Бессознательное и его роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

Содержание работы

.Введение………………………………………………………………………3
2. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда. Структура души по Фрейду………………………………….......…..4
4. Три периода развития учения Фрейда о бессознательном……………….7
5. Бессознательное в трактовке К. Юнга…………………………………….15
6.Заключение…………………………………………………….……………..19
7.Список литературы……………………………………………………….….

Файлы: 1 файл

Философия готов.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

     "Коллективное бессознательное" К. Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия.. Полем исследования для К. Юнга были разнообразные феномены культуры. Он не замыкался в рамках клинического метода как основного средства анализа, предопределявшего и объекты изучения.  

      Предметом его изучения были литература (Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры. В 20-е годы знания Юнга о культурах были дополнены в процессе детального ознакомления с традиционными культурами Африки, индейцев племени пуэбло США и несколько позднее с культурой Индии.

      В традиционных обществах логическое мышление развито слабее. Здесь (в том числе в странах Востока и Индии) мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как этому обучают в Европе, а в виде потока образов. Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например, Индия является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания, предназначенного на приспособление к коллективному бессознательному. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.

      В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии.

      Центральное понятие Юнга — это “Коллективное бессознательное”. Он отличает его от “личностного бессознательного”, куда входят прежде всего вытесненные из сознания представления; там скапливается все то, что было подавлено или позабыто.

      Этот темный двойник нашего “Я” (его Тень) был принят Фрейдом за бессознательное как таковое. Поэтому Фрейд и обращал все внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что “глубинная психология” должна обратиться к гораздо более отдаленным временам.

      “Коллективное бессознательное” является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.

       Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие всему живому инстинкты, и специфически человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего миров.

       Архетипы “коллективного бессознательного” являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты — это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения.

       Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким “веществом” является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам.

      В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания (“архетипические образы”) стоят в опыте сновидений,и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует.

      Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное.

         Юнг считал, что учение о бессознательном заставляет Я усомниться в своем единовластии и вернуться к религии, ибо только религиозный человек свыкается с мыслью, что не является монархическим владыкой в своем доме, что решает все-таки не он, а Бог. Религиозный человек находится под непосредственным воздействием бессознательного, которое он именует совестью, что учение о бессознательном должно подтолкнуть культуру к переосмыслению того понимания человека, которое родилось в эпоху европейского Возрождения

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение

Бессознательное – бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, невроза, инстинкты; среди последних главное место занимает половой инстинкт.

        Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного. Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное  познание и как представление.

         Юнг считал, что бессознательное  – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой  и дополняющая ее сознательную  часть. Он различал индивидуальное  и коллективное бессознательное, считая последнее вместилищем  «архетипов» – универсальных  символов, заряженных психической  энергией. В качестве нового способа  исследования бессознательного  Юнг предложил тест словесных  ассоциаций, как спонтанных, так  и направленных, и свой собственный  подход к толкованию сновидений.

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы

 

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия/Проспект, М.-1996.

2. Л.В. Блинников «Великие философы»/словарь-справочник, М.-1997.

3. В.Д. Губин Философия/Проспект, М.-2009.

4. П.С. Гуревич Основы философии/Гардарики, М.-2000.

5. Т.И. Кохановская Философия/Феникс ,изд.-2-е, Ростов-на-Дону-2001.

6. В.А. Канке Основы Философии/М.-2003.

7. Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов Философия/АСТ (справочник студента), М.-2000.

8. А.Г. Спиркин Философия/Гардарики, М.-2007.

9. Под ред. Е.Ф. Солопов Философия/Владос, курс лекций, М.-1997.

 

 

 

 

 


Информация о работе Бессознательное и его роль в жизни человека и общества