Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:08, реферат
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие ценности и ее общая характеристика………………………4
1.1 Классификация ценностей…………………………………………………..6
Глава 2. Проблематика понятия «ценность» …………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиографический список……………………………………………………..13
Структура ценностей
человека - характер и ранговый порядок
его верований, влечений, стремлений -
отражает конституцию самой натуры (природы)
человека, качество "человеческого
материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя
осознает или желал бы видеть. Ценностное
мироотношение - это не феномен или структура
сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое
отношение, связывающее человека с реальным
миром, в котором он живет.
Прямая дорога к главным
нравственным и ценностным решениям, к
верному самоопределению, к "правильности"
идет через самого человека, через познание
им своей природы, своих особенностей,
через открытие им правды о самом себе.
Чем глубже он познает свою природу, желания
своего внутреннего "Я", свой темперамент,
свою конституцию, свои потребности и
устремления, чем отчетливее он осознает,
что на самом деле доставляет ему радость,
тем легче, естественнее, автоматичнее,
эпифеноменальнее будет решена им проблема
нравственного выбора.
Глава 2. Проблематика понятия «ценность»
В исследованиях XX века ценностные ориентации личности представляют собой своеобразный итог большинства передовых идей, различных школ психологии.
Несмотря на глубокое изучение и представленность работ в отечественной и зарубежной психологии, сегодня нет какой-то единой теории, дающей исчерпывающие представление о данной проблеме.
Вопросы о том, что считать ценностью занимали еще философов древности, таких как Аристотель, Диоген Лаэртский, И.Кант. Термин «ценность» активно употребляются представителями общественных наук с 60-х г.г. В XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценность – аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философских школ.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность, т.е. ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его особенностями. В литературных источниках насчитывается более ста определений понятия «ценность», где предлагаются к рассмотрению различные подходы и стороны данной проблемы.
Этимология этого понятия происходит
от прилагательного «ценный» и существительного
«цена», далее от православной формы cěna,
от которой в числе прочего произошли:
древнерусское и старославянское цѣна «покаяние, возмещение, наказание»,
далее — греч. τίνω «совершаю покаяние»,
τιμή «оценка, почет, цена.
В словарях русского языка дается ряд
определений «ценности»:
Ценность – цена, стоимость, важное значение.
Ценность – выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь. Важность, значение. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении.
Ценность (см. сокровище; см. стоимость): Сокровище – драгоценность, ценность. Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство.
Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы.
Ценность – важность, значимость чего-либо. Предметы, явления важные для культуры, духовной жизни какого-либо народа, общества. Духовные ценности.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.
В отечественной философии у
истоков разработки понятия «ценность»
стоял В.П. Тугаринов, делая акцент на способность
вещей, явлений, идей выступать средством
удовлетворения потребностей и интересов
людей, служить общественному прогрессу
и всестороннему развитию личности. «Ценности
– это предметы, явления и их свойства,
которые нужны (необходимы, полезны, приятны
и пр.) людям… и определенной личности
в качестве средств удовлетворения их
потребностей и интересов, а также – идеи
и побуждения в качестве нормы, цели или
идеала».
Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное
отношение»: «В подходе людей к окружающим
их явлениям природы и общественной жизни
следует различать две непрерывно связанные
стороны: теоретическую и практическую,
изучение явления, как оно существует
само по себе и практическое к нему отношение.
В первом случае человек ставит перед
собой вопрос: что представляет собой
данное явление, как его объяснить, каковы
его причины и основания. Во втором случае
он спрашивает, как отнестись к этому явлению,
как его (в конечном счете) использовать,
если оно полезно, или устранить, если
оно вредно. Необходимым моментом перехода
от теоретического к практическому отношению
является ценностное отношение к предмету,
отнесение его к ценностям или отказ ему
в достоинстве ценности. Данный подход
к пониманию ценности является наиболее
распространенным.
Близкой к нему является точка зрения ученых, которые делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Так В.А. Василенко пишет: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в их жизни».
Ценности рассматриваются и в связи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личностного развития. А.И. Шемшурина считает, что ценность – «одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного».
Проблема ценностей рассматривается и в педагогической литературе. Вопросы воспитания ценностей обозначены в работах Л.Я. Гозмана, считавшего, что «ценностный аспект становиться основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности». Рассматривая пути формирования нравственного облика личности Л.Я. Гозман говорит о том, что право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям и обществу в целом.
Заключение
Подводя итог общей характеристики ценностей
человека и их место в структуре личности
мы можем отметить, что ценности – важнейший
элемент внутренней структуры личности,
закрепленные жизненным опытом индивида,
всей совокупностью его переживаний и
отграничивающие значимое, существенное
для данного человека от незначимого,
несущественного. Совокупность сложившихся
ценностей образует своего рода ось сознания,
обеспечивающую устойчивость личности
преемственность определенного типа поведения
деятельности, выраженную в направленность
потребностей и интересов. Исходя из этого,
ценности выступают доминирующим фактором,
регулирующим и детерминирующим мотивацию
личности.
Таким образом, ценности представляют
собой особые психологические образования,
имеющие иерархическую систему и существующие
в структуре личности только в качестве
ее элементов. Невозможно представить
себе ориентацию личности на ту или иную
ценность как некое изолированное образование,
не учитывающее ее приоритетность, субъективную
важность, относительно других ценностей,
то есть не включенное в систему.
Библиографический список