Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:40, доклад
Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. И эти положения базировались на субъективном мнении Августина. Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.
Введение.
Со времен первых соборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, свои догматы. И эти положения базировались на субъективном мнении Августина. Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства и отделилась от восточной, образовав католическую веру.
Богословские и философские
взгляды и позиции Августина
сформировали западную ветвь христианства
- католичество. Именно католическая церковь
контролировала все сферы жизни
общества в последующий период истории
- Средние века. И свои права она
обосновывала именно догматами, вытекающими
из воззрений Августина. Она опирается
на его суждения и представления,
имеющие непререкаемый
Сейчас католицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все же остается мировой религией. Она исповедуется в большинстве стран Западной Европы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и в Украине, особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частью духовного мира украинского народа. Понимание его истоков и истории важно для изучения истории и культуры Украины.
Целью данного исследования является анализ богословской и философской деятельности Августина на формирование христианского вероучения.
По данной теме существует множество источников, среди которых основные, это произведения Августина «Исповедь» и «О граде Божьем».
«Исповедь», написанная в 397 году - это одновременно и духовная автобиография и долгая молитва, в которой Августин хочет постичь тайну Боговой природы. Августин вспоминает о грехах и невзгодах своей молодости, стремясь не столько запечатлеть эти картины, сколько раскрыться перед Богом и, следовательно, глубже осознать тяжесть своих грехов.
Свое самое значительное
произведение - «О граде Божьем»
Августин пишет между 412 и 426 годами.
Это, прежде всего, критика язычества
(римской мифологии и
Биография.
Августин родился в 354
году в Тагасте (Алжир) в семье
язычника и христианки. Учился он в
Тагасте, Мадавре, а затем в Карфагене.
По окончании риторской школы
Августин становится преподавателем ораторского
искусства в Карфагене. Вскоре Августин
направляется в Рим, а затем в
Медиолан. где получил место ритора
в государственной школе
Однако он не был и приверженцем политеизма. Еще в Карфагене он познакомился с манихейством. Идеи манихейства сильно повлияли на Августина, и он пошел на разрыв с семьей. В течение девяти лет Августин находился среди манихеев, но убедился в несостоятельности их идей.
Он знакомится с трудами Амвросия Медиоланского, чей авторитет возрос благодаря его успехам в борьбе с язычниками и еретиками, сочинениями неоплатоников, имевших среди римлян большое число последователей и книгами о жизни христианских подвижников.
Все это повлияло на мировоззрение Августина и 24 апреля 387 года в Медиолане он принимает крещение. После этого он уходит со службы и покидает Медиолан. Августин возвращается в Африку и основывает христианскую общину. Вскоре он сближается с епископом Валерием Гиппонским, по благословению которого рукоположен в священники. После смерти Валерия Августин становится епископом.
Уже в первые годы своего епископства Августин ведет борьбу с еретическими учениями: пелагианством, донатизмом, частично с арианством. Более чем кто-либо из великих богословов, Августин отождествлял путь к спасению с жизнью церкви. По этой причине он и старался до конца жизни защищать единство Великой церкви, выступая против ересей. Самым страшным грехом Августин считал раскол. В это время Августин пишет ряд сочинений, трактующих трудные места в Библии, выступает в роли судьи, ведет проповеди. Жизнь и духовную эволюцию Августина можно разделить на периоды:
1. Основу и предпосылки
обращения в христианство были
заложены в первую очередь
его матерью, Моникой. Она не
была высокообразованной
2. Вслед за христианскими
воззрениями матери сильнейшее
влияние на него оказали
3. В 373 году он попал
в среду манихеев. Их учение
включало: 1) рационалистический подход;
2) резкую форму материализма; 3) радикальный
дуализм добра и зла,
4. В 383 году Августин
постепенно отходит от
5. Переломным моментом
в жизни Августина становится
встреча с Амвросием,
6. Последний период жизни
Августина отмечен борьбой с
еретиками: «... вплоть до 404 года
продолжалась борьба с
Затем последовало обличение
донатистов. Во главе раскола стал
Донат, епископ Нумидийский. Он и
его последователи настаивали на
том, чтобы не принимать вновь
в свои общины тех, кто под давлением
гонителей отрекся от веры или
поклонился идолам, а также, считали
неправомерным отправление
Самая жестокая полемика, повлекшая
за собой значительные последствия,
разгорелась вокруг Пелагия и
его учеников. Основные противоречия
разгорелись вокруг вопроса о
том, достаточно ли для спасения человека
его благой воли и поступков. В
целом, следуя пелагианскому богословию,
человек выступает творцом
Подводя итог, можно сказать, что Августин прославился не только как проповедник и писатель, но и как философ и богослов, создавший философию истории. До самой смерти в проповедях, письмах и бесчисленных произведениях он защищал единство церкви и занимался углублением христианской доктрины.
Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
Философия Августина Блаженного.
На богословии и философии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь.
Для Августина человек - это
душа, которой служит тело. Но человек
- это единство души и тела. Однако
именно его темперамент и постоянная
борьба против нравов того времени
привели к чрезмерному
Августин внес некоторые
заблуждения в развитие западной
ветви христианского
Его взгляды на тысячелетнее
Царство как на эру между Боговоплощением
и вторым пришествием Христа, в
течение которой церковь
Августин отстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека. По мнению Августина, Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно и неизменно. Но предопределение, не имеет ничего общего с фатализмом язычников: Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и силу. Всемирная история представляет собой арену, на которой совершаются Его деяния. Одни люди удостаиваются вечной жизни, другие - вечного проклятия, и среди последних - младенцы, умершие некрещеными.
Поскольку первородный грех передается половым путем, он является общим для всех и неизбежным, как и сама жизнь. В конечном счете, церковь состоит из ограниченного числа святых, предназначенных к спасению еще прежде сотворения мира.
Августин сформулировал
некоторые положения, которые, хотя
и не были целиком приняты католической
церковью, породили бесконечные богословские
споры. Его предопределение
Долгое время Августин выступал против почитания мучеников. Не смотря на авторитет Амвросия, он не слишком верил в чудеса, совершаемые святыми, и заклеймил торговлю мощами. Однако перенос мощей святого Стефана в Гиппон в 425 году, и последовавшие затем чудесные исцеления заставили его изменить мнение. В проповедях, которые он произносит в период с 425 по 430 гг., Августин объясняет и оправдывает почитание мощей и совершившиеся от них чудеса.
В его работах из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. Августин считал, что основой изучения жизни, как и философии, является Бог, поскольку любое изучение является частью познания Бога. Человек, познавший Бога, не может не любить его. Всякое знание должно вести к Богу, а потом и к любви к нему.
Большую ценность имеет вклад
Августина в разработку христианского
толкования истории. Августин обладал
широкими мировоззренческими взглядами
на историю. Он видел в ней универсальность
и единство всех людей. Августин возвышал
духовное над преходящим, земным в
своем утверждении о
После первородного греха единственное значимое событие — это Воскресение. Истина, одновременно историческая и спасительная, возвещена в Библии, так как, по его мнению, судьба еврейского народа показывает, что у Истории есть смысл и конечная цель: спасение человечества. В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина.