Бессознательное и его роль в творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 22:38, реферат

Описание работы

Идея о ярком проявлении бессознательного, или иными словами подсознательной составляющей человеческой сущности, в творчестве выражалась разными философами и порой обозначалось как непосредственный источник творчества. В целом бессознательное понимается как совокупность состояний и процессов, в которых не задействуется сознание. Также бессознательное может объясняться как некое автоматическое действие, совершаемое рефлекторно, то есть еще до того момента когда причина этого действия успела дойти до сознания. Однако, существуют и более развернутые определения, данные философами, занимавшимися данным вопросом.

Содержание работы

Введение............................................................................................................стр2
Глава1. Бессознательное................................................................................. стр2
§1. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг. Бессознательное в его творчестве..........................................................................................................стр2-3
§2. Зигмунд Фрейд. Бессознательное в его творчестве............................... стр3-4
§3. Карл Густав Юнг . Бессознательное в его творчестве........................... стр4-5
§4. Клод Леви - Стросс. Бессознательное в его творчестве........................стр5-6
§5. Жак Лакан. Бессознательное в его творчестве.........................................стр6-7
§6. Мое понимание бессознательного. .........................................................стр7-8
Глава2. Творчество. ............................................................................................ стр8
§1. Определение творчества в философском понимании......................стр8-12
§2. Мое понимание творчества.................................................................стр12-13
Глава 3.Роль бессознательного в творческой деятельности. Его связь с творчеством.....................................................................................................стр13
§1. Мое понимание данного аспекта в связи с проведенным анализом понимания бессознательного и творчества..............................................стр13-14
Список литературы. ....................................................................................... стр15

Файлы: 1 файл

Bessoznatelnoe_i_ego_rol_v_tvorcheskoy_deyatel (1).docx

— 47.86 Кб (Скачать файл)

В различных религиях существуют обряды или различные пути помогающие понять внутреннее я, которым и может на мой взгляд являться бессознательное. В таком случае оно будет выступать в качестве внутреннего камертона, определяющего путь человека. Если человек сумеет раскрыть свой внутренний бессознательный мир и начать его использовать, то соответственно он найдет свой путь.

В качестве примера можно сказать о медитации. В этот момент человек расслабляется и стремится отдалится от бытовых проблем, вследствие чего происходит отстранение от осознанного и переход умственной деятельности к неосознанным движениям внутреннего бессознательного. Таким образом, медитацию можно считать одним из путей проникнуть ближе к пониманию своей бессознательной составляющей.

Также безусловно у бессознательного есть огромный потенциал в лечении человека. Так как в него возможно частично погружаются различные впечатления, многие из которых организм пытается скрыть и которые являются болезненными для психики человека. Тогда, поняв свое бессознательное человек сможет раскрывать суть своих проблем и устранять их.

 

 

Глава2. Творчество.

§1. Определение творчества в философском понимании(в общих чертах).

Существует множество различных понятий и  объяснений такого термина как творчество.

Так, к примеру, творчество понимается как некоторый вид деятельности, ведущий к появлению новых ценностей и идей, где человек выступает в роли творца. Можно сказать, что с точки зрения философии считается, что человек занимается творчеством именно тогда, когда он пытается привносить в нее что - то от себя. Там, где смысл или же цель деятельности исходит из глубин человеческого разума с определенной долей вдохновения и возможно любви, имеет место быть появление творчества.

Таким образом, творчество в философском понимании означает процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Порой творчество становится такой способностью, которая возникает в труде из доставляемого действительностью материала и дает возможность созидать новую реальность, удовлетворяющую многосторонним общественным потребностям.

Однако, в разное время к творчеству в философии относились по разному.

Спецификой античной философии в целом являлось то, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия бесконечного, вечного и равного себе. При этом, обсуждаемый вид деятельности выступает в двух формах: как божественное – акт рождения (творения) космоса и как человеческое – искусство. Для большинства древних мыслителей было характерно убеждение в вечном существовании космоса. Такие греческие философы как, к примеру, Гераклит с его учением о подлинном бытии как о вечности изменения, элеаты, утверждавшие вечно неизменное бытие,  Демокрит, который учил о вечном существовании атомов, и также  Аристотель, доказывавший бесконечность времени, – тем самым отрицали божественный акт творения. Творчество определялось как некое созидание нового и уникального непричастно к сфере божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество понимается очень своеобразно. Во-первых, Демиург творит мир, опираясь на познания разума и мышления и на то, что уже не может изменено. Такое творение не является чем-то внешним создателю, но "есть нечто, предстоящее его внутреннему

 

созерцанию." 1 Таким образом, высшим и является само такое созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании. Это понимание божественного творчества характерно также и для неоплатонизма.

Следует отметить, что античная философия не отводит творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению стоит в какой - то степени ниже созерцания. Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании художественного творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли искусство из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла, культивирования растений и пр.). Однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество художника совершается под божественным влиянием. Это представление нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, - это момент божественного созерцания. Подобно этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому высшему состоянию и выступает как эрос, который предстает и как одержимость тела, стремление к рождению, и как одержимость души – стремление к художественному творчеству, и, наконец, как одержимость духа, страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Иное понимание Творчества можно обнаружить в христианской философии средних веков, в которой совмещаются две тенденции: теистическая, идущая от древнееврейской религии, и пантеистическая – от античной философии. Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. "Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности." 2 К примеру, Августин, в отличие от неоплатоников, и в человеческой личности подчеркивает значение момента воли, функции которой отличаются от функций разума в частности

1 Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. (предоставлено на интернет - ресурсе,http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/filosofskaja_ehnciklopedija_pod_red_f_v_konstantinova_tom_5/23-1-0-1293)

2 Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. (предоставлено на интернет - ресурсе,http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/filosofskaja_ehnciklopedija_pod_red_f_v_konstantinova_tom_5/23-1-0-1293)

тем, что для воли характерны  мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть, то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом. Однако, независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции, человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось в античной философии. Человеческое творчество выступает в христианстве прежде всего как творчество истории. Не случайно философия истории возникает впервые на христианской почве ("О граде божием" Августина): история, согласно средневековому представлению, является той сферой, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего о мире. Считается, что воля и волевой акт прежде всего связывают человека с богом. Тогда, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом, именно область исторического деяния становится сферой творчества, деяния нравственного и религиозного. А художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто второстепенное.

Можно сказать, что несколько ограниченное понимание творчества уходит на нет в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Возрождение прежде всего говорит о  творчестве как о художественной составляющей, как об искусстве в широком смысле слова, где оно выступает как в качестве творческого созидания. Из этого вытекает и присущий данному периода культ гения как носителя творческого начала. Немаловажен тот аспект, что именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника. Этот интерес к творческому процессу порождает и интерес к культуре как продукту, проистекающему из творчества прежних эпох.

Противоположное Возрождению понимание творчества обнаруживается в Реформации. Здесь оно понимается уже не как эстетическое (творческое) созерцание, а как действие. К примеру, лютеранство ставило акцент на предметно-практической, в том числе и хозяйственной, деятельности.

Понимание творчества в Новое время совмещает в себе разные тенденции. Здесь существует пантеистическая традиция, где начиная с Бруно, а в еще большей степени у Спинозы воспроизводится античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое в конечном счете есть созерцание вечного бога – природы. Напротив, существует и философия, формирующаяся под влиянием идей протестантизма. Ей присуща склонность к  трактовке обсуждаемого вида деятельности как удачной,  но в значительной мере случайной  комбинации уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более – Гоббса, Локка и Юма.

Можно говорить о том, что завершенная в некотором роде концепция творчества возникает в 18 веке и создается она  Кантом. Философ занимается анализом творческой деятельность под названием продуктивной способности воображения. Для канта присуще заимствование протестантской идеи творчества, как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, и философское осмысление этой идеи. Кант изучает структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Согласно Канту,  творческая способность воображения может выступать в качестве соединительного звена между многообразием впечатлений и единством понятий рассудка. Творчество, по его мнению, поэтому лежит в самой основе познания.

Кантовское учение о воображении было продолжено Шеллингом. По Шеллингу, творческой способностью воображения является единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарен этой способностью – гении – творят будто бы в состоянии наития, бессознательно. Согласно Шеллингу и также романтикам,  прежде всего творчество художника и философа – это высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с богом. У романтиков культ гения достигает своего апогея. К тому же, вместе с культом художественного творчества у романтиков усиливается интерес к истории культуры как продукту творчества, существовавшего ранее (Ф. и А. Шлегели и др.).

В философии конца 19–20 веков творчество  рассматривалось в его определенной противоположности механически-технической деятельности. При этом в  философии жизни существует противопоставление техническому рационализму творческого природного начала, а в  экзистенциализме подчеркивается духовно - личностная природа творчества. В философии жизни наиболее развернутая концепция о творчестве была дана Бергсоном. Он понимал творчество как непрерывное рождение нового , что составляло по сути сущность жизни. Этот процесс есть нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной технической деятельности конструирования. Бергсон замечает, что деятельность интеллекта не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое. Также можно сказать, что философ Клагес еще более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому.

Существуют и другие понимания творчества в таких философских направлениях, как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука. Творчество рассматривается прежде всего как изобретательство, целью которого становится  решение задачи, поставленной определенной ситуацией. Продолжается линия английского эмпиризма в трактовке творчества. А именно рассматривается оно как удачная комбинация идей, приводящую к решению задачи. Инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного мышления, которые стали предпосылкой технического применения результатов науки. Творчество здесь выступает в качестве интеллектуально выраженной формы социальной деятельности (Дж. Мид, Дж. Дьюи).

Еще один вариант  понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, Уайтхед, Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей, принадлежащих к данным течениям рассматривали творчество, ориентируясь на науку, но не столько на естествознание (как Дьюи, Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), так что в поле зрения их оказывается не столько наука в ее практических приложениях, сколько чистая наука. Основой научного познания оказывается интеллектуальное созерцание. Поэтому это направление оказывается ближе всего к платоновско - античной трактовке, где культ гения уступает место культу мудреца.

 

 

§2. Мое понимание творчества.

Я считаю, что творчество является необходимой частью человеческой жизни. Мы живем, чтобы творить. По моему мнению, в акте творения зарождается истинный смысл сущности человека. Мы наделены способностью мыслить, преобразовывать информацию и творить что то новое. Поэтому творческий процесс можно понимать как некий присущий человеку дар.

 Можно выделять  различные виды творчества. Нельзя  говорить к примеру что оно  имеет отношение только к одной определенной сфере. Так, творчество как вид деятельности относится и науке и к искусству. Из этого следует что различные виды деятельности можно рассматривать как творчество. К примеру, выведение научных законов - это тоже творчество в своем роде подобное созданию музыкальных композиций. И оба создателя этих творений равноправны. Каждый человек может направить свои способности творца в любое русло.

Творя, мы создаем свою жизнь. Каждый человек становится творцом своего собственного мира, где идея и замысел оживают и становятся живым воплощением в материальном мире. Этот акт перехода нематериальных мыслей поистине поражает своими масштабами. Множество научных, культурных, художественных и многих других произведений было сотворено из небольшого начала - мысли, зародившейся в сознании человека. И эта мысль, укоренившись, развившись, переросла в творческий процесс и создала реально существующее в жизни творение.

Человек безграничен в своем творчестве. Это своеобразное поле для чего - то совершенно нового и невообразимого. Если человек ограничен в своих физических способностях, ограничен материальным миром, в котором находится, ограничен  количеством лет, которые дано ему прожить, то на творчестве таковых рамок просто не существует. Мы можем творить совершенно различное в своем воображении  и создавать это в реальности. Творчество - окружает нас по всюду и позволяет нам раздвигать рамки существующего, проникая в глубины неопознанного.

 

Глава 3.Роль бессознательного в творческой деятельности. Его связь с творчеством.

Информация о работе Бессознательное и его роль в творческой деятельности