Антропологический материализм Л. Фейербах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле.

Файлы: 1 файл

реф фейербах.docx

— 43.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями  его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой  он оказывается и предпосылкой и  продуктом истории.

Личность формируется  в процессе деятельности, общения. Иначе  говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей  своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет  нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками -все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Свобода побуждает нас  к борьбе, при необходимости, к  отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через  страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете - ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.

 

Людвиг Андреас Фейербах родился 28 июля 1804 года в баварском  городке Ландгуте в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного  криминалиста. После окончания местной гимназии он в 1823 году поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Скоро окончательно разочаровавшись в теологии он на следующий же год бросает обучение в Гейдельбергском университете и поступает на философский факультет Берлинскго университета, где с упоением слушает лекции и изучает сочинения Гегеля.

После окончания Берлинского  университета Людвиг Фейербах с 1828 года начинает читать лекции в качестве приват-доцента в Эрлангенском университете». После смерти Гегеля он остается одним из ведущих и верных старогегельянцев, а затем вместе с Бруно Бауэром и Фридрихом Штраусом переходит на позиции младогегельянства.

В 1830 году Фейербах анонимно опубликовал своё первое философское  произведение "Мысли о смерти и бессмертии", в котором с  позиций гегельянства подверг сокрушительной критике христианскую религиозную  веру в душу. Анонимность автора вскоре  была раскрыта - и философа выгнали из преподавательской должности в Эрлангенском университете и нигде больше не принимали на преподавательскую работу. Обиженный Фейербах в 1837 году переселился в далекое и всеми забытое село Брукбэрг в Тюрингии, в котором безвыездно прожил 25 лет. Там же, в селе, он написал все свои главные философские произведения. О своей творческой биографии Людвиг Андреас Фейербах писал: "Моей первой мыслью был Бог (Фейербах в молодости был верующим человеком) затем - разум, и в конце концов, моей последней мыслью  стал человек" (всю творческую жизнь он развивал свою философию материалистического антропологизма).

Будучи уже в уединении, Фейербах в 1841 году опубликовал под  своим собственным именем свое главное  философское произведение "Сущность христианства". Книга сразу же оказалась в центре внимания мировой  общественности, сразу же была издана на всех европейских языках. После  десятилетий господства в немецкой и мировой общественной мысли  идеализма (от Канта до Гегеля включительно) Фейербах предложил читателям философию материализма, пламенное уважение к человеку и глубоко аргументированный атеизм. Имя Фейербаха и изложенные им философские взгляды заставили европейцев на определенное время забыть всех философов, в том числе и Гегеля.

На протяжении своей жизни  Фейербах опубликовал 10 больших томов  философских произведений по проблемам  материализма, атеизма, истории философской  мысли. С Фейербахом находились в  переписке почти все его выдающиеся европейские современники, в том  числе  Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Под конец своей жизни философ вступил в марксистскую социал-демократическую партию. Умер Фейербах 13 сентября 1872 года и похоронен в Нюрнберге.

Людвиг Фейербах, как сказано ранее, был материалист и критик религии. Однако суть его антирелигиозных убеждений заключалась в том, что на смену традиционным религиям должна прийти "религия" любви человека к человеку.

 

 

 

Антропологический материализм Л. Фейербах

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки  зрения Фейербаха, идеализм есть не что  иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит  вера в догматы, тогда как в  основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии  Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые  составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по духу идеалистическая философия  возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством  приписывания богу тех атрибутов, которые  в действительности принадлежат  самому человеку.

Согласно Фейербаху, для  освобождения от религиозных заблуждений  необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: ”Мое учение или воззрение  может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек”. Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха ”Сущность христианства”: ”Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности”.

Материализм Фейербаха существенно  отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому  движению и рассматривает природу  не как механизм, а скорее как  организм. Он характеризуется как  антропологический, так как в  центре внимания Фейербаха - не отвлеченное  понятие материи, как у большинства  французских материалистов, а человек  как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека, Фейербах отвергает его  идеалистическую трактовку, при  которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую  трактовку познания и будучи недоволен  абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип  Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально  формируется в опыте человеческого  общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому  человеку есть путь к признанию его  объективного существования, а тем  самым к признанию существования  вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает  альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви  к другим людям. 

Критика религии  и теологии. 

Л. Фейербах известен у нас  главным образом как автор  антирелигиозных сочинений, как  критик теологии и идеализма. Да и  сам философ заявлял, что вопрос, который неизменно был в центре его внимания, - это вопрос о сущности религиозного мира и борьбе против него. Этой задаче подчинено уже первое его сочинение «Мысли о смерти и бессмертии» (1830), принесшее ему немало огорчений; за смелую критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранен от преподавания в Эрлангенском университете, лишен возможности устроиться на работу в другом месте. Фейербах был вынужден на долгие годы уединиться в деревне Брукберге.

Фейербах отстаивает идею морального бессмертия: человек достигает  его, создавая что-либо непреходящее, писатель - благодаря влиянию своих сочинений. В 1841 г. выходит «Сущность христианства» Фейербаха, работа, в которой он уже как сторонник философского материализма срывает таинственный, мистический покров с религии, сводит ее к сущности человека. К «Сущности христианства» непосредственно примыкает цикл лекций о «Сущности религии» (1848). Таким образом, критика религии и теологии, действительно, постоянно оставалась главной темой Фейербаха до конца его жизни.

Однако перу Фейербаха  принадлежат и довольно многочисленные труды по истории философии. Его  интерес к этой области не был  кратковременным и случайным. По окончании Берлинского университета он читал курс лекций по логике и метафизике в Эрлангене. Еще в 1833 г. он выпускает в свет объемистую книгу «История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». В 1837 г. выходит его монография «Изложение, развитие и критика философии Лейбница», в следующем году - «Пьер Бейль». Эти капитальные труды Л. Фейербаха по истории философии принесли ему довольно широкую известность.

Кроме этих капитальных трудов Фейербах в 30-х годах пишет ряд  рецензий на историко-философскую литературу. Следует особо отметить одну из них, в которой была дана критика выступавшего против Гегеля кантианца Бахмана («Анти-Гегель»). Характерная особенность всех историко-философских сочинений Фейербаха состоит в том, что они пронизаны борьбой против религиозного мировоззрения; мыслитель рассматривает в них историю философии как процесс освобождения человеческого разума из-под власти религии и теологии. Как известно, Гегель противопоставлял религию и философию, но лишь по форме, объявляя философию более адекватным, логическим выражением истины, а религию - ее отражением в символических представлениях. Фейербах противопоставляет их по существу и приходит к материализму через полное преодоление религии.

Во введении к «Истории философии» Фейербах говорит о положении, в котором очутились наука, философия и искусство в средних веках. Безраздельное господство религии в тот период, отмечает он, привело к страшному оскудению и упадку, особенно в области знания. Как мог христианин, живущий только в боге, отрешенный от мира сего, понять природу и сохранить склонность к ее изучению? Природа имела для него лишь значение конечного, случайного, несущественного. Не менее отрицательна была роль религии в развитии искусства. Она лишала его свободы и самостоятельности, делала из него средство своего украшения и возвеличивания. Незавидное место было отведено и философии: она должна была при помощи разума доказать истинность догм религии. Но человеческое сознание и "в этих трудных условиях пробивало себе путь к свободе. Эта же средневековая философия, столь униженная своим желанием обосновать предмет веры, по мнению Фейербаха, невольно доказывала авторитет разума. Лишенный подходящих предметов и занятий и заключенный в темницу человеческий дух «делает всякий случайно попавший ему на глаза предмет, как бы он ни был ничтожен и недостоин внимания, объектом своих занятий и из недостатка средств удовлетворяет свою жажду деятельности самым нелепым, ребяческим и превратным образом.

Информация о работе Антропологический материализм Л. Фейербах