Античный атомизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………2
1.Что такое атомизм………………………………………………………………………………..4
2.Жизнь и сочинения Демокрита……………………………………………………………..6
3.Атомизм Эпикура…………………………………………………………………………………..12
4.Истоки атомизма……………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Философия Античный атомизм.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

                                                 Введение

               Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц, и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

            Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности: «лишь в общем мнении существует сладкое, во мнении — горькое, во мнении — теплое, во мнении — холодное, во мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы — малые тела, не имеющие качеств, пустота же — метод, в котором все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова

 

                                                                                                                                                                                       2

 сходятся в такие соединения, и таким образом они производят  и все прочие сложные тела, и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них, следовательно, не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                         3

         1.Что такое атомизм.

            Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

          Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляются также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.

          Атомистизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающих   и неисчезающих, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Сторонникам атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел, (правильных многогранников). Эпикур, основатель эпикурейства, воспринял от атомистов учение об атомах, но видоизменил его. В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы впервые характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи. Предшествующие античные атомисты ничего не говорили о телесной природе атомов. Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности. К их числу может быть отнесён Аристотель. В XIX стало известно, что химические атомы разлагаются на более мелкие элементарные частицы и таким образом «атомами» в Демокритовском смысле не являются.

 

                                                                                                                                                                                         4

Тем не менее, термин используется и  теперь в современной химии и  физике, несмотря на несоответствие его  этимологии современным представлениям о строении атома. В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, которые далее неделимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                         5

   2. Жизнь и сочинение Демокрита

         Демокрит - древнегреческий философ, основоположник  атомизма. Согласно этому учению, все происходящее представляет  собой движение атомов, которые  различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся  в пустом пространстве в вечном  движении и благодаря их соединению  и разъединению вещи и миры  возникают и приходят к гибели. О жизни Демокрита свидетельств  практически не осталось. Родина его Абдеры на Фракийском побережье. Этот город был среди древних греков столицей царства Глупости.

         Демокрит посетил Персию, Древний Восток, он объездил полмира, чтобы накопить опыт, знания и наблюдения. Некоторые историки даже утверждают, что сама идея атомизма была подсказана или рассказана Демокриту персидскими учителями. И для такого предположения есть основания, потому что эта идея, вероятно, еще в VII веке до н. э. вызревала в Финикии. С большим вниманием и редкой для молодого человека сосредоточенностью Демокрит изучал эллинскую философию. Первое же произведение в списке его "моральных" сочинений носит заглавие "Пифагор". Однако решающее влияние на формирование взглядов Демокрита оказал прибывший из Милета в Абдеры философ Левкипп. Демокрит стал его верным учеником, воспринял от него и дальше развил атомистическую систему. Когда умер отец, Демокрит, взяв полагающееся ему наследство, уехал странствовать: его интересовали не только другие земли, города и народы, но и знания, которые он мог там получить. Возвратись из восьмилетнего путешествия, он не привез ни товаров, ни денег (по понятиям жителей Абдер, он вообще ничего не привез, ибо приехал более бедным, чем был раньше). Тогда-то против него и было возбуждено судебное дело о растрате наследства. Его судили в конце 440-х годов до н. э. Растрата наследства законом абдерского полиса рассматривалась как тяжелое преступление. Гражданский обвинитель с возмущением излагал события, приведшие молодого человека к противозаконным действиям. Он говорил о том, что богатый Дамасипп, умирая, оставил свое огромное наследство трем сыновьям - Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде, что они умножат его состояние. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни рабов; он выбрал меньшую долю, состоящую в деньгах.

                                                                                                                                                                                      6

 Но даже эта часть составляла  громадную сумму - 100 талантов. Как  всегда, в греческом суде в  свою защиту выступал сам обвиняемый. Он заявил, что деньги ему были  нужны для путешествий, но это  были не пустые скитания. Он  ездил учиться, познать мудрость  других народов, их жизнь, нравы,  обычаи, познакомиться с их наукой, померяться силой своих знаний  с мудрецами других стран. Тогда  абдеритяне поняли, что перед  ними настоящий мудрец. И они  не только сняли с него обвинение,  но и оценили его произведение  на сумму даже намного большую, чем все потраченное наследство. Еще его почтили медными статуями, а в дальнейшем за его деятельность, за полезные советы городу дали ему почетное прозвище Мудрость. Мы не знаем, насколько достоверна легенда. Но речь Демокрита звучит как отчет и гордая защита. Демокрит с уважением относился к физическому труду. Он считал вполне допустимым, что бедняк или бывший раб может стать выдающимся философом, и активно этому содействовал.  Нет точных данных и о том, когда именно Демокрит посетил Афины. Вероятно, это было либо накануне, либо в начале Пелопоннесской войны. Согласно некоторым источникам, он пробыл в Афинах довольно долго. В отличие от Гераклита, которого называли "плачущим философом", Демокрит известен как "смеющийся философ". По словам Сенеки, смех Демокрита был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Сам Демокрит считал наиболее серьезным делом занятие науками. О старости и смерти Демокрита сложены легенды. В конце жизни Демокрит потерял зрение. Об этом ходили разные слухи. Многие говорили, что Демокрит сам преднамеренно лишил себя зрения. Существует легенда о том, как он отдалил время своей кончины, вдыхая запах теплых булок. Чтобы не умереть в праздник, он делал это в течение трех дней, а затем умер спокойно 107 лет от роду, как об этом сообщает Гиппарх. За свою долгую жизнь Демокрит написал более 70 работ по самым различным областям знаний - физике, математике, риторике, медицине, философии. А в его книге "О земледелии" содержится ряд практических советов по сельскому хозяйству, и, в частности, о том, что виноградники должны быть обращены на север. Произведения Демокрита славились своей многочисленностью и художественным стилем (Цицерон считает этот стиль прямо ораторским). Обычный буржуазный предрассудок толкования Демокрита как механистического материалиста всегда приводил ученых к резкому противопоставлению его Платону и

                                                                                                                                                                                        7

Аристотелю. Между тем Демокрит не только был равен по стилю Платону, но, как показали новейшие исследователи, Платон в "Тимее" был не чужд заимствованиям из Демокрита (хотя Платон нигде его  и не упоминает). Аристотель же часто  его упоминает, многое от него заимствует и говорит о нем в тоне глубокого  уважения. Обращает внимание обилие сочинений Демокрита по "мусическим" вопросам. Следовательно, Демокрит – автор самых ранних теоретических трактатов об искусстве. По Диогену Лаэрцию, им написаны: "О ритмах и гармонии", "О поэзии", "О красоте слов", "О благозвучных и неблагозвучных звуках", "О Гомере, о правильности языка и темных словах", "О песне", "О глаголах", "Словарь". Среди сочинений об "искусствах" Диоген указывает также "О живописи", а среди математических "Перспективу", которую Витрувий приписывает Демокриту. Согласно Цицерону, Демокрит "выражал свои мысли красиво", и его сочинения были в древности одним из постоянных предметов философского анализа.

                  Следуя за Левкиппом, Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Они различаются между собой формой, порядком и поворотом. Атомы едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Кроме них существует еще пустота, так как без пустоты не было бы возможности перемещения, а также уплотнения и сгущения. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атом, согласно Демокриту, не содержит в себе пустоты. Он отличаются абсолютной плотностью, а потому он неизменяем по своей природе: его нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни «разрыхлить», он не может стать ни больше, ни меньше себя, не может ни гибнуть, ни возникать, он вечен и неизменен, Атом имеет еще одну существенную характеристику: он непроницаем. Как говорит Аристотель, атомы Демокрита - это «полное» - в том смысле, что на одном месте не могут совместиться, «совпасть» два атома. В отличие от атомов пустота «проницаема». Непроницаемость атомов, как и их неделимость, - это характеристика их как «субстанциальных начал» природы.  Все физические процессы в мире атомисты стремятся объяснить, исходя из свойств атомов. Характер этих объяснений позволяет видеть, что атомы мыслятся ими как физические тела. Так, образование

                                                                                                                                                                                       8

видимых физических тел объясняется  сцеплением атомов, скреплением их. Это «сцепление» носит чисто  механический характер. Атомы, «сталкиваясь, скрепляются друг с другом», пишет  Цицерон. Никакого дополнительного  объяснения атомисты не предлагают. Демокрит говорит следующее: «Субстанции, беспредельные  по числу, неделимые и не имеющие  различий, кроме того, не воздействующие на других и не поддающиеся воздействию, носятся, рассеянные в пустоте. Когда  же они приближаются друг к другу  или наскакивают или зацепляются  друг за друга, то из этих сборищ атомов одно кажется водой, другое - огнем, третье - растением, четвертое - человеком».  Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством  столкновения атомов. Движение выступает  основным источником развития. Демокрит считает, что первичного движения, первого  толчка никогда не было, так как  движение - способ существования атомов. По мнению Декарта, в мире существует бесконечное множество атомов. Также  бесконечно и число форм атомов. Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность  его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих. Демокрит полагал, вслед за Левкиппом, что не только ничего не возникает из ничего, как это считали предшествующие философы, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Все детерминировано механическим движением атомов. Как пишет Диоген Лаэртский, у Демокрита "все детерминировано: причина всякого возникновения - вихрь, и этот вихрь он называет необходимостью". Для Демокрита не существует случайности, все имеет свою причину, а это значит, что оно не может быть случайным. Даже такое явление, как пересечение двух независимых рядов событий, порождающих случайное совпадение, Демокрит называет необходимым, так как и здесь к этому событию привела причинная цепь явлений. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения. Понимание мира у Демокрита тесно связано с основными принципами его учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Здесь Демокрит был сторонником строгой необходимости. Развитие вселенной, порядок мира, все, в сущности, определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места для объективного существования «случайности». И

Информация о работе Античный атомизм