Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:12, доклад

Описание работы

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке[2].

Файлы: 1 файл

Будди́зм.docx

— 47.63 Кб (Скачать файл)

Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

Сами последователи  этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм»  был создан европейцами в XIX веке[2].

Это самая древняя  мировая религия, признанная самыми различными народами с совершенно разными  традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований»[3].

Основное число  последователей буддизма живет в  странах Южной, Юго-Восточной и  Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Основы  Учения

В основе буддизма лежит  учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный, или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Течения буддизма

Традиционно буддизм  делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. См. Тантра.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Подробная схема  школ и ответвлений буддизма собрана  в разделе Школы буддизма. Наиболее известные течения классифицируются следующим образом:

Буддизм, распространенный среди мирян и значительно  отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской образованной среде, носит  название простонародного или вульгарного.

История буддизма

Буддизм возник на индийском  субконтиненте в середине I тысячелетия  до н. э. Причины возникновения этого  Учения до нынешнего времени точно  не установленны, поскольку знания о древнеиндийском обществе слишком  скудны.

Сиддхартха  Гаутама (Будда)

Гаута́ма  Бу́дда (563 до н. э. — 483 до н. э.) — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, жил в северо-восточной части Индийского субконтинента, создатель учения «Четырёх Благородных Истин»

Гаутама как легендарная  личность

В большинстве современных  буддийских традиций, его называют Верховным буддой (Sammāsambuddha), что  означает «пробуждённый» или «просветлённый». Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма (пали) / Сиддха́ртха Гаута́ма (санскрит) — «потомок Готамы, успешный в достижении целей», он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся»). Гаутаму также называют Сакьяму́ни или Шакьяму́ни — «мудрец из рода Сакья»[2], или Татха́гата (санскр. तथागत, «Так Приходящий») — «Достигший Таковости», «Достигший Истины».

Сиддхартха Гаутама  является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователям после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки», сформировавшегося в I веке до н. э.. Учение Гаутамы до этого момента передавалось только устно и стало письменным текстом спустя 400 лет после его смерти. Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях в качестве реальной истории, однако в настоящее время «ученые неохотно соглашаются давать неподтвержденные сведения об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его Учением» . Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

Семья Гаутамы

Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскрит; пали — Суддходана), а матерью — [Маха-]Майя. Мать умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскрит; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной. У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Маха-Праджапати. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Согласно Махавасту, у отца Будды было три брата: Дхаутодана (санскрит; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскрит; пали — Амитодана), и сестра Амритика (санскрит; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана, и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита.

В Махавасту называются имена сестёр его матери и Маха-Праджапати — Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия  и Колисова.

Известны следующие  двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы  остаётся неясной. В традиции Тхеравады  мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к  Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана  и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхаратхи был  единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Жизнь Будды

Основными источниками  информации о жизни Сиддхартхи Гаутамы  являются буддийские тексты. Согласно им, Будда и его монахи каждый год на протяжении четырёх месяцев  обсуждали и повторяли его  Учение. После смерти Будды они  приступили к сохранению его трудов. Первый совет по обсуждению трудов Будды был проведен вскоре после  его смерти, второй же совет был  проведен лишь век спустя. На этих советах  монахи пытались установить соответствия между реалиями жизни и Учением  Будды. Они разделили его Учение на отдельные, но перекрывающиеся части  материала, для сохранения каждой части  был назначен свой монах. Многие основные аспекты Учение Будды были включены в рассказы и песни в попытке  передать их более точно.

Со времени первого  совета Учение передавались в устной форме. Старейшие тексты, относящиеся  к Будде, датируются вторым советом  или немного позднее, так как  Учение Будды не записывалось в течение  трех или четырёх сотен лет  после его смерти. К этому моменту, в эти труды были внесены изменения  самими монахами, в частности, для  гиперболизации фигуры Будды.

Труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских  аспектах. Это хорошо отражено в  буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладало над  описанием времени, когда это  все происходило. Эти документы  содержат описания культуры и ежедневной жизни древней Индии, которые  подтверждаются джайнскими писаниями, и делают время Будды самым  ранним периодом Индийской истории, о котором существуют значительные упоминания.

Зачатие и рождение

В соответствии с  принятыми в современных буддийских традициях текстами, Сиддхартха Гаутама  родился в окрестности города Капилавасту (расположенного в Непале; ныне в этом месте находится храмовый комплекс Лумбини) в майское полнолуние в кшатрийском племени Шакья в маленьком княжестве Капилавасту (современный Непал). День его рождения широко празднуется в буддийских странах (Весак).

В это время множество  городов-государств, существовавших в  Древней Индии, назывались джапанадами. Республики и племена с размытой политической структурой и малым  уровнем социального расслоения составляли большую часть джапанады; они назывались гана-сангхами. Согласно брахманской теории, общество времен Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабо структурированным. Там не существовало полноценной  монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую  форму республики.

Информация о работе Буддизм