Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 06:34, реферат
Начало XIX века ознаменовалось значительными событиями, которые во многом обусловили дальнейшее развитие русской политико-правовой мысли. Победа в Отечественной войне 1812 способствовала усилению патриотизма, национального духа, национального самосознания. Но после возвращения из заграничных походов многие осознали, что страна -победительница проигрывает в сравнении с другими странами Европы. Увидев, осознав все недостатки системы политических и общественных отношений в России, передовые люди попытались протестовать против этого, попытались что-либо изменить. Но восстание декабристов в 1825 году было жестоко подавлено, а участники сурово наказаны.
В Письмах он требует от России осуществить синтез Востока и Запада, в Апологии этот взгляд меняется. Чаадаев начинает с того, что завершает данную ранее характеристику Востока и Запада. Восток религиозно созерцателен, Запад активен. Но первым проявляет себя Восток, а затем Запад его поглощает, и тот засыпает в бездеятельном синтезе. Чаадаев решительно выступает против того, что славянофилы противопоставляют Россию как Восток Западу. Россию он Востоком признавать не хочет. В этом проявляется некая непоследовательность: в Письмах он относит Россию к Востоку, а позднее в одном из писем, описывая русский дух, Чаадаев говорит о скромности, смирении и созерцательности как о его характерных чертах (до сих пор эти черты являются типично восточными).
Надо отметить, что Чаадаев занимает особое положение между двумя такими течениями общественной мысли середины XIX века как: течение славянофилов и течение западников. Он принимает фундаментальное положение славянофилов о том, что общество и историческое развитие следует рассматривать прежде всего в религиозном смысле. Но Чаадаев понимает религию и церковь в смысле воинствующей и побеждающей мир церкви Запада, а славянофилы понимали церковь и религию скорее в духе восточной, отрешенной от мира созерцательности. В глазах Чаадаева славянофилы были утопистами, учеными национальной реакции, в то время как он стремился к мировой вселенской церкви , организованной по образцу папства. Но, несомненно то, что мировоззрение славянофилов оказало на него определенное влияние, он близко общался с основателями славянофильства, как течения, И. Киреевским, Хомяковым. Когда в 1852 году полиция составила список лиц, подозреваемых в славянофильстве, в него был включен и Чаадаев.
Однако от славянофилов его прежде всего отличало безусловное признание Петра I, за что философа ценили западники, Ломоносова, Пушкина, в качестве русских мудрецов и учителей человечества. Существование их доказывает, что Россия идет по пути прогресса. Чаадаева объединяло с ними и беспощадная критика условий жизни в России. Он разделял их отвращение к шовинизму, который вылился в официальный национализм С. С. Уварова. Но с другой стороны у Чаадаева и славянофилов также много общего. Их прежде всего объединяет неудовлетворенность итогами культурно-исторического развития России, и жажда самопознания, стремление выяснить место страны в мировом развитии, и несомненно мысль об уникальности российской цивилизации.
П. Я. Чаадаев не принадлежал ни к одному течению общественной мысли того периода, он словно находился над этим, заимствуя те или иные идеи, трактуя и преломляя их по своему. Возможно именно поэтому он оказал мощное воздействие и на современников и на потомков.
Заключение.
Проанализировав «Философические
письма» Чаадаева с интересующих нас аспектов,
можно сказать, что концепция России, выдвинутая
Чаадаевым, является новаторской. В процессе
построения своей теории Чаадаев сосредотачивается
на многих пороках и несовершенствах русской
жизни. Тут и крепостничество, и отсутствие
основных демократических свобод, устоев,
традиций, тут и бескультурье народа, подражательность,
пустое, бездумное перенятие западной
культуры. Выявление этих недостатков,
выведение их на всеобщую оценку и обсуждение
– очень важный и смелый шаг для русской
общественной мысли.
Интересно то, что Чаадаев, придерживаясь
западного пути развития России, осуждал
слепое подражание всем европейским веяниям,
так как считал, что если и заимствовать
что-либо, то делать это надо осмысленно
и всегда оставаться патриотом своей страны,
вот то, с чем можно уверенно согласиться.
Наша главная трудность в понимании философии
и истории по Чаадаеву состоит в том, что
автор часто бывает противоречив. Например,
говоря о множестве недостатков и плачевном
положении общества, Чаадаев утверждает,
что России предстоит еще важная, благородная
миссия, что Россия еще преподаст другим
народам главный урок…
Несомненно, идеи, выдвинутые П.Я. Чаадаевым,
сохраняют свою значимость, глубину и
полноту содержания, иначе не притягивали
бы они к себе столько читателей, которые,
как и мы, прочитав «Философические письма»,
задумались о судьбе своей страны, ее будущем
и о том, как можно повлиять на грядущее
не только относительно себя, но и относительно
следующих поколений.
Список использованной литературы: