Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:48, реферат
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения.
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1.Что такое атомизм………………………………………………………………………………..4
2.Жизнь и сочинения Демокрита……………………………………………………………..6
3.Атомизм Эпикура…………………………………………………………………………………..12
4.Истоки атомизма……………………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………………………………………..22
4. ИСТОКИ АТОМИЗМА
Редкая концепция рождается из ничего, это – прерогатива гениев, ломающих стереотипы. Но любой гений – дитя своей эпохи и продукт культурной среды. И путь существует предположение, что мысль должна родиться из нулевой точки незнания, развитие человечества всегда имело циклично-спиральный характер, а любой проект строится на фундаменте, заложенном предшественниками. В этом смысле полезно вспомнить родину предфилософского и протонаучного знания – Древнюю Индию.
Основу этой традиции составили мифологические произведения, главным памятником которых являются Веды комплекс текстов, которые впоследствии положили начало т.н. ортодоксальным системам, безусловно признававшим авторитет Вед. Впрочем, многие из этих концепций либо носили субъективно-идеалистический характер (Веданта), либо вообще концентрировались на индивидуальном совершенствовании и развитии человека (йога). Ярчайший образец школы нового типа, буддизм, являет философию борьбы человека с самим собой. С течением времени некоторые варианты буддизма приобретают все черты религии и берутся на вооружение политическими силами. Так, где же искать истоки материализма в культуре Древней Индии? Вероятно, будет правильным остановить выбор на Локаяте (от др.-инд. «лока» - весь мир). Традиционно возникновение локаяты связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а развитее его идей полулегендарному Чарваке, имя которого дала название немаловажной философской школе. В основе учения о мироздании локаяты находится предположение о том, что все объекты вселенной состоят из четырех материальных элементов: земли, огня, воды и воздуха (отдельные источники к ним прибавляется пятый элемент - эфир). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают в результате сочетания элементов. В некоторых текстах содержится представление об эволюции: одни элементы происходят от других, причем исходным является земля (твердь). Представители локаяты выдвигают теорию познания, сходную с эмпиризмом Нового времени: органы чувств - единственный инструмент осознания мира, они могут воспринимать предметы постольку,
поскольку они сами состоят
из тех же элементов, что
и предметы (принцип «подобное
познается подобным»). На этом
основании локаята отрицала
опередили своё время и вызывают невольный восторг у жителей 21 века. Таким было начало концепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но начало это было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи и окружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Для взрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другая земля с совершенно иными нравами.
Демокрит внес большой вклад, как в дальнейшее развитие философской мысли, так и в науку, в частности в объяснение физических явлений. Говоря о его учении, о познании, необходимо отметить, прежде всего, то, что он заложил основы концепции вторичных качеств, имеющей и поныне важное значение для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека. Высшее благо, по Демокриту, блаженство, которое состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. Известны его утверждения: «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми» но правота и многосторонняя мудрость»; «как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее — желание постоянно прибавлять к ним». Он был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве прима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность — из-за невежества людей. Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение человека в том или ином направлении).
Существенное и интересное дополнение в атомистическую концепцию привнес Эпикур. Оно состояло в допущении большей свободы в движении атомов. Концепция Демокрита относительно движения атомов — это концепция жесткой необходимости. Здесь нигде не может вмешаться никакой случай — все предопределено. Что же касается Эпикура, то он, напротив, считает, что атомам должна быть присуща некоторая свобода, случайность в их движении. Атомы не движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а они, как говорит Эпикур, "трясутся во всех направлениях". Происходит по виду беспорядочное, обладающее множеством степеней свободы движение атомов, и потому в сочетаниях,
которые из атомов возникают, заключено
немало элементов случайности, возможны
отклонения от жесткого порядка. Иными
словами, необходимость здесь
1. К. Маркс и Ф. Энгельс, сочинения; издание второе, т.40 – «Издательство политической литературы» - Москва – 1975.
2. Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах. – М. изд-во Эксмо, 2007.
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебн. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991.
4. А.Ф.Лосев История античной эстетики, том 1 М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000
Введение…………………………………………………………
1.Что такое атомизм……………………………………………………………
2.Жизнь и сочинения Демокрита…
3.Атомизм Эпикура…………………………………
4.Истоки атомизма…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………