Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:45, реферат
Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни, при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, "отстаивающему" свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.
Н. А. Бердяев (18 марта 1874г. – 23 марта 1948г.) 3
"Смысл творчества" (Опыт оправдания человека) 5
Глава І: Философия как творческий акт. 6
Глава II: Человек. Микрокосм и макрокосм. 6
Глава V: Творчество и бытие. 8
Глава VI: Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм. 9
Глава VII: Творчество и аскетизм. Гениальность и святость. 9
Глава XII: Творчество и общественность. 10
Глава XIII: Творчество и мистика. Оккультизм и магия. 11
Глава XIV: Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение. 11
Выводы 14
Список использованной литературы 16
Все основные элементы общественности,
несмотря на претерпеваемую ими в
истории эволюцию, – ветхи. Всякое
государство, право, хозяйство –
ветхо по существу, принадлежит к
царству закона, послушно необходимости,
религиозно пребывает всё ещё
в Ветхом Завете и язычестве. Хозяйственно-государственно-
В мистике во все времена раскрывался мир внутреннего человека и противостоял миру человека внешнего. В преобладающей форме теософического и оккультического сознания есть всё та же опасность отрицания творчества. Задача жизни как бы сводится к усвоению древней мудрости. Задача жизни не столько творческая, сколько педагогическая.
Магия приобретёт характер творчески активный и расколдует природу, выведет из оцепенения. И мистика, которая есть богообщение, а не природообщение, которая духовна, а не душевно-телесна, в творческую мировую эпоху может быть лишь творчески активной. Мистический путь к Богу претворится в путь к спасению, к множественному бытию, к человеку. Пассивная нечеловечность старой мистики и старой магии должна быть преодолена, к ней нет возврата. Творчество в мистике и творчество в магии стяжается лишь жертвой безопасностью в этом мире, вплоть до согласия пройти через богооставленность.
Существует двоякая трагедия творчества, двусторонне раскрывающая ту истину, что в мире не было ещё религиозной эпохи творчества. Творчество антагонистично, с одной стороны, совершенству человека, с другой – совершенству культуры.
Культура по глубочайшей
своей сущности и по религиозному
своему смыслу есть великая неудача.
Философия и наука есть неудача
в творческом познании истины; искусство
и литература – неудача в творчестве
красоты; семья и половая жизнь
– неудача в творчестве любви;
мораль и право – неудача в
творчестве человеческих отношений; хозяйство
и техника – неудача в
В последней, тайной своей
сущности творчество, конечно, церковно.
В религиозном творчестве творится
мировое богочеловеческое тело. Само
прохождение через
В третью эпоху, эпоху религиозного творчества, должны выявиться все концы и пределы человеческой жизни и культуры. Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все её достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными только, а бытийственными.
Творчество для Бердяева есть феномен духовного опыта, «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». В личном творческом опыте Бердяеву открылось, что «я», субъект творчества выше, первичнее объекта «не-я». Но такая первичность не имеет ничего общего с эгоцентризмом, ибо в акте творчества человек забывает о себе, устремляясь к тому, что выше его. Хотя творчество и есть «полет в бесконечность», трансцендирование, оно в итоге оформляется в культурном продукте (поэзии, музыке, живописи, философском тексте и т. д.), который всегда конечен, а потому не может вместить в себя все богатство творческого экстаза.
Несоответствие между творческим замыслом и его осуществлением есть, с точки зрения русского философа, трагедия творчества, составной частью которой является одиночество творца. Творчество не может быть коллективно-всеобщим, оно всегда индивидуально. И только в личном духовном опыте переживается факт несовершенства продукта творчества. Но индивидуальность творца Бердяев не отождествлял с эгоцентризмом новоевропейского гуманизма, предполагающего поглощенность индивида самим собой. Творец одинок, но его творчество имеет мировой, общечеловеческий, социальный характер, утверждал философ.
Бердяев — философ культуры,
и его горячая приверженность
к культурным достижениям повелительно
требует от него приобретения исключительной
собственности на все ее завоевания.
Благодаря гуманизму своей
Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека.
Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.
Понятие «личность» понимается
Бердяевым как неповторимая, уникальная
субъективность. Через присущую ей
свободу и возможность
Н.А. Бердяев остается во многом
нашим современником, призывающим
при решении всех философских
проблем ставить в центр человека
и его творчество.