Ценности и их роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:08, реферат

Описание работы

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие ценности и ее общая характеристика………………………4
1.1 Классификация ценностей…………………………………………………..6
Глава 2. Проблематика понятия «ценность» …………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиографический список……………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

фила.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие ценности и ее общая характеристика………………………4

1.1 Классификация ценностей…………………………………………………..6

Глава 2. Проблематика понятия «ценность» …………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….12

Библиографический список……………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. 
 
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. 
 
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого. 
Глава 1. Понятие ценности и ее общая характеристика.

Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

1. Ценность социальна по своей  сути и имеет объектно-субъектный  характер.

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

2. Ценность возникает в ходе  практической деятельности человека.

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель — это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

3. Понятие «ценность» необходимо  отличать от понятия «значимость».

Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность — это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

4. Всякая ценность характеризуется  двумя свойствами: функциональным  значением и личностным смыслом.

Что это за свойства? Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом. 
В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по природе своей  объективны.

Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение.

 

 

1.1 Классификация ценностей.

В зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям, где изучается их иерархия.  
Многочисленные дефиниции базовых ценностей складываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток». «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»)». В первую группу отнесены ценности – цели, те ради чего человек живет (терминальные ценности). Во вторую, ценности – средства, с помощью чего он живет (инструментальные ценности). Приоритетными являются терминальные ценности, так как они выражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни личности. 
Рассмотрим первую (традиционную) классификацию ценностей.

1. Традиционные. Ориентированы  на сохранение и воспроизводство  сложившихся норм и целей жизни.

2. Современные. Возникают  под влиянием изменений в общественной  жизни.

3. Базовые. Характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности.

4. Терминальные. Выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни.

5. Инструментальные. Одобряемые в данном обществе средства достижения целей.

За традиционной классификацией ценности разделяют на:

1. Материальные - ценности, которые существуют в форме вещей - одежда, продукты питания, техника, храм, картина.

2. Духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и  др.

При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными -религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности.

Заметим, ценностей существует великое множество. Множественность ценностей позволяет производить классификацию по разным основаниям. Приведем три наиболее значительные группировки ценностей.

Первое основание классификации - вид человеческой деятельности - дает:

  • ценности познания (истина, правда, заблуждение, ложь).
  • ценности общения (благородство, отчуждение, вежливость, верность, гордость, доверие, зависть, ревность, скромность, сочувствие, ханжество, честолюбие).
  • преобразовательные ценности (выносливость, стойкость, смелость, дисциплинированность, солидарность, конкуренция, взаимопомощь, соревнование, трудолюбие, бережливость).
  • ценности смысловые (ориентировочные), а именно: "здравый смысл", заповеди христианства, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, альтруизм, эгоизм, скептицизм.
  • ценности искусства как процесса художественного освоения действительности: прекрасное, которое выступает во множестве конкретных вариаций (изящное, грация, миловидность, великолепие и так далее), безобразное (уродливое), возвышенное, которое имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное), низменное, трагическое, комическое.

Второе основание классификации - объект действия - дает в современном обществе:

  • ценности экономики.
  • ценности социальных отношений, обеспечивающих воспроизводство человека как главной производительной силы общества и как личности.
  • ценности нравственности.
  • политические и правовые ценности.
  • эстетические ценности.
  • мировоззренческие ценности (мифологии, религии, философии).

Третье основание классификации - субъект действия - дает в конце двадцатого столетия:

  • ценности человека как личности, как индивидуальности.
  • ценности устойчивых объединений людей (общности, организации, коллектива, ячейки).
  • ценности человечества (общечеловеческие ценности).

Информация о работе Ценности и их роль в жизни человека