Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость между архетипами и творчеством личности.
Задачи:
1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
2. Ввести понятие архетип и раскрыть его виды.
3. Показать действие архетипов на творчество человека.
Введение.
1. Структура личности человека.
1.1. Краткая характеристика структуры личности .
1.2. Характеристика коллективного бессознательного.
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
2.2. Виды архетипов и их источники.
2.3. Архетипы и творчество.
Заключение.
Сноски.
Литература.
Эти два региона бессознательного,
личного и коллективного, имеют
для человека огромное значение. «Оно
(бессознательное) содержит возможности,
скрытые от сознательного ума, ибо
располагает подсознательным
В статье Юнга «Понятие коллективного
бессознательного» он кратко определи
содержание и психологическое значение
коллективного
1. Своим существованием
коллективное бессознательное
2. Оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально.
3. Его содержание в
основном представлено
Хотя теория Юнга обычно
определяется как психоаналитическая
— в связи с тем, что особое
внимание в ней уделяется
Понятие коллективного пли трансперсонального бессознательного — одна из наиболее оригинальных и спорных примет теории личности Юнга. Это — наиболее сильная и влиятельная психическая система.
Коллективное бессознательное
неразрывно связано с личностным
бессознательным и вместе с ним
и другими системами образует
единую психическую структуру
Итак, Юнг высказал мысль
о существовании более
2. Архетипы и их значение для творчества.
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность.
Выражение» архетип» встречается уже у Филона Александрийского и Иринея по отношению к образу Божьему в человеке. Архетип (от греческого arhetypon, arhe – начало и typoc - образ) – ключевое понятие аналитической психологии Юнга. Вводя понятие архетип Юнг явно отдает дань своим гуманитарным пристрастиям, а также склонности во всем усматривать многозначительные символические ассоциации, особенно в сказках, мифах, религиозных текстах. Содержаниями личного бессознательного являются главным образом чувственные комплексы, которые составляют интимность душевной жизни. Содержания же коллективного бессознательного составляют архетипы. «Это название точное и полезное, т.к. оно показывает, что при коллективных бессознательных речь идет об архаических или первоначальных образ, т.е. о всеобщих образах, существующих с древнейших времен… Что понимается под архетипом достаточно ясно высказано при изложении его в связи с мифом, религиозным учением и сказкой… Мифы в первую являются психическими манифестациями, в которых выступает сущность души, которая прежде не признавалась».7
В психике человека коллективное
бессознательное, по Юнгу, существует
в виде символических форм или
идей, носящих схематический
Архетип сам по себе не входит в сознание, он не дан в чувственном опыте. Сам по себе он пуст, бессодержателен, но обладает потенциальной возможностью приобретать конкретную форму. В сознание входят «архетипические образы», уже подвергнутые сознательной переработке. Архетипы направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, как они вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетип проявляется в виде огромного количества коллективных образов и символов, которые представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Архетипы гипотетичны, представляют собой своего рода модель, позволяющую объяснить наличный опыт.
Архетипы настолько близки к инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного» поведения. Являясь регуляторам психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечал, что архетипов столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное их отца и повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – в формах без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.
По мнению Юнга, активизация
архетипов происходит, когда возникает
ситуация, соответствующая данному
архетипу. Тогда, подобно инстинктивному
влечению, архетип вопреки всякому
разуму и воле прокладывает себе путь.
При этом, конкретная форма архетипа
реализуется символическим
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны (Jung, 1943). Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы пли видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцированную концепцию генетической матери, и это частично определяет то, как он будет воспринимать собственную мать. На детское восприятие матери также влияет то, что она собой являет, и младенческие переживания ребенка. Таким образом, опыт ребенка — единый продукт внутренней предрасположенности воспринимать мир определенным образом и действительной природы самого мира, и его переживания во многом сходны с теми, что испытывает индивид любой эпохи и любой части света. Скажем, суть матерей осталась во многом той же ид протя-жении расовой истории, так что наследуемый ребенком архетип матери подобен реальной матери, с которой он взаимодействует.
Как рождается архетип? Это — постоянный «осадок» переживания, стабильно повторяющегося на протяжении многий поколений, Например, бесчисленные поколения наблюдали странствие солнца с одной стороны небосклона па другую. Повторение этого переживания в конце концов зафиксировалось в коллективном бессознательном как образ солнечного божества, могущества светозарного небесного тела, которое люди боготворили и которому поклонялись. Определенные представления о верховном божестве основаны на солнечном архетипе.
Аналогично, люди на протяжении
своей жизни подвергались воздействию
многочисленных сил природы —
землетрясений, ливней, наводнений, ураганов,
молний, лесных пожаров и т. д. Из
этих переживаний возник архетип
энергии, предрасположенность ощущать
энергию, попадать под ее власть, желание
создавать и контролировать энергию.
Детское восхищение хлопушками, юношеское
увлечение автогонками, навязчивый
интерес взрослых к атомной энергии
сходятся в архетипе энергии. Этот архетип
управляет людьми, подвигая к открытию
новых видов энергии. Наш атомный
век выражает господство архетипа энергии.
Таким образом, архетипы функционируют
как напряженные атомные
Архетипы не обязательно
изолированы друг от друга в коллективном
бессознательном. Они взаимопроникают
и смешиваются. Так, могут сочетаться
архетип героя и архетип
2.2. Виды архетипов и их источники .
Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») [Jung, 1968]. Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия. мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие; врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов,
описанных Юнгом, стоят мать, ребенок,
герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог
и смерть (табл. 2.1.). Юнг полагал, что
каждый архетип связан с тенденцией
выражать определенного типа чувства
и мысли в отношении
.В особенности он подчеркивал,
Некоторые наиболее важные архетипы.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченнымм. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется Персоне, Аниме и Анимусу, Тени и Самости.
Персона (от латинского слова
«persona», обозначающего «маска») —
это публичное лицо, то есть то, как
мы проявляем себя в отношениях с
другими людьми. Персона — это
маска, которую надевает человек
в ответ на требования социальных
условностей и традиций, и в
ответ на внутренние архетипические
потребности (Jung, 1945). Персона обозначает
множество ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными
требованиями. В понимании Юнга,
персона служит цели производить
впечатление на других или утаивать
от других свою истинную сущность и
она часто — хотя и не всегда
— скрывает истинную природу человека.
Персона как архетип необходима
нам, чтобы ладить с другими людьми
в повседневной жизни. Персона —
это публичная личность, те стороны,
которые человек являет миру или
которые навязаны ему общественным
мнением, в противоположность
Если, как это часто случается, эго идентифицируется с персоной, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. Он отчуждается от себя, и вся личность становится плоской, двухмерной. Он становится видимостью человека, отражением общества — вместо того, чтобы быть автономным человеческим существом.
Ядро, из которого развивается персона,— архетип. Этот архетип, как и все, происходит из расового опыта; в этом случае опыт состоит в социальных взаимодействиях, в которых принятие социальной роли служило на пользу людям как социальным животным. (В некоторых аспектах персона напоминает суперэ-го по Фрейду.)
Тень - это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции (Jung, 1948г.). Следовательно, тень воплощает животную сторону человеческой природы. Как архетип, тень ответственна за наши представления о первородном грехе; проецируясь вовне, она становится дьяволом или врагом.