Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:50, контрольная работа
Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.
.Введение………………………………………………………………………3
2. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда. Структура души по Фрейду………………………………….......…..4
4. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном……………….7
5. Бессознательное в трактовке К. Юнга…………………………………….15
6.Заключение…………………………………………………….……………..19
7.Список литературы……………………………………………………….….
В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.
Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо.
Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.
Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами.
Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно». "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей.
«Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.
"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно.
До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.
Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".
«Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр.
Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я".
Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и с "Идеал - Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле:
"Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.
Фрейд определяет бессознательное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответсвующими словесными представлениями.
Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".
Размышляя о результатах наблюдений над больными и самонаблюдения, Фрейд пришел к выводу, что наша психика намного сложнее по своей структуре и функциям, чем ранее представлялось. Он образно сравнил ее с айсбергом, надводная часть которого аналогична сознанию, хорошо изученному психологами, а основная, подводная часть, подобна миру неосознаваемых процессов, неизвестных науке. В этой глубинной сфере Фрейд выделил два слоя: верхний, пред сознательный- содержание душевной жизни, в данный момент не осознаваемое, но без особого труда всплывающее в памяти; и нижний, бессознательный - то в содержании психики, о чем человек долго или никогда не знал и осознание чего требует от него значительных усилий или же вообще невозможно. В структуре личности Фрейд вычленил три компонента. Я выполняет функцию познания индивидом внешнего мира и приспособления к нему на основе принципа реальности. Сверх-Я (или Я-идеал) -высшая инстанция, выделившаяся из Я, играющая роль неосознанной внутренней цензуры (совести), возникшая путем усвоения норм общества и блокирующая выход в сознание неприемлемых стремлений. Оно - целиком бессознательная подструктура души, которая хранит сексуальные и агрессивные влечения, подчиненные принципу удовольствия и конфликтующие с Я а сверх-Я. У ребенка из Оно постепенно выделяется и обособляется Я, пытающееся управлять им. Таким образом, личность и ее психика, по Фрейду, является противоречивой динамической системой, разные уровни и компоненты которой взаимодействуют и противоборствуют, изменяясь исторически и индивидуально.
Главное внимание исследователь уделяет сфере бессознательного (Оно) как глубинному источнику психической энергии в виде врожденных влечений к жизни (эгоистических, направленных на самосохранение, и сексуальных, способствующих сохранению вида) и к смерти (неосознанных тенденций к саморазрушению и к агрессии по отношению к другим людям и предметам).
В норме эти влечения образуют амбивалентное единство, а при патологии выливаются в нарциссизм, мазохизм, садизм и прочие извращения. Поскольку Фрейду пришлось иметь дело с невропатами, чье поведение в значительной мере определяется скрытыми сексуальными мотивами, он глубоко вник в природу и генезис этих побуждений, на основе чего разработал учение о половом влечении как одном из двигателей душевной жизни личности.
Фрейдом было введено понятие «комплексов » -бессознательных аффективных побуждений, возникающих в раннем детстве и по-разному влияющих на жизнь взрослого. К ним он отнес, прежде всего эдипов комплекс, связанный с особой установкой мальчика 3-4-х лет по отношению к родителям (сексуально окрашенная любовь к матери и ревность к отцу как сопернику), и комплекс Электры (любовь девочки к отцу и ненависть к матери). Оба комплекса, названные по аналогии с античными мифами, могут быть и обратными (родители попеременно становятся идеалом для детей). В сексуальном развитии ребенок, по Фрейду, проходит разные фазы в зависимости от того, какие эрогенные зоны оказываются для него доминантными (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная), и на определенных этапах у него проявляются разные комплексы. Усвоенные индивидом социальные нормы, укоренившись в «сверх-Я», вытесняют из сознания и загоняют в бессознательное влечения и желания, противоречащие требованиям долга, ограничениям и запретам, рождая конфликты между «Я» и «Оно», ведущие к нервно-психическим срывам. Скрытые мотивы, прорываясь сквозь толщу бессознательного, невольно обнаруживаются во сне и наяву, в остротах, ошибочных действиях, оговорках, описках, ошибках памяти. Фрейд считал их не случайными, а психологически детерминированными, позволяющими выявить подлинные причины поведения здоровых и больных. Психоаналитик призван помочь пациенту освободить «Я» от чрезмерного давления со стороны «Оно» и «сверх-Я» путем перестройки и укрепления в нем защитных механизмов (рационализации, сублимации и др.). Так, рационализация способствует осмыслению ранее вытесненного, а сублимация позволяет разряжать сексуальную или агрессивную энергию в социально приемлемых формах труда, искусства, науки, спорта.
Неправомерно перенося биогенетический закон с природы на общество, Фрейд пытался провести аналогию между детством человечества и отдельного человека. Комплекс Эдипа у ребенка он трактовал как унаследованный комплекс страха и вины первобытных дикарей перед праотцом-вожаком стада, которого они убили и съели в отместку за монопольное владение самками, а затем превратили в тотем, объявив табу на инцест и каннибализм. Из тотемизма вырастает религия - основанная на вере массовая иллюзия, облегчающая людям жизнь, а также мораль и право - регуляторы социального поведения посредством обуздания инстинктов. Современная культура, полагал Фрейд, слишком ограничивает влечения и желания, подавляя свободу личности и порождая всё новые неврозы. С другой стороны, инстинкты разрушения и смерти, угрожающие нашему благополучию и самой жизни, должны быть укрощены с помощью общественных институтов, эффективной системы воспитания и лечения людей. Ученый возлагал надежды на то, что инстинкт самосохранения, согретый теплом любви и озаренный светом разума, не допустит, чтобы взаимная вражда и ненависть погубили цивилизацию
Бессознательное в трактовке К. Юнга.
Интерес к мистическим аспектам культуры проявился у Юнга во время обучения в Базельском университете на медицинском факультете. Не случайным был выбор темы докторской диссертации "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) — его первой самостоятельной работы, в которой он пытался сформулировать свой собственный взгляд на эту проблему. Он сравнивал в ней состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка. К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.
Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Именно такие воззрения на бессознательное сложились у Юнга к моменту сотрудничества с Фрейдом, продолжавшегося с 1907 по 1913 г.
После 1913 г. Юнг разорвал отношения с Фрейдом и стал самостоятельно разрабатывать аналитическую психологию — своеобразный вариант культурологии. Во многом следуя в психотерапевтической практике Фрейду, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры. Еще раз подчеркнем существенные отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры. Это неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры, модифицированная структура личности и понятие "коллективного бессознательного" наряду с "индивидуальным бессознательным". И, пожалуй, самое существенное отличие от Фрейда в анализе культуры: у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К. Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Более того, оба они есть источник культуры.
В анализе бессознательного Юнг пошел дальше Фрейда, хотя основные его идеи о том, что структура и физиология мозга не дают никакого объяснения сознательным процессам, что человек не творит психику по своему произволу, он принял. Но если Фрейд создал учение о личном бессознательном, которое включает в себя, главным образом, подавленные импульсы, вызванные разного рода экзистенциальными травмами, а так же борьбой Эго с инстинктами , то Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представляющим собой властвование объективных первородных состояний психики, которые он назвал архетипами (от греческого arche – начало, tyros – образ) – прообраз, первичная форма, образец. Юнг понимал под архетипами изначальные врожденные психические структуры, которые присутствуют в коллективном (а не только в личном) бессознательном и формируют активность воображения людей. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, определяют содержимое мифов и верований, проявляются в сновидениях и т.д. Архетипы – это система врожденных программ поведения, типических реакций и установок, залегающих в глубинах психической жизни всего человеческого рода.
Информация о работе Бессознательное и его роль в жизни человека и общества