Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:54, реферат
1. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
2. Проблема единства бытия
3. Учение о разуме. Деятельный разум
Ибн Сина был великим врачом своего времени, и в своих медицинских трудах, а также в сочинениях о душе он оставил описание и анализ важнейших функций человеческой психики (ощущения, воображение, память и т.п.) и ее состояний (сон, сновидения), способности внушения, предсказания, пророчества. Размышляя о таинствах чудес, он призывал к тому, чтобы "раскрыть причину всего этого, исходя из законов природы", поскольку "в законах природы этому имеются известные причины".
Огромную основанную на нуждах религиозной практики аналитическую работу, выявляющую тончайшие механизмы деятельности сознания, проделали суфийские мыслители, проследившие все ступени подготовки человека к мистическому постижению бога, вхождения в это состояние и переживания его. Ничего мистического в этом сознании и знании, как оно описано мистиками, не было. Они только более рельефно высветили некоторые функции сознания и способы получения знания. Прежде всего через суфийскую практику ярко вырисовывается значимость для средневекового сознания повседневного житейского опыта, детальнейших, тончайших наблюдений – наблюдательность, эту важнейшую компоненту средневекового знания, суфии обостряли до предела.
Столь же свойственный времени,
но более интенсивно выраженный в
суфизме принцип знания состоял
в умении реконструкции целого по
части, по признаку. Возможно, здесь
сказались пантеистическое
Рассматривая проблему разума в плоскости метафизики, которая тем не менее соприкасалась с областью физики, жизненных (религиозных) проблем, арабо-исламские философы определяли разум как одну из субстанций бытия, связанную с материей, но в сущности своей независимую от нее, находящуюся в теле, но нематериальную.
Здесь, во-первых, различаются
разум божественный как одно из выражений
всемогущества и всезнания
Во-вторых, сам человеческий
разум может быть потенциальным,
то есть существующим как способность,
предрасположенность к мышлению
(например, у ребенка), и актуальным,
то есть уже реализовавшимся, действующим.
В-третьих, разум рассматривается
как приобретенный –
Учение о деятельном разуме,
активном интеллекте, стало в средневековой
арабо-исламской философии