Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 22:38, реферат
Идея о ярком проявлении бессознательного, или иными словами подсознательной составляющей человеческой сущности, в творчестве выражалась разными философами и порой обозначалось как непосредственный источник творчества. В целом бессознательное понимается как совокупность состояний и процессов, в которых не задействуется сознание. Также бессознательное может объясняться как некое автоматическое действие, совершаемое рефлекторно, то есть еще до того момента когда причина этого действия успела дойти до сознания. Однако, существуют и более развернутые определения, данные философами, занимавшимися данным вопросом.
Введение............................................................................................................стр2
Глава1. Бессознательное................................................................................. стр2
§1. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг. Бессознательное в его творчестве..........................................................................................................стр2-3
§2. Зигмунд Фрейд. Бессознательное в его творчестве............................... стр3-4
§3. Карл Густав Юнг . Бессознательное в его творчестве........................... стр4-5
§4. Клод Леви - Стросс. Бессознательное в его творчестве........................стр5-6
§5. Жак Лакан. Бессознательное в его творчестве.........................................стр6-7
§6. Мое понимание бессознательного. .........................................................стр7-8
Глава2. Творчество. ............................................................................................ стр8
§1. Определение творчества в философском понимании......................стр8-12
§2. Мое понимание творчества.................................................................стр12-13
Глава 3.Роль бессознательного в творческой деятельности. Его связь с творчеством.....................................................................................................стр13
§1. Мое понимание данного аспекта в связи с проведенным анализом понимания бессознательного и творчества..............................................стр13-14
Список литературы. ....................................................................................... стр15
§3. Карл Густав Юнг . Бессознательное в его творчестве....................
¹ З. Фрейд, интернет-ресурс http://www.epwr.ru/quotation/
2 З. Фрейд, интернет-ресурс http://www.epwr.ru/quotation/
Я бы хотела отметить то, что Фрейд считал важным процессом так называемого погружения в память, где можно анализировать бессознательное. В целом в психоаналитической теории память занимает центральное место и терапевтическая функция памяти проистекает из истинностной ее ценности.
§3. Карл Густав Юнг (1875—1961). Бессознательное в его творчестве.
Юнг высоко оценивал идеи и достижения Фрейда, однако был принципиально не согласен в некоторых аспектах. Юнг понимал психику как некую систему взаимодействия сознания - индивидуального человеческого "Я", наполненного различными комплексами, и коллективного бессознательного, представляющего собой систему архетипов (универсальные структуры человеческой психики).
Мне бы хотелось подчеркнуть, что Юнг обнаружил феномен "коллективного бессознательного", анализируя содержание вербальных реакций и сны. Индивидуальное бессознательное по его мнению было начинено комплексами, а коллективное в свою очередь состояло из архетипов. Однако, можно говорить о том, что архетипы присущи как коллективному бессознательному так и индивидуальному. Такие архетипы составляют человеческую сущность и определяют схемы инстинктивного поведения, присущих всем людям. Врожденные инстинкты понимаются как настолько близкие к архетипам, что архетипы можно считать бессознательными образцами самих инстинктов. Архетипы индивидуального бессознательного представляют собой такие архетипы, которые собирают разрозненные данные чувственного опыта в единое целое. Такие архетипы противостоят попыткам разрушить целостность "Я". Что касается коллективного бессознательного, то оно понимается как отражение опыта прошлых поколений на уровне бессознательного. Юнг говорил: «Содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».¹ Архетипами коллективного бессознательного выступают коллективные образы, коллективные символы и коллективные стереотипы.
Следует отметить, что становление индивидуального сознания понимается философом как процесс обособления личного "Я" от коллективного бессознательного.
§4. Клод Леви - Стросс (1908-2009). Бессознательное в его творчестве.
На Леви - Стросса оказало влияние
творчество З.Фрейда, у которого он перенял
представление о бессознательном, о том,
что в человеческой жизни имеет место
не только рациональная сторона, но и иной
мир, который несет в себе необъяснимые
с точки зрения разума и логики содержания.
Но К. Леви-Строс уходит от того понимания
бессознательного, которое предлагал
З.Фрейд. К. Леви-Строс определяет бессознательное
как формальную структуру человеческого
духа, которая обладает законами, позволяющими
человеку наделять формой содержания
своей психики. Такие законы являются
общими для всех людей, первобытных и цивилизованных.
Важно отметить, что выявление бессознательной
структуры первобытной культуры позволяет
в целом разобраться что же из себя представляет
первобытная культура.
Леви-Строс, также как и Юнг, разграничивает
понятия подсознательного и бессознательного.
Трактовка подсознательного Леви-Стросом
в чем - то близка к тому, что Юнг говорит
о бессознательном, которое содержит в
себе образы и впечатления, накапливаемые
человеком в течение всей его жизни, но
которые не всегда осознаются и одним
только желанием воли их вызвать невозможно.
Однако, все же что касается понятия бессознательного,
здесь два мыслителя расходятся в мнениях.
Леви-Строс считает бессознательное рациональным,
его структуры являются имманентными
характеристиками человеческого мышления,
бессознательное представляет собой систему
отношений между содержаниями психики,
структурно организует их. Бессознательное
содержит в себе основу, на базе которой
формируются символичные формы социальной
жизни, которые определяют поведение человека
и его взгляд на мир. Человек, чтобы приспособиться
к миру, бессознательно формирует знаки
и символы, которые помогают упорядочить
хаос воспринимаемых объектов. Таким образом,
функцией бессознательного является формирование
картины мира. Здесь Леви-Строс стремится
достичь объективности, заменяя традиционное
понятие субъекта термином «бессознательная
деятельность духа».
¹ К.Г.Юнг, 3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - стр 544 .
Леви-Строс подчеркивает,
что термин "бессознательное"
обозначает символическую функцию, отличную
у человека, но у всех людей проявляющуюся
согласно одним и тем же законам и, в сущности,
сводящуюся к совокупности этих законов».
Философ являлся сторонником научно-рациональных
методов познания, он считал, что человеческое
поведение можно объяснить рационально,
используя логику и тщательно ее изучая.
§5. Жак Лакан (1901—1981). Бессознательное в его творчестве.
Жак Лакан обращался к творчеству Фрейда в идеях психоанализа. Он творчески развивал их и изучал.
По мнению философа бессознательное не есть вместилище инстинктов, оно привилегированное место для слова. «Бессознательное — это глава моей истории, запачканная белым и заполненная враньем, а также глава, прошедшая цензуру. Но истину можно найти, и часто она уже записана в другом месте. То есть в монументах: в этом моем теле, истерическом ядре невроза; в истерическом симптоме проступает структура языка, дешифрованная как запись. Однажды схваченную, ее без особых потерь можно разрушить. Она — в архивных документах, в детских воспоминаниях, невесть откуда взявшихся; в семантической эволюции, что соответствует словарному запасу и значениям, моему стилю и моему характеру; в традиции и даже в легендах, которые в форме заклинания передают мою историю; наконец в следе, оставляемом этой историей, несмотря на неизбежные искажения, в связках главы поддельной с главами, в которые вписано мое толкование, восстанавливающее смысл». ¹
Таким образом, философ считает, что бессознательное говорит, так как страдает, и чем больше страдает, тем больше говорит. Задача анализа не в том, чтобы восстановить связь субъекта с реальностью, а в том, скорее, чтобы научить субъекта понять истину бессознательного. Оно говорит, но его дискурс, по мнению Лакана, не поддается дешифровке, ибо это «дискурс Другого». «Мы учим, вслед за Фрейдом, что Другой — вместилище памяти, открытое под именем бессознательного». 2
¹ Д. Реале и Д. "Западная философия от истоков до наших дней " Антисери "", том4, Т К «Петрополис», Санкт-Петербург,1997г, Ж.Лакан, стр. 635
2 Д. Реале и Д. "Западная философия от истоков до наших дней " Антисери "", том4, Т К «Петрополис», Санкт-Петербург, Ж.Лакан,1997г, стр. 635
В целом, Лакан считал бессознательное не вместилищем скандально грубых инстинктов, укротитель которых — рациональное, а напротив полагал, что в инстинктах — голос подлинного человека и его естества, надобно лишь его услышать.
§6. Мое понимание бессознательного.
Я полагаю, что бессознательное присуще каждому человеку. Оно является неотъемлемой составляющей человеческой сущности. Бессознательное несет в себе скрытые и, по моему мнению, истинные способности человека. Их проявление - это уже задача и выбор каждого. Я считаю, что нам присуще наличие различных качеств, одни из которых лежат на поверхности нашего сознания и проявляются у каждого, а другие лежат в глубине и скрываются под незримой пеленой бессознательного. То, что скрыто всегда представляет особую ценность и возможно эти ценные данные специально скрыты от человека в несознательной части его внутреннего мира по причине того, что он еще не умеет использовать их рационально. Но человеку даны различные пути постепенно развивать потенциал такого бессознательного. Человек может видеть сны и проникать в ту часть неизвестного, которая казалось бы является недосягаемой. Порой люди могут видеть так называемые вещие сны. Такое явление может говорить о какой - то степени раскрытия внутреннего потенциала бессознательного.
Информация о работе Бессознательное и его роль в творческой деятельности