Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 11:40, контрольная работа
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен¬ность. Поскольку проблема молодежи была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Наряду с политизацией проблем моло¬дого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо¬ны общества в отношении к молодежи.
Введение …………………………………………………………… ………. 3-5
Глава I ……………………………………………………………………… 6-11
Глава II ……………………………………………………………………..12-16
Заключение ……………………………………………………………….. 17-18
Библиографический список …………………………………………….. …19
Оглавление
Введение …………………………………………………………… ………. 3-5
Глава I ……………………………………………………………………… 6-11
Глава II ……………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………….. 17-18
Библиографический список …………………………………………….. …19
Введение
Одно из направлений формирования духовного мира личности -воспитание круга ценностных качеств человека - процесс, всецело зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого характера отношений, господствующих в обществе. Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого государства, общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формирования личности, которая была бы способна по своим профессиональным качествам, мировоззренческим установкам и ценностным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направленность. Поскольку проблема молодежи была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Наряду с политизацией проблем молодого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со стороны общества в отношении к молодежи.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и семьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, философов: А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина и др.
Проблемы студенческой молодежи представлены в работах Л.А. Аза, В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова и др.
Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным в недалеком прошлом дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Это отразилось и на экономическом мышлении и поведении молодежи.
Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния студенчества привело к тому, что у части молодежи материальные интересы - заинтересованность в учебной, практической, творческой деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бытовые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.
Активная позиция, свойственная для другой части молодежи, пришли в противоречие с экономическими и хозяйственными интересами государства, проводящего до сих пор неэффективные реформы. И молодые люди, стремящиеся повысить спой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкиваются в реальной жизни с большими трудностями, не оправдывающими смысл их стремлений.
Между тем стремление молодого человека к самоосуществлению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться обществом.
Механизм образования ценностного вакуума ускорился, общество начало терять чувство нации, снизился общий уровень культуры, социальной активности.
Политические и экономические условия не могли дать иной выход энергии молодых. Процесс заполнения ценностного вакуума начался и с появлением достаточного условия — демократизации — заработал механизм образования, а затем совершенствования неформальных групп, плюрализации их ценностей, перехода к организационным структурам.
В период реформ этот процесс необратим и протекает достаточно остро.
Естественно, в российском, как и в любом другом обществе, существуют и социальные специфические проблемы молодежи, аналогичные проблемам престарелых, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения. Однако степень их воздействия на проблему профессиональной подготовки и воспитания студенческой молодежи на данном этапе развития экономики, на наш взгляд, проявляется в гораздо меньшей мере, чем груз сложившихся общих макроэкономических условий.
Вместе с тем существует тесная обратная связь: обострение специфических проблем молодежи - невостребованность, безработица, отсутствие возможностей профессионального роста, проявления себя в общественном производстве, а также неоправданно высокая дифференциация заработной платы и доходов, отсутствие жилья и т.д. - ведет к усугублению общехозяйственных проблем в области снижения качества подготовки профессиональных кадров, падения уровня интеллектуального потенциала, производительности труда, снижения объемов производства. Главным, по-видимому, здесь является то, что утрата позитивных социальных ориентиров в молодости ведет к негативным последствиям и в более зрелом возрасте. В результате создается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося вести паразитический образ жизни.
Глава I
Основные аспекты ценностных ориентаций
Первые представления
Активно разрабатывали и продолжают разрабатывать эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма.
В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.
Ориентация ценностная - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение9.
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности3.
Ориентации ценностные личности –
разделяемые личностью
Понятие «ориентации ценностные личности» было введено в 20-е гг. в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ориентации ценностные личности в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.
В качестве таковой ориентация ценностная личности стала предметом многочисленных исследований в американской и западноевропейской социологии, но особенно в социальной психологии. В социологии и социальной психологии акцентируется внимание, во-первых, на выявлении зависимости ориентации ценностной личности от социально-экономической и социально-культурной природы общества и объективных условий предметной деятельности субъекта. Во-вторых, подчеркивается отличительная особенность ориентации ценностной личности как социальных установок высшего уровня, которые соотносятся с частными социальными объектами и ситуациями, регулирующими отдельные поступки7.
Под ценностными ориентациями также понимают идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней5. С помощью данного понятия оказалось возможным выразить и детерминацию личности социальным целым (личность как объект общественных воздействий), и внутренние источники ее социальной активности (личность как субъект социальной деятельности). Поэтому само понятие «ценностная ориентация» является достаточно сложным образованием.
Таким образом, необходимой предпосылкой формирования и функционирования ценностных ориентации должно быть наличие системы социальных ценностей. Данная система социальных ценностей представляет сложное иерархическое образование, в котором существенную роль играют идеалы, образцы (стандарты), наиболее общие принципы социальной деятельности людей.
Ценность семьи по-прежнему велика у всех народов Российской Федерации — представителей разных поколений. Вместе с тем результаты социологических опросов подтверждают, что в настоящее время сохраняются и распространяются ценности, которые реально существовали ранее, но их было не принято актуализировать. Например, "делать деньги" считалось чисто капиталистическим ориентиром, поэтому в социологические анкеты это включалось в виде формулировки "жить в достатке". Не поощрялось стремление подчинять все усилия достижению личного успеха. Но реально люди знали, когда и что "надо говорить" и как поступать не во вред себе. Подобные ценностные ориентации при опросах отступали на вторые роли. Теперь они открыто называются главными регуляторами поведения материальное благосостояние.
Отсутствие реальных позитивных ценностей в общегосударственном масштабе привело к тому, что многие стали обращать свои взоры к религиозным догматам. Это свидетельствует о маргинализации переходной культуры, и ее следует рассматривать как своего рода компенсаторную реакцию. Вчерашние атеисты, среди которых большинство молодых людей, пытаются найти внешнюю опору в религиозных ценностях. Православное христианство — огромный пласт русской национальной культуры и традиции. Однако традиции христианства в настоящее время пытаются заменить наспех собранными идеями, которые иногда красиво, но неправильно называют общечеловеческими ценностями. В настоящее время свои ценности выдвигают предприниматели, банкиры, и они отбирают то, что соответствует их миропониманию и интересам.
Таким образом, ориентация людей на те или иные ценности как определенная форма мышления есть система установок, детерминированных характером производственных отношений, социальным положением, культурным уровнем окружающей среды, общественным мнением. В основе ценностных ориентаций лежат определенные принципы, которые с ускорением общественного прогресса все более глубоко внедряются в сознание народа.
Ориентации - это не случайный набор предпочтений тех или иных материальных и духовных ценностей, способных удовлетворить потребности. Прежде, чем приобрести свой ценностный статус, они были многократно повторены на опыте. Следовательно, их надо рассматривать на основе принципа преемственности.