Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость между архетипами и творчеством личности.
Задачи:
1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
2. Ввести понятие архетип и раскрыть его виды.
3. Показать действие архетипов на творчество человека.
Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.
ПЛАН.
Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Карл Густав Юнг (1875 — 1961)
— швейцарский психиатр, философ
и культуролог, мыслитель и властитель
дум очень большого числа людей.
Ученик З.Фрейда, который пошел значительно
дальше своего учителя, создав так называемую
концепцию коллективного
Его работы по психологии, по анализу современной культуры, места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас его считают неким духовным пророком.
Карл Юнг известен как
один из выдающихся мыслителей-психологов
двадцатого столетия. В течение шестидесяти
лет он с великой энергией и
целеустремленностью отдавал
Юнг рассматривал культуру под углом зрения психологических процессов и отводил ведущее место в этих процессах бессознательному. Главный вклад Юнга в культурологи состоит в том, что он вводит в научный оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики.
В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.
Цель работы: доказать взаимосвязь
и взаимозависимость между
Задачи:
1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
2. Ввести понятие архетип и раскрыть его виды.
3. Показать действие архетипов на творчество человека.
1. Структура личности.
1.1. Краткая характеристика структуры личности.
Личность в целом, или душа, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы: персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки — интроверсия и экстраверсия и функции — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость — центр всей личности.
Эго.
Эго — это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и, благодаря ему, мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное.
Непосредственно под сознанием
находится личное бессознательное
— это регион, примыкающий к
эго. Оно состоит из переживаний,
воспоминаний, импульсов, желаний, нечетких
восприятий бывших сознательными, но вытесненных,
подавленных, забытых или игнорируемых,
и другого личного опыта, подвергшегося
вытеснению или просто забытого. Личное
бессознательное содержит в себе
комплексы или скопления
Комплексы. Комплекс — это
организованная группа пли констелляция
чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний,
существующая в личном бессознательном.
У него есть ядро, действующее как
своего рода магнит, притягивающий
пли «кон-стеллирующий»
Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать — и частично становится — сознательной.
Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
Коллективное бессознательное.
Ниже уровня личного бессознательного
лежит более глубокий уровень
– коллективное бессознательное, неизвестное
индивиду и содержащее в себе аккумулированный
опыт прошлых поколений, включая
и животных предков. Коллективное бессознательное
содержит в себе универсальный эволюционный
опыт и составляет основу личности
человека. Важно отметить, что опыт,
находящийся в коллективном бессознательном
является действительно бессознательным.
Мы не можем осознать его, каким-либо
образом вспомнить, как это возможно
с содержанием личного
Архетипы.
Архетипы - врожденные тенденции
коллективного
Установки.
Юнг различат две установки – установку экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертная установка ориентирует человека на внешний, объективный мир, а интровертная – на внутренний, субъективный мир (1921). В личности присутствуют обе установки, но обычно одна из них доминирует.
Функции.
Существуют 4 фундаментальные психологические функции: мыш-ление, чувство, ощущение и интуиция. При помощи мышления люди пытаются понять сущность мира и свою собственную. Чувство как функция дает людям субъективные переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение дает конкретные факты или репрезентации мира. Интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний. Любая из функций может быть ведущей.
Самость.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.
1.2. Характеристика
коллективного
Юнг главное свое внимание
уделял бессознательному, по своей
природе которое, никогда не было
осознанно. Это привело его к
выводу о наличии более глубоко
лежащей и обширной области –
коллективного
Юнг под коллективным бессознательным
понимал «разум наших предков, способ,
которым они постигали жизнь
и мир, богов и человеческие существа»1.
Коллективное бессознательное представляет
собой некое отражение в душе
индивида исторического опыта всех
предшествующих поколений. Причем коллективное
бессознательное обладает собственной
многоуровневой структурой и включает
в себя семейное, расовое, национальное
и общечеловеческое достояние. Юнг
сравнивал коллективное бессознательное
с матрицей, грибницей (гриб - душа),
с подводной частью горы или айсберга:
чем глубже мы уходим «под воду», тем
шире основание2. Коллективное бессознательное
транслируется от поколения к
поколению через структуры
Коллективное бессознательное
– есть та часть души, которая
можно в отрицательном плане,
отличить от личного бессознательного,
на том основании, что она не обязана
подобно последнему, своим существованием
личному опыту и, следовательно,
не является личным приобретением. Содержание
коллективного бессознательного никогда
не находилось в сознании личности,
таким образом, никогда не приобреталось
индивидуально, но обязаны свом существованием
исключительно
Коллективное бессознательное
— хранилище скрытых
Расовые воспоминания или
репрезентации не наследуются, как
таковые: скорее мы наследуем возможность
повторного проживания опыта предшествующих
поколений. Они выступают как
предрасположенности, заставляющие нас
реагировать на мир определенным
образом. Эти предрасположенности
проецируются на мир. Например: поскольку
человеческие существа всегда имели
матерей, каждый младенец рождается
с предрасположенностью к восприятию
мате-ри и реагированию на нее. Необходимое
для индивида обретаемое им знание
матери — реализация врожденного
потенциала, «встроенного» в человеческий
мозг, подобно материалу
Коллективное бессознательное
— врожденное, расовое основание
всей структуры личности. На нем
вырастают личное бессознательное
и другие индивидуальные приобретения.
То, что человек полагает результатом
своего опыта, по сути, определяется коллективным
бессознательным, которое оказывает
на поведение руководящее пли
селективное влияние с самого
начала жизни человека. «Форма мира,
в котором он рождается, уже является
врожденной как виртуальный об-раз»3.
Этот виртуальный образ становится
конкретной перцепцией или идеей
через идентификацию с