Ценности и их роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:08, реферат

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие ценности и ее общая характеристика………………………4
1.1 Классификация ценностей…………………………………………………..6
Глава 2. Проблематика понятия «ценность» …………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиографический список……………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

фила.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

Структура ценностей человека - характер и ранговый порядок его верований, влечений, стремлений - отражает конституцию самой натуры (природы) человека, качество "человеческого материала", т.е. то, каков человек есть, а не то, каким он себя осознает или желал бы видеть. Ценностное мироотношение - это не феномен или структура сознания, а жизненно-бытийное, т.е. онтологическое отношение, связывающее человека с реальным миром, в котором он живет. 
 
Прямая дорога к главным нравственным и ценностным решениям, к верному самоопределению, к "правильности" идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего "Я", свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчетливее он осознает, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее, автоматичнее, эпифеноменальнее будет решена им проблема нравственного выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблематика понятия «ценность»

В исследованиях XX века ценностные ориентации личности представляют собой своеобразный итог большинства передовых идей, различных школ психологии.

Несмотря на глубокое изучение и представленность работ в отечественной и зарубежной психологии, сегодня нет какой-то единой теории, дающей исчерпывающие представление о данной проблеме.

Вопросы о том, что считать ценностью занимали еще философов древности, таких как Аристотель, Диоген Лаэртский, И.Кант. Термин «ценность» активно употребляются представителями общественных наук с 60-х г.г. В XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценность – аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философских школ.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность, т.е. ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его особенностями. В литературных источниках насчитывается более ста определений понятия «ценность», где предлагаются к рассмотрению различные подходы и стороны данной проблемы.

Этимология этого понятия происходит от прилагательного «ценный» и существительного «цена», далее от православной формы cěna, от которой в числе прочего произошли: древнерусское и старославянское цѣна «покаяние, возмещение, наказание», далее — греч. τίνω «совершаю покаяние», τιμή «оценка, почет, цена. 
В словарях русского языка дается ряд определений «ценности»:

Ценность – цена, стоимость, важное значение.

Ценность – выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь. Важность, значение. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении.

Ценность (см. сокровище; см. стоимость): Сокровище – драгоценность, ценность. Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство.

Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы.

Ценность – важность, значимость чего-либо. Предметы, явления важные для культуры, духовной жизни какого-либо народа, общества. Духовные ценности.

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.

В отечественной философии у истоков разработки понятия «ценность» стоял В.П. Тугаринов, делая акцент на способность вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. «Ценности – это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям… и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».  
Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное отношение»: «В подходе людей к окружающим их явлениям природы и общественной жизни следует различать две непрерывно связанные стороны: теоретическую и практическую, изучение явления, как оно существует само по себе и практическое к нему отношение. В первом случае человек ставит перед собой вопрос: что представляет собой данное явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае он спрашивает, как отнестись к этому явлению, как его (в конечном счете) использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к практическому отношению является ценностное отношение к предмету, отнесение его к ценностям или отказ ему в достоинстве ценности. Данный подход к пониманию ценности является наиболее распространенным.

Близкой к нему является точка зрения ученых, которые делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Так В.А. Василенко пишет: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в их жизни». 

Ценности рассматриваются и в связи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личностного развития. А.И. Шемшурина считает, что ценность – «одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного».

Проблема ценностей рассматривается и в педагогической литературе. Вопросы воспитания ценностей обозначены в работах Л.Я. Гозмана, считавшего, что «ценностный аспект становиться основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности». Рассматривая пути формирования нравственного облика личности Л.Я. Гозман говорит о том, что право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям и обществу в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог общей характеристики ценностей человека и их место в структуре личности мы можем отметить, что ценности – важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся ценностей образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности преемственность определенного типа поведения деятельности, выраженную в направленность потребностей и интересов. Исходя из этого, ценности выступают доминирующим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. 
Таким образом, ценности представляют собой особые психологические образования, имеющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Около 9000 синонимических рядов. Под ред. Л.А.Чешко Изд. 4-е, репродуцированное. М., «Русский язык», 1975г. 600 стр.
  2. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки 1989. - №6. - С. 85-89.
  3. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. – № 5. - С. 67-76.
  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – Москва: 1999. – 237 с.
  5. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 518 с. 
  6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник моек, унта. Сер. 14. Психология, 1996. - № 4. - С.35-44.
  7. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр. ISBN 5-9900358-1-0

 

  1. Толковый словарь русского языка: в 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русские словари, 1994, стр. 1214

 

  1. Хлебодарова О. Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности [Текст] / О. Б. Хлебодарова // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 357-361.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценности и их роль в жизни человека