Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:12, доклад

Описание работы

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[2].

Файлы: 1 файл

Будди́зм.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

Согласно традиционной биографии (составители не позднее  Армстронга), его отцом был царь Шуддходана, глава народа шакьев, со столицей в Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра (имя, присваиваемое семье и аналогичное современной фамилии). Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками; через десять месяцев родился Сиддхартха. По давней традиции Шакья, когда его мать забеременела, она покинула Капилавасту и направилась в царство своего отца, чтобы родить там ребенка. Однако она родила по дороге, в Лумбини, в саду, под деревом ашока. День рождения Будды отмечается в странах Тхеравады как праздник Весак. Большинство источников утверждают, что его мать умерла через несколько дней после его рождения. Младенец получил имя Сиддхартха, которое означает «тот, кто добился своей цели».

Допущенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, заявил, что младенец станет либо великим царём (Чакравартин), либо великим святым. Это случилось  после того, как Сиддхартха встал  на волосы отшельника, позволив тому внимательно  рассмотреть его родимые пятна. Шуддходана провёл церемонию именования ребенка на пятый день от его рождения и пригласил восемь учёных брахманов, для того, чтобы они предсказали  будущее. Они также подтвердили  двойственное будущее Сиддхартхи. Каудинья, самый молодой из них, был единственным, кто предсказал, что Сиддхартха станет Буддой.

Ранняя  жизнь и брак

Отец уготовил Сиддхартхе роскошную жизнь. Для него было специально построено три дворца. Его отец, царь Шуддходана, желая, чтобы Сиддхартха был великим царём, всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Сиддхартха был воспитан младшей сестрой  своей матери, Маха Паджапати.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу  с Яшодхарой, кузиной, которой так же исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына, Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни..

Однажды, после 13 лет  брака Гаутама в сопровождении  колесничего Чанны выезжал за пределы дворца. Там он увидел «четыре  зрелища»: старого калеку, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую правду жизни — что смерть, болезнь, старение и мучение неизбежны, что бедных больше, чем богатых, и что даже удовольствия богатых в конечном счёте превращаются в прах. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество, чтобы стать монахом.

Отстранение и аскетический образ  жизни

В 29 лет Сиддхартха покинул свой дворец для того, чтобы  посмотреть мир вокруг себя. Несмотря на попытки своего отца убрать всех больных, старых и страдающих с улиц, Сиддхартха увидел пожилого человека. Когда его возничий Чанна рассказал, что все люди постепенно стареют  и умирают, принц продолжил свою поездку, в ходе которой он увидел множество тяжело больных, умирающих  людей. Пораженный этим, он захотел  преодолеть старость, болезни и смерть, живя в воздержании.

Сиддхартха покинул  свой дворец в сопровождении Чанны  на лошади Кантака, оставляя царскую  жизнь позади. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами»[23], чтобы его отъезд остался в тайне. Это событие называют «Великим Отправлением». Сиддхартха сначала поехал в Раджагриху, где он начал свою аскетическую жизнь, прося милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложили Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха, сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул  Раджагаху и стал учиться. Он последовал пути йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартха присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом, Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения, он также покинул учителя.

Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в  юго-восточную Индию. Сиддхартха вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны), пытался достичь просветления через полное лишение мирских благ, включая еду, занимаясь суровым самоистязанием. После того, как он почти обрек себя на смерть, употребляя в пищу один лист или орех в день, во время купания, свалившись в реку, он чуть не утонул. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого, Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда его отец начинал сезонную пашню. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние джханы.

Пробуждение (просветление)

После аскетизма, сосредоточения на медитации и анапана-сати (задержка дыхания), Сиддхартха обнаружил срединный путь — путь умеренности, остережения от таких крайностей, как холение самого себя и самоумерщвление. Он принял немного молока и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджату, которая ошибочно приняла его за духа, исполняющего желания, такой у него был изнеможенный вид. После этого, сидя под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, он поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины. Каундинья и остальные его 4 спутника, полагая, что он отказался от своих дальнейших поисков, покинули его. После 49 дней медитации в майское полнолуние, в возрасте 35 лет он достиг Просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

В этот момент, как  полагают, он достиг полного пробуждения  и полного представления о  природе и причине человеческих страданий — невежестве — а  так же шаги, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). Будда — наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.

В этот момент Будда  должен был выбрать, удовлетвориться  ли собственным освобождением или  обучать Дхарме других людей. Он был  обеспокоен тем, что люди, переполненные  жадностью, ненавистью и обманом, не смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки  и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Формирование  Сангхи

После Просветления Будды двое торговцев — Тапусса  и Бхаллика, которых встретил Будда, стали первыми его учениками. Будда дал им пару волос со своей  головы, которые по преданию хранятся в пагоде Шведагон, Бирма. После этого Будда намеревался вернуться в Аситу к своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чтобы рассказать им о том, чего он достиг, но узнал, что они уже умерли.

Позже Будда отправился в Сарнатх в Оленью Рощу около Варанаси в северной части Индии, там он прочел свою первую проповедь. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым делая свою первую проповедь группе своих спутников с которыми он ранее искал Просветления, он привел в действие Колесо Дхармы. Вместе с Буддой, они сформировали первую Сангху, сообщество буддийских монахов, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали арахатами. Их число увеличилось, после того, как к ним примкнул Яса со своими 54 спутниками. Позже к ним примкнули три брата Кассапа и их ученики (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

До сих пор нет  чёткого представления, на каком  языке говорил Будда, так как  нет убедительных доказательств  той или иной точки зрения. Вполне вероятно, что его учения передавались на множестве тесно связанных  среднеиндоарийских диалектов.

Странствия  и Учение

Оставшиеся 45 лет  своей жизни Будда путешествовал  по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая свое Учение и дисциплину самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты- от дворян до уборщиков, от убийц, таких, как Ангулимала, до людоедов, таких, как Алавака. Будда основал общину Буддийских монахов и монахинь («Сангха») для продолжения своего пути, после отправления в Паринирвану или Полную Нирвану. Его религия была открыта всем расам и классам, она не имела кастовых структур. Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Сангха путешествовала с места на место по Индии, излагая  Дхарму. Это происходило ежегодно в течение восьми месяцев, исключение составляли четыре месяца сезона дождей — вассана. Путешествие в эти  месяцы осложнялось ливнями, аскеты всех религий в это время не путешествовали, так как было довольно тяжело ходить, не наступая при этом на подводных животных, непреднамеренно  убивая их. В течение этого периода  Сангха возвращалась в монастырь, парк или лес — люди сами приходили  к ним.

Первая Вассана  была проведена в Варанаси, когда  Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились  в Раджагаху (Раджагриху), столицу  Магадхи, для того, чтобы почтить  своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого  визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя  важнейшими учениками Будды. Следующие  три вассаны Будда провел в  монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию  к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая  делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в  Капилавасту. Так как для вассаны  было еще рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в  Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане  Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей  смерти своего отца, Будда пошёл  к Шуддходане и проповедовал ему  Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо  перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати  просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и  решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных  женщин родов Шакья и Колия, которая  последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том  основании, что способность их к  просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила  Винаи для соблюдения.

Смерть/Махапаринирвана

Согласно палийской  Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро  он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда  съел последнюю еду, которую он получил  от кузнеца Кунда. Точный состав последней  еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады  предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны  говорит, что это были трюфели  или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра  утверждает, что Будда не заболел  и не постарел, он преднамеренно  принял такое обличие, для того чтобы  показать тем, кто родился в сансаре  ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной  из легенд перед смертью Будда  спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние  слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для  Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Информация о работе Буддизм