Архетипы и их значение для творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость между архетипами и творчеством личности.
Задачи:
1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
2. Ввести понятие архетип и раскрыть его виды.
3. Показать действие архетипов на творчество человека.

Содержание работы

Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Эти два региона бессознательного, личного и коллективного, имеют  для человека огромное значение. «Оно (бессознательное) содержит возможности, скрытые от сознательного ума, ибо  располагает подсознательным содержанием, всем тем, что было забыто пли незамечено, а также мудростью и опытом неисчислимых столетий, осевшими в  его архетипических органах»4. С  другой стороны, если эго игнорирует мудрость бессознательного, оно может  разрушать сознательные рациональные процессы, захватывая и извращая их. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления вырастают  из отвержения бессознательных процессов.

В статье Юнга «Понятие коллективного  бессознательного» он кратко определи содержание и психологическое значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую  систему, которая «имеет коллективную универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов»5 Юнг  выделяет следующие его особенности:

1. Своим существованием  коллективное бессознательное обязано  исключительно наследственности.

2. Оно не основано на  личном опыте и не развивается  индивидуально.

3. Его содержание в  основном представлено архетипами  – буквально предшествующими  формами, которые лишь вторичным  образом становятся осознаваемыми.

Хотя теория Юнга обычно определяется как психоаналитическая — в связи с тем, что особое внимание в ней уделяется бессознательным  процессам, — в некоторых существенных отношениях она отлична от теории личности Фрейда. Вероятно, самая яркая  отличительная черта юнгианского  подхода к человеку заключается  в том, что в нем сочетаются телеология и каузальность. Поведение  человека определяется не только индивидуальной и расовой историей (каузальность), но также целями, стремлениями (телеология). И прошлое, как актуальность, и  будущее, как потенциальность, управляют  поведением в настоящем. Взгляд Юнга проспективен в том смысле, что  устремлен на будущее человеческого  развития, и ретроспективен в том  смысле, что принимает в расчет прошлое. Перефразируя Юнга, «человек живет и целями, и причинами».

Понятие коллективного пли  трансперсонального бессознательного — одна из наиболее оригинальных и  спорных примет теории личности Юнга. Это — наиболее сильная и влиятельная  психическая система.

Коллективное бессознательное  неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним  и другими системами образует единую психическую структуру личности.

Итак, Юнг высказал мысль  о существовании более глубокого  слоя в структуре личности, который  он назвал коллективным бессознательным [Jung, 1936/1969]. Коллективное бессознательное  представляет собой хранилище латентных  следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В  нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ  и являющиеся результатом нашего общего прошлого. Как говорил сам  Юнг, «в коллективном бессознательном  содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре  мозга каждого индивидуума»6. Таким  образом, содержание коллективного  бессознательного складывается благодаря  наследственности и одинаково для  всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного  бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и  Фрейдом. 

 

 

 2. Архетипы и их значение для  творчества.

2.1. Понятие «архетипа»  и его сущность.

Выражение» архетип» встречается  уже у Филона Александрийского и  Иринея по отношению к образу Божьему  в человеке. Архетип (от греческого arhetypon, arhe – начало и typoc - образ) –  ключевое понятие аналитической  психологии Юнга. Вводя понятие архетип  Юнг явно отдает дань своим гуманитарным пристрастиям, а также склонности во всем усматривать многозначительные  символические ассоциации, особенно в сказках, мифах, религиозных текстах. Содержаниями личного бессознательного являются главным образом чувственные  комплексы, которые составляют интимность душевной жизни. Содержания же коллективного  бессознательного составляют архетипы. «Это название точное и полезное, т.к. оно показывает, что при коллективных бессознательных речь идет об архаических  или первоначальных образ, т.е. о  всеобщих образах, существующих с древнейших времен… Что понимается под архетипом  достаточно ясно высказано при изложении  его в связи с мифом, религиозным  учением и сказкой… Мифы в первую являются психическими манифестациями, в которых выступает сущность души, которая прежде не признавалась».7

В психике человека коллективное бессознательное, по Юнгу, существует в виде символических форм или  идей, носящих схематический характер. Эти формы не имеют внутреннего  содержания, а являются формальными  элементами, способными воплотиться  в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень.

Архетип сам по себе не входит в сознание, он не дан в чувственном  опыте. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. В  сознание входят «архетипические образы», уже подвергнутые сознательной переработке. Архетипы направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетип  проявляется в виде огромного  количества коллективных образов и  символов, которые представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода модель, позволяющую объяснить наличный опыт.

Архетипы настолько близки к инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного» поведения. Являясь  регуляторам психической жизни, архетипы выступают как априорные  формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов столько, сколько есть типичных жизненных  ситуаций. Бесконечное их отца и  повторение отчеканило этот опыт на нашей  психической конституции – в  формах без содержания, представляющих только возможность определенного  типа восприятия и типа действия.

По мнению Юнга, активизация  архетипов происходит, когда возникает  ситуация, соответствующая данному  архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому  разуму и воле прокладывает себе путь. При этом, конкретная форма архетипа реализуется символическим путем, через архетипический образ в  психике индивида.

Структурные компоненты коллективного  бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие  паттерны (Jung, 1943). Архетип — это  универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный  элемент. Эта мыслительная форма  создает образы пли видения, в  обычной бодрствующей жизни соответствующие  некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцированную  концепцию генетической матери, и  это частично определяет то, как  он будет воспринимать собственную  мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой  являет, и младенческие переживания  ребенка. Таким образом, опыт ребенка  — единый продукт внутренней предрасположенности  воспринимать мир определенным образом  и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид  любой эпохи и любой части  света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же ид протя-жении расовой  истории, так что наследуемый  ребенком архетип матери подобен  реальной матери, с которой он взаимодействует.

Как рождается архетип? Это  — постоянный «осадок» переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона па другую. Повторение этого переживания  в конце концов зафиксировалось  в коллективном бессознательном  как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое  люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном  божестве основаны на солнечном архетипе.

Аналогично, люди на протяжении своей жизни подвергались воздействию  многочисленных сил природы —  землетрясений, ливней, наводнений, ураганов, молний, лесных пожаров и т. д. Из этих переживаний возник архетип  энергии, предрасположенность ощущать  энергию, попадать под ее власть, желание  создавать и контролировать энергию. Детское восхищение хлопушками, юношеское  увлечение автогонками, навязчивый интерес взрослых к атомной энергии  сходятся в архетипе энергии. Этот архетип  управляет людьми, подвигая к открытию новых видов энергии. Наш атомный  век выражает господство архетипа энергии. Таким образом, архетипы функционируют  как напряженные атомные энергетические центры, стремящиеся в каждом поколении  продуцировать повторение одних  и тех же переживаний. Архетипы могут  быть рассмотрены как «автопортреты  инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, восприятие настоящих  матери укоренено в архетипических праформах «Великой Матери» и  «Великого Отца».

Архетипы не обязательно  изолированы друг от друга в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают  и смешиваются. Так, могут сочетаться архетип героя и архетип мудрого  старца, порождая образ «короля-философа», человека, вызывающего восхищение и  уважение как героический вождь  и мудрый пророк. Иногда — так, по-видимому, произошло в случае с Гитлером, — возникает смешение архетипов  демона и героя, так что некто  становится сатанинским лидером. 

 

2.2. Виды архетипов  и их источники .

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных психических  образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы — врожденные идеи или  воспоминания, которые предрасполагают  людей воспринимать, переживать и  реагировать на события определенным образом. В действительности, это  не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие  факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении  универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь  является именно тенденция реагировать  эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с  родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог  и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что  каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства  и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми  представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг  предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются  в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Архетип сам непосредственно  никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью  символов. Так, Бога нельзя видеть, Бог  — это страх Божеский, человеческая психика не выдержит встречи с  ним. Это архетип, он всегда дан только через символы, таким символом Бога является для христиан Иисус Христос, для мусульман — Мохаммед и  т.д.

.В особенности он подчеркивал,  что символы, характерные для  разных культур, часто обнаруживают  поразительнее сходство, потому  что они восходят к общим  для всего человечества архетипам.  Напримep, во многих культурах  ему встречались изображения  мандалы, являющиеся символическими  воплощениями единства и целостности  «Я». Юнг считал, что понимание  архетипических символов помогает  ему в анализе сновидений пациента.  

 

 

 Некоторые наиболее важные архетипы.

Количество архетипов  в коллективном бессознательном  может быть неограниченнымм. Однако особое внимание в теоретической  системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.

Персона (от латинского слова  «persona», обозначающего «маска») —  это публичное лицо, то есть то, как  мы проявляем себя в отношениях с  другими людьми. Персона — это  маска, которую надевает человек  в ответ на требования социальных условностей и традиций, и в  ответ на внутренние архетипические потребности (Jung, 1945). Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем  в соответствии с социальными  требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить  впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность и  она часто — хотя и не всегда — скрывает истинную природу человека. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Персона —  это публичная личность, те стороны, которые человек являет миру или  которые навязаны ему общественным мнением, в противоположность собственной  личности, скрытой за социальным фасадом.

Если, как это часто  случается, эго идентифицируется с  персоной, индивид сознает в большей  мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается  от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества — вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.

Ядро, из которого развивается  персона,— архетип. Этот архетип, как  и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В  некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)

Тень - это «низший человек  в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные  влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.

Информация о работе Архетипы и их значение для творчества