его спросили, что же он сделал с отцовскими деньгами, что привез из путешествия и как оправдается, как защитит себя, Демокрит прочитал судьям - либо частично, либо полностью - свое сочинение «Мирострой». Решение судей было неожиданным и очень любопытным: они признали, что Демокрит взамен отцовского наследства накопил мудрость, знания; за время путешествия он стал мудрецом; книга, которая была прочитана судьям, это удостоверяет. Демокрит по суду был оправдан.
Существует легенда, что Демокрит не единственный раз привлекался к суду. Во всяком случае, и потом сограждане весьма подозрительно относились к его образу жизни. Не очень ясно, во время первого процесса или несколько позже некоторые влиятельные жители Абдер настояли на приглашении знаменитого врача Гиппократа для освидетельствования философа, который вел себя очень странно. Дело не в том, что бездомный Демокрит жил при храме: в Греции мудрецы, философы, не имевшие никакого отношения к религиозной деятельности нередко селились при храмах. Странным казалось другое: Демокрит был настолько погружен в свои занятия, что иногда совершенно забывал о людях, обдумывая какие-то идеи, вдруг разражался смехом (по этой или по другой причине, но Демокрит получил прозвище Смеющийся. Быть может, его назвали так потому, что, по преданию, он написал специальное сочинение о смехе). Как бы то ни было, Гиппократ, приехав в Абдеры, согласно легенде, имел возможность достаточно долго беседовать с Демокритом. Ответ, который Гиппократ мог дать жителям Абдер, скорее всего звучал так: для внешнего взгляда Демокрит ведет себя странно, но это вполне нормально для человека, который погружен в свое дело, в творчество. Мыслит же он как великий человек - логично и стройно. Гиппократ не оставил никакого сомнения в том, что странности Демокрита - это странности большого таланта, может быть, странности настоящего гения, если вообще можно признавать их странностями.
Гиппократ не просто оправдал Демокрита перед жителями Абдер. Между философом и врачом потом как будто бы завязалась переписка; они обменивались письмами-сочинениями, т.е. поддерживали плодотворную творческую дружбу. Хочется верить, что так оно и было: дружба и сотрудничество двух великих людей греческого мира, созвучие личностных типов помогает понять, как рождались и распространялись великие идеи древнегреческой культуры.
У Демокрита были и другие связи с современными учеными. Древние сообщают, что он общался с Анаксагором и был учеником своего предшественника и друга Левкиппа. Сведения о Левкиппе довольно скупы. Некоторые учёные даже ставят его существование под сомнение, но многие факты свидетельствуют об обратном. Левкипп учился у элейцев, что отразилось на его ученике, впитавшем многие взгляды этой западно-греческой школы. Левкипп, искренне ненавидевший персов, которые покорили его родной город и зверски подавили восстание в нём, привил своему ученику свободолюбие.
Многие ученые воспринимают учения Левкиппа и Демокрита целокупно.
По свидетельствам древних, Демокрит очень интересовался кружком Сократа, и как раз после пребывания в Афинах написал свою работу «О человеке». Собственно, осмысление проблемы возникновения культуры, языка, человеческого общества, государства как будто и было навеяно путешествием Демокрита в Афины. Современники считали Демокрита весьма осведомленным также в учении Пифагора и пифагорейцев, которые, собственно, первыми развили идею дробности мира, состоящего из неделимых в своей специфичности чисел.
Одним словом, вряд ли было что-то существенное в античной философской мысли, чем бы специально не занимался, что бы не изучал, над чем бы не раздумывал Демокрит и что так или иначе не повлияло бы на возникновение его концепции.
Ряд авторов сообщают, что товарищем
юности и первым слушателем
Демокрита был Протагор. В молодости Протагор
не учился, а работал носильщиком корзин
и дров, что, по свидетельству Гелия, привело
к знакомству с Демокритом: «… случайно
Демокрит… выйдя за черту города, увидел
Протагора, когда тот легко и проворно
шагал с тяжелым и неудобным грузом. Демокрит
подошел к нему поближе, рассмотрел расположение
и соединение поленьев, сделанное искусно
и опытной рукой, и попросил … чтобы Протагор
распустил вязанку и снова сложил её таким
образом». Эта просьба была выполнена.
Демокрит пришел в восхищение от ловкости
и остроумия этого необразованного человека.
Демокрит тотчас повел Протагора, взял
его к себе, назначил ему содержание и
научил его философии, и сделал его таким,
каким он был впоследствии». Скорее всего,
это легенда. Во-первых, потому, что Протагор
был лет на 10-11 старше Демокрита. Во-вторых,
Протагор не мог быть «необразованным».
И все же это не совсем вымысел. Многие
источники указывают на Протагора как
на ученика и слушателя Демокрита. То,
что Протагор много заимствовал у
Демокрита, сомнений не вызывает.
В рассказах о Демокрите и его слушателях обращает на себя внимание одна повторяющая деталь, которая не может быть случайной: Демокрит с уважением относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать выдающимся философом, и даже активно этому содействовал. Об этом говорит не только легенда о встрече с Протагором, но и другие источники. Итак, для Демокрита характерны: уважение к труду, сочувствие к угнетенным, оценка людей по их способностям, а не по происхождению и положению.
Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, «сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя». Согласно некоторым источникам Демокрит прожил более 100 лет. Под конец жизни он потерял зрение, что позволило ему углубиться в исследование истины. Существует даже легенда о том, что Демокрит сам лишил себя зрения. Когда Демокрит почувствовал, что он уже совсем немощен, он, подобно Анаксагору, добровольно ушёл из жизни.
Демокрит своими достижениями заслужил уважение его сограждан. Об этом свидетельствуют следующие факты: Древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При Демокрите», почитание медными статуями. Также, за полезные советы городу ему дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил прозвище «Патриот».
Демокрит был похоронен в родном городе за государственный счет.
Величайшие «умы человечества» признавали Демокрита гениальным философом. По мнению Маркса, Демокрит был «первым энциклопедическим умом среди греков». Аристотель писал о нем: «Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других». Однако всегда существовало немало противников материалистического и атеистическогого учения Демокрита. Это привело к тому, что часто взгляды древнего философа либо умалчивались, либо искажались.
Жизнь Демокрита - образец глубокой преданности науке, познанию мира. Занятия наукой, философией он ставил превыше всего; истина для него - высшая ценность.
Сохранились составленные
древними учеными списки сочинений,
написанных Демокритом. Ни одно из этих
сочинений не дошло до нас полностью,
сохранились только отдельные цитаты
и отрывки, перемешанные с фрагментами
и пересказами Левкиппа в почти
неразличимое целое. Видимо, немалую
роль сыграли в плачевной судьбе произведений
философа мировоззренческие споры: «Аристоксен
в своих «Исторических записках» сообщает,
что Платон хотел сжечь все сочинения
Демокрита, какие только мог собрать, но
пифагорейцы Амикл и Клиний помешали ему,
указав, что это бесполезно: книги его
уже у многих на руках».
Списки эти, тем не менее заслуживают внимания,
так как хорошо отражают полноту и широту
научных интересов и всеохватывающий
характер исследовательской деятельности
Демокрита. Ему приписывали авторство
более 70 сочинений. Их названия приводит
Диоген Лаэрций (согласно изданию Фрасилла):
«О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте
слов», «О благозвучных и неблагозвучных
звуках», «О Гомере, о правильности языка
и темных словах», «О песне», «О глаголах»,
«Словарь». Среди сочинений об «искусствах»
Диоген указывает также «О живописи»,
а среди математических «Перспективу».
Согласно Цицерону, Демокрит «выражал
свои мысли красиво». По-видимому, важнейшими
работами Демокрита можно считать «Великий
мирострой» и «Малый мирострой». Предмет «Великого миростроя»
- атомы и пустота как первоначала и состоящие
из них миры. Предмет «Малого миростроя»
- живая природа вообще, человеческая
природа в частности.
Впоследствии в школе Демокрита работы Демокрита (и, по-видимому, Левкиппа) составили свод его сочинений, так называемый corpus Democriteum.
Демокрит оставил огромное наследие. Его труды охватывают все области науки и философии, известные тогда.